Статья "Ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности"
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В статье раскрывается актуальность обучения дошкольников основам финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivanova_yu.yu_.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.23
Ю. Ю. Иванова,
МБДОУ «Детский сад № 63»
Прокопьевский городской округ, Кемеровская обл.,
e-mail: 6530461992@mail.ru
Ознакомление дошкольников с основами
финансовой грамотности
В данной статье рассматривается необходимость внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных организаций. Автором доказано, что экономическое просвещение способствует формированию у дошкольников нравственных качеств и эффективной социальной адаптации.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическое воспитание, дошкольники, социальные ценности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде.
Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность работы по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности.
Для современного образования стоит вопрос внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:
- именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
- стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.)
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.»
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. Решение проблемы по приобщению детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни.
Увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте задача трудная, но решаемая. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость. В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.
Таким образом, практическая значимость работы в этом направлении состоит в том, что выстроенная система по финансовому просвещению будет способствовать решению задач эффективного формирования у воспитанников, компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления личным капиталом. Экономическое просвещение положит начало взаимодействию детей и родителей в сфере личных финансов. Через игровую форму, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями закрепляют знания по финансовой грамотности. По итогам, воспитанники смогут решать социальные проблемы с использованием собственного финансового опыта.
Наиболее важный эффект от ознакомления с основами финансовой грамотности – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Литература
1. Хламова, Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада / Н. А. Хламова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 39-41.
2. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с. ISBN 978-5-360-09801-0.
3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. — Текст : электронный // СудАкт : [сайт]. — URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности "История возникновения денег"
История возникновения денег в России...
консультация для педагогов "Приобщение старших дошкольников к основам финансовой грамотности посредством педагогической технологии «Загадки».
материал практикоориентирован и рассчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Дошкольник и основы финансовой грамотности"
Что означает для ребёнка быть финансово грамотным? У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки цели, а также как заставить деньги...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...
«Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путешествие по «реке времени»
Здравствуйте, меня зовут Левченко Татьяна Николаевна, я воспитатель детского сада № 17. Тема моего доклада «Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через технологию «Путе...
Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...