План работы по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
методическая разработка по основам финансовой грамотности
План работы по самообразованию «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr._2021-2022.docx | 37.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ушаковская средняя общеобразовательная школа»
группы дошкольного образования
План работы по самообразованию
воспитателя Мицкой Н.Н.
Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Сроки реализации:2021-2022г.
Актуальность
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: повышение теоретического, педагогического уровней и компетентности по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и обобщить литературу по теме методической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- Изучить и обобщить опыт педагогов на интернет-сайтах.
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
- Разработать и подобрать дидактические игры и упражнения, способствующих экономическому развитию детей.
- Составить картотеку дидактических игр и упражнений, способствующих формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
- Создать в группе РППС, способствующую формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
- Вызвать интерес родителей к совместной работе по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
- Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
- Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
- Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
- Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
- Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
- Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
- Дать представления о рекламе, ее назначении.
- Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
- Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
- Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
План Работы на 2021-2022 год.
Сентябрь.
- Мониторинг.
- Родительская встреча: знакомство с результатами мониторинга. Анкетирование родителей.
- Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «профессии».
- Рисование «Мои добрые дела».
- Подвижная игра «Выбор профессии».
- Беседа о труде.
- Час загадок.
- Занятие – беседа на тему: «Летний день – год кормит».
- Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».
- Беседа: «Кто построил новый дом».
- Дидактическая игра «Уважай чужой труд».
- Оформление копилки (кошелька) добрых дел.
- Памятка для родителей (законных представителей) по экономическому воспитанию детей.
- Проект «Профессии родителей (законных представителей)».
Октябрь. - Рисование «Как я помогаю близким».
- Чтение стихотворений о труде и профессиях.
- Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».
- Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?».
- Беседа «Хлеб – всему голова».
- Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».
- Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Заплатка».
- Дидактическая игра «Идем в поликлинику».
- Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций».
- Встреча «Семейный бюджет и ребенок».
Ноябрь.
- Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
- Беседа с детьми с правилами экономии.
- Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
- Сюжетно-дидактическая игра « Магазин».
- Экскурсия в магазин.
- Рисование «Экскурсия в магазин».
- Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».
- Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
- Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.).
- Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию.
- Встреча «Дети и деньги».
- Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).
Декабрь.
- Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
- Занятие – беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
- Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
- Игра-эстафета «Хорошо-плохо».
- Создание картотеки дидактических игр.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона(дидактические игры).
- Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?».
Январь.
- Рассказ воспитателя об истории денег.
- Презентация о Гознаке.
- Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
- Рисование «Монеты моей страны».
- Аппликация «Необычные формы денег».
- Собирание тематических пазлов.
- Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).
- Подготовка и проведение семинара-практикума «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».
Февраль.
- Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».
- Экономический КВН.
- Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).
- Сюжетно – дидактическая игра «Банк».
- Экскурсия в банк.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с.р.и).
- Проведение НОД для родителей.
Март.
- Литературная викторина по русским народным сказкам.
- Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
- Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».
- Решение арифметических задач.
- Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).
- Создание картотеки арифметических задач.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.
- Консультация «Зачем ребенку экономика».
- Праздник «Мы - бережливые».
Апрель.
- Беседа о рекламе.
- Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона « О рекламе».
- Рисование «Моя любимая реклама».
- Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
- Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.
- Создание альбома «Реклама для детей».
- Консультация для родителей (законных представителей).
- «Веселая ярмарка».
Май.
- Итоговый мониторинг.
- Занятие-беседа на тему: «Найди в сказке экономику».
- Игра-занятие «Где делают настоящие деньги?»
- Игра-занятие «Интересные покупки».
- Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».
Предполагаемый результат.
Воспитатели:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители (законные представители):
- повышен интерес родителей (законных представителей) к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство).
РППС:
- картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
- приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
- приобретение и изготовление дидактических игр.
Список литературы
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др.-Пермь, 2019.-158 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....
Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
ОПЫТ РАБОТЫ «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Подготовительная группа 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
План работы по самообразованию воспитателя Бескоровайной А.С Тема: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Онузнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «...