Образовательная практика Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Тагирова Эльвира Акифовна

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, определяет финансовую грамотность как результат процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Также в ней говорится, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо организовать разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования, включая дошкольное.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Воспитатель: Тагирова Э.А . Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»

Слайд 2

Тип представленной практики: педагогическая практика Ключевые слова практики: основы финансовой грамотности, сюжетно-ролевая игра, развивающая предметно-пространственная среда, дети старшего дошкольного возраста. Целевая аудитория: воспитанники

Слайд 3

Экономическая культура Финансовая грамотность Культура личности ребенка

Слайд 4

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста путем привлечения средств и возможностей сюжетно-ролевых игр

Слайд 5

Ключевые задачи практики: познакомить детей с первичными экономическими категориями «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»; развивать у детей экономическое мышление посредством вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр; создать условия для организации сюжетно-ролевой игры; помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Слайд 6

Сюжетно-ролевая игра как средство реализации практики. Демонстрация экономического поведения в сюжетах

Слайд 7

Ателье «Пуговка» «Почта» «Кафе»

Слайд 8

«Супермаркет», «Банк», «Парикмахерская»

Слайд 9

Этапы развития сюжетно-ролевой игры с экономическим содержанием 1 этап Поддержка игровой инициативы, обогащение игры и организация РППС 2 этап Формирование представлений о новых профессиях и проигрывание сюжета Непосредственно игровая деятельность в игровых сюжетах 3 этап

Слайд 10

Роль педагога в сюжетно-ролевой игре 3 этап 2 этап 1 этап Педагог в основной роли Педагог-наблюдатель Педагог во второстепенной роли

Слайд 11

Виды деятельности: коммуникативная деятельность познавательно-исследовательская деятельность конструирование из разного материала изобразительная деятельность

Слайд 12

Уголок по финансовой грамотности Организована РППС

Слайд 13

Организована РППС

Слайд 14

Прогнозируемые результаты: умение применять первичные экономические категории в сюжетно-ролевых играх; умение самостоятельно организовывать игровую среду для сюжетно-ролевых игр; понимание значимости труда и взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги», «стоимость продукта в зависимости от качества»; умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; умение проявлять социально-нравственные качества в игре.

Слайд 15

Диагностика Цель - определение уровня сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете. сформированность представлений первичные представления

Слайд 16

а ктивизация познавательной деятельности и речевой активности; совершенствование коммуникативных качеств; обогащение сюжетно-ролевой игры детей. В результате реализации практики происходит:

Слайд 17

Трудности и риски практики Хаотичность характера игр Роли не доводятся до логического конца Одни роли сменяются другими Недостаточная согласованность в действиях



Предварительный просмотр:

Образовательная практика

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Автор: Тагирова Эльвира Акифовна

Тип представленной практики: педагогическая практика.

     Ключевые слова практики: основы финансовой грамотности; сюжетно-ролевая игра; развивающая предметно-пространственная среда; дети старшего дошкольного возраста.

    Целевая аудитория: воспитанники.

 Проблема (актуальность):

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, определяет финансовую грамотность как результат процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Также в ней говорится, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо организовать разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования, включая дошкольное.

В современной концепции дошкольного образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы, возникает необходимость внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

    Была разработана и апробирована образовательная практика «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».

Реализация практики в игровой деятельности наиболее эффективна для усвоения и закрепления детьми дошкольного возраста сложных экономических понятий, формирования        экономической   культуры,    воспитания          положительного взаимоотношения        в        детском      коллективе.        

Представления, которые ребёнок приобретает в процессе игровой деятельности, являются для него более доступными и понятными

    Цели практики:

     Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста путем привлечения средств и возможностей сюжетно-ролевых игр. 

    Ключевые задачи практики:

  • познакомить детей с первичными экономическими категориями «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
  • развивать у детей экономическое мышление посредством вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр;
  • создать условия для организации сюжетно-ролевой игры;
  • помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий:

«труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от

качества»;

  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. 
  • воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.

Основная идея, суть практики, базовый принцип: 

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности, особенно игровой, экономическим содержанием.

Через какие средства (технологии, методы, формы, способы) реализуется практика:

  •  Беседа;
  •  Ситуативный разговор;
  •  Дидактические и настольно-печатные игры с экономическим содержанием;
  •  Сюжетно-ролевые игры;
  •  Упражнения в тетрадях экономических заданий;
  •  Чтение художественной литературы
  •  Чтение и анализ сказки;
  •  Рассказ
  •  Отгадывание загадок;
  •  Работа с карточками;
  •  Просмотр мультфильмов/демонстрация фрагментов мультфильмов;
  •  Изобразительная деятельность, выставка рисунков, изготовление поделок;
  •  Участие в соревнованиях, викторинах, конкурсах;
  •  Решение экономических задач;
  •  Решение арифметических задач.

     Вышеперечисленные средства реализации практики являются, с одной стороны, теоретической базой для ознакомления и расширения у детей экономических понятий, и, с другой стороны, служат подготовительным этапом для возможного применения накопленного опыта и знаний на практике, т.е. в игровой деятельности.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольного возраста. Именно в процессе игры дети максимально эффективно усваивают даже самую сложную для понимания информацию. Образовательная задача с лёгкостью маскируется под задачу игровую. Достигая результата в игре, воспитанник справляется и с образовательной задачей – усваивает новые знания.

 Поскольку в старшем дошкольном возрасте основной вид игры - сюжетно-ролевая игра, то она является наиболее значимым средством в достижении цели.    

     Ребенок учится переносить свой опыт в сюжетно-ролевую игру, в которой как бы «проживает» недосягаемую для него действительность. Эта игра – наиболее спонтанное проявление ребенка, и, вместе с тем, она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность и творчество.

 Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Дети сами придумывают сюжет, распределяют роли и учитывают роли других детей, т.е. вступают в реальные организационные отношения. Чаще всего, дети принимают на себя роль взрослого, соответствующим образом используют те или иные предметы, устанавливают сложные ролевые отношения с другими играющими.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры с экономическим содержанием

Первый этап:

  1. Поддержка игровой инициативы и обогащение игры.

Пространство группы перестроено под игровой замысел детей. Организация РППС по сюжету игры. Отражение тематики сюжетно-ролевой игры в оборудовании развивающей предметно-пространственной среды (разработала несколько блоков разной тематики и создали экономическую зону), подготовлены атрибуты для игры, важно, чтобы ребёнок принимал непосредственное участие в создании атрибутов. При изготовлении макетов, атрибутов к игре взаимодействовала с родителями воспитанников.

Второй этап: сформировали представление о содержании деятельности людей новых профессий. Проигрывали отдельные сюжеты, включающие в себя диалоги.

Третий этап – непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов. Подведение общего итога всей работы, объединение всех

полученных ранее знаний детей путем введения новых игровых сюжетов.      Зачастую происходит так, что одна игра одновременно может взаимодействовать с другими сюжетами, что позволяет ее сделать еще интересней и разнообразней.

При работе с данной технологией, мы как педагоги:

1 этап – педагог в основной роли, дети вместе с воспитателем разрабатывают предстоящий сюжет игры, в который включена экономическая тема, когда воспитатель прямо руководит игрой, формирует игровую проблемную ситуацию, направляет развитие сюжета, обращает внимание на смену ролей, выполнение действий экономического характера каждым ребенком, развивает умения, способствующие закреплению экономических знаний в игре.

2 этап – педагог во второстепенной роли,  дети сами организуют с.р игру. Воспитатель выступает в роли наблюдателя, советчика, не вмешиваясь, без необходимости, в процесс игры; использует косвенные приемы руководства игрой:

- задает вопросы на осмысление сюжета, любых взаимодействий,

- подсказывает;

- дает образец ролевого поведения, решения проблемной ситуации;

- «мешает играть»;

- видит «поле» игры и разные варианты разворачивания событий;

- слышит и поддерживает детское любопытство;

- не директивен.

3 этап – педагог-наблюдатель, не вмешивается в игру, следит за поведением детей в процессе игры, обогащает, оживляет, расширяет сюжет.

 Экономическое содержание игры должно опираться на реальные представления и умения детей, важно не перегрузить экономической составляющей детскую игру. Согласно плану кружка, сюжетно-ролевая игра должна проводиться 1 раз в месяц.

Итак, дети проигрывали знания экономики и экономического поведения в разных сюжетах. Например, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Банк» и другие.

Связь экономического воспитания с другими видами деятельности:

- Коммуникативная деятельность – умение рассказать, объяснить, выделить главное, дать определение, вступить в диалог по теме сюжета;

- ИЗОдеятельность и конструирование– иллюстрации к художественным произведениям, аппликации, поделки, заготовки (что младшие дети делают с удовольствием и обыгрывают, а старшие - дополняют деталями);

- Познавательно-исследовательская деятельность – представления о множестве, понятия терминов «больше – меньше», на сколько, сравнение, увеличение и уменьшение, решение задач.

 В процессе игровой деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх, устанавливается, адекватная возрасту ситуация общения, моделирующая реальные жизненные ситуации, облегчает восприятие излагаемых проблем и представлений, следовательно, активизируется познавательная активность, совершенствуются коммуникативные качества. Ребенок научится самостоятельно творить игровую среду из подручных средств. У детей появляется интерес к людям разных профессий, особенно современных, денежным операциям, экономическим понятиям: выгодно – не выгодно, дорого – дёшево, честно – не честно; различным видам потребностей: хочу – надо, нужно – не нужно.

Результат игры заключается в том, что дети играют не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения, что позволяет интегрировано решать задачи по освоению экономических представлений.

Прогнозируемые результаты:  

  • умение применять первичные экономические категории в сюжетно-ролевых играх;
  • умение самостоятельно организовывать игровую среду для сюжетно-ролевых игр;
  • понимание значимости труда и взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги», «стоимость продукта в зависимости от качества»;
  • умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
  • умение проявлять социально-нравственные качества в игре.

 

Способы измерения результатов практики:

1. Входная диагностика перед реализацией практики.

2. Итоговая диагностика после реализации практики.

   

В результате реализации практики:

Практика позволяет:

-  активизировать познавательную деятельность и речевую активность,

- совершенствовала коммуникативные качества,

- обогащать сюжетно-ролевую игру детей.

У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережно относится к игрушкам, предметам окружения, выполнять элементарные правила экономии, понимая, что ресурсы небезграничны.

Проблемы, трудности, риски: исходя из наблюдений за общением между сверстниками в совместных играх, отметила, что порой замечала проявление негативных сторон:

• Хаотичность характера игр;

• Роли не доводятся до логического конца;

• Одни роли сменяются другими;

• Недостаточная согласованность в действиях

  •  В своем опыте не сталкиваются с необходимостью практического использования понятий, категорий, отношений

 Какое сопровождение готова обеспечить:

Для заинтересовавшихся нашей образовательной практикой, мы готовы презентовать опыт и провести мастер-класс для коллег.

Материалы практики представлены на сайте ДОУ и личной странице в Интернете.

Опубликована статья в Городском сборнике образовательных практик.

Использованная литература и источники:

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2012  г. – 169 с.

Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2011. – 176с.

Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг. : распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р // ГАРАНТ.РУ : информационно-правовой портал. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 24.05.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Кафе» в сборнике научных статей И 66

laquo;Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и науч. ред. В.А. Адольф. – Красноярск: Сибирский федеральный униве...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональн...