интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

конспект поможет в игровой форме закрепить ранее полученные знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda_2.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Чебурашка»

Материал на конкурс учебно-методических материалов

по формированию основ финансовой грамотности обучающихся

образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

в номинации «Лучшая методическая разработка учебного мероприятия (цикла мероприятий) по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций»

Автор:

воспитатель подготовительной группы

МАДОУ «Чебурашка»

Каранова Елена Валерьевна.

Введение

Новизна: работы по экономическому образованию в группах старшего дошкольного возраста направлена на совершенствование нравственных качеств в целом, раскрытие правильного отношения к миру ценностей и результатам человеческого труда, и самому человеку. И хотя эти аспекты работы с дошкольниками рассматривались и раньше в основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка», сейчас они осваиваются еще и с финансовым уклоном.

Актуальность методической разработки: определяется Национальной инициативой «Образование», национальной программой повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, и социальным заказом общества.

Цель: 

Задачи:

Обучающие: -закрепить знания о деньгах, как мере стоимости: истории денег, видах денежных знаков, о бюджете (зарплата, пенсия, стипендия);

-закрепить представления о рекламе, ее видах (информационная, уговаривающая, напоминающая);

-закрепить понятия «товар», «услуга». (кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?)

-закрепить умения решать задачи экономического характера;

-совершенствовать речь;

Развивающие: развивать связанную речь, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитывающие: воспитывать умение выслушивать друг друга;

воспитывать умение разумно использовать материал для игры и занятия;

Условия применения: конспект является итоговым мероприятием по освоению парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для его успешной реализации необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные при проведении организованной образовательной деятельности (занятия). А также является практическим материалом для проведения педагогической диагностики по данному направлению работы с воспитанниками.

        

Тема: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цель: в игровой форме закрепить ранее полученные знания по финансовой грамотности.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

-закрепить знания о деньгах, как мере стоимости: истории денег, видах денежных знаков, о бюджете (зарплата, пенсия, стипендия);

-закрепить представления о рекламе, ее видах (информационная, уговаривающая, напоминающая);

-закрепить понятия «товар», «услуга». (кто изготавливает товар, а кто оказывает услугу?)

-закрепить умения решать задачи экономического характера;

-совершенствовать речь;

Развивающие задачи:

- развивать связанную речь, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитывающие задачи:

 воспитывать умение выслушивать друг друга;

воспитывать умение разумно использовать материал для игры и занятия;

Словарная работа: активизировать словарь словами услуга, товар, заработная плата (пенсия, стипендия), деньги (купюра, монеты), пластиковая карта, доход, бюджет, реклама, (информационная, уговаривающая, напоминающая), чек, налог, страховка;

Материалы и оборудование: волчок, игровой стол с секторами, конверты с вопросами, карточки с изображением различных объектов, фишки «Умник», мешок с фишками, флажки, черный ящик, чек, песочные часы, цветные карандаши, картинки с видами реклам, напольный планшет, музыка и заставка телевизионной игры «Что? Где? Когда?», видео музыкальной группы «Барбарики» с песней «Дружба- это не работа», опознавательные знаки команд «Знатоки», «Умники» карточки с заданиями, игрушечные деньги для решения задач, медали, скрипичный ключ.

Предварительная работа: Чтение книги «Дима и совенок. Полезная сказка о финансах», беседы о деньгах, изучение историю происхождения денег, экскурсия в банк «Открытие», обсуждение пословиц о деньгах, дидактические игры «Можно- нельзя», «Доход-расход», «Найди российские деньги», «Товары первой необходимости», составление реклам, сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Банк», стенгазета «Профессии наших родителей», решение ситуативных задач по финансовой грамотности, просмотр видео-мультфильмов «Ежик и страховка», «Семейный бюджет», «Кредиты и депозиты», загадывание загадок, чтение финансовых сказок, беседа с родителями «Удобна ли банковская карта?», посещение с родителями магазины и принести чеки, рассматривание чеков, беседы о нравственной культуре (общение, поведение, внимание)

Методы и приемы:

наглядный: игровой стол, заставка телевизионной игры «Что? Где? Когда?» картинки с видами реклам, условие экономической задачи, видео показ способа действия во время музыкальной паузы.

словесный: вопросы, ответы детей, коллективное обсуждение вопросов, черный ящик, поощрение.

практический/игровой: выполнение заданий, музыкальная пауза, игра «Черный ящик», блицтурнир.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Звучит музыка к телевизионной версии игры «Что, где, когда?», на экране заставка игры.

- Ребята, я сегодня предлагаю поиграть вам в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Где можете показать свои знания по финансовой грамотности.

- Хотите?

- Уберите игрушки, и подойдите ко мне. Встаньте в круг.

- Перед любой игрой необходима разминка, давайте проведем разминку.

  Вам нужно ответить на вопросы и за правильные ответы получить фишки. Начали

1Что такое деньги?

2Как называются деньги, которые зарабатывают ваши родители?

3 Как называются деньги, которые получают пожилые люди?

4Как называются деньги, заработанные учащимися, студентами.

5Как называются бумажные деньги?

6Как называются металлические деньги?

7Что использовали в древние времена вместо денег?

8Закончи пословицу «Кто деньги бережет, тот …»

9Закончи пословицу «Денежка без ног…»

10. Что нельзя купить за деньги?

11. Где хранятся деньги?

12. Что такое копилка?

- Вижу, вы готовы. Молодцы. Правильно ответили на вопросы.

 Сегодня будут соревноваться между собой две команды. Ребята с фишками красного цвета садятся за стол с красным флажком, это команда «Знатоки», у кого фишки голубого цвета садятся за стол с синим флажком, это  команда «Умники».

Самостоятельная деятельность детей

Да

Дети стоят на ковре в кругу.

- средство обмена

-зарплата

-пенсия

-стипендия

-купюра

-монета

-ракушку

-без нужды живет

-весь мир обойдет

-дружбу, любовь и т.д.

Организационно-поисковый

- И так, перед нами стол с секторами в каждом секторе лежит конверт с заданием, которое вы уважаемые «Знатоки» и «Умники» должны выполнить за одну минуту.  Время будем засекать песочными часами. В каждом раунде вы вращаете волчок и по стрелке определяете письмо.

 Слушаете внимательно вопрос, обсуждаете и даете полный, правильный ответ. Не кричим – это главное правило.

За каждый правильный ответ вам присуждаются стикеры «Умники».  Побеждает та команда, кто наберет больше «Умников».

Отвечать будет один участник, которого определяет команда. Если ответ знаете до окончания времени, то поднимаете флажок. Если команда дала неправильный ответ, то не получает «Умника», а право на ответ переходит второй команде.

- И так. Готовы?

-Приступаем!

1 раунд. Крутит волчок игрок команды «Знатоков» Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

- Над каким номером конверта остановился волчок?

- Внимание!

Вопрос. Перед вами картины. Определите, люди каких профессий производят товары, а каких профессий оказывают услуги?

- ребята команды «Знатоков» определяют и называют людей, которые оказывают услугу.

А команда «Умники» определяют и называют людей, которые производят товар.

-Минута на размышление.

-Внимание ответ.

2 раунд. Крутит волчок игрок команды «Умники».

Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

- Над каким номером конверта остановился волчок?

- Вопрос. Что делает реклама?

Задание обеим командам. Перед вами рекламные объявления.

Определите вид рекламы.

Картинки:

Надпись на футболке- напоминает

«В нашем магазине всегда свежий хлеб»- информирует

«Купите в нашем магазине игрушку, и вторую получите в подарок.» – уговаривает.

-Минута на размышление.

-Внимание ответ.

3 раунд. Крутит волчок игрок команды «Знатоки».

Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

- Внимание! «Чёрный ящик».

Звучит музыка. Вносят черный ящик

- «Отгадайте, что находится в чёрном ящике. Ответит, та команда, которая первым поднимет флажок.

«Это документ, из которого можно узнать, что ты в магазине купил и сколько за это заплатил. И если у тебя есть этот документ, то «Закон о защите прав потребителей» тебя защитит. Вопрос. Что это?»

- Минута на размышление.  

- Внимание! правильный ответ. (Чек).

Воспитатель достаёт из чёрного ящика чек. Здесь ваши чеки, которые вы принесли, делая с родителями покупки.

(Воспитатель выставляет Скрипичный ключ.) Музыкальная пауза. Сегодня в гостях у нас музыкальная группа «Барбарики» с песней «Дружба- это не работа», приглашают вас на физминутку, повторять за ними движения. Выходите на ковер.

4 раунд. Крутит волчок игрок команды «Умники».

Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

- Внимание! Вопрос для команды «Умников»

- Что такое налоги?

  -Что оплачивает Государство из наших налогов?

- вопрос для команды «Знатоков».

- что такое страховка? От каких страшных случаев можно застраховаться?

- минута на обсуждение!

- Внимание! Правильный ответ: Налог - это деньги, на общее дело. Все, кто получают зарплату (кроме стариков и детей) должны государству отдать небольшую часть своих доходов, заплатить налог.  

Государство из наших налогов оплачивает: строительство и ремонт дорог, по которым все ездят, за детский сад, зарплату воспитателям, освещение на улице, потому что оно для всех. Железные дороги, мосты, стадионы, школы, вокзалы.

Страховка – это договор со специальной страховой компанией, которая даст денег, если что – нибудь произойдет на ремонт или на лечение.

Можно застраховаться от пожаров, от аварий, от болезней.

5 раунд. Крутит волчок игрок команды «Знатоки».

Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

- Над каким номером конверта остановился волчок?

- Внимание!

 Задание. (На листочках изображены продукты питания с указанием цены.)

Реши задачу. «Папа получил зарплату. Какие полезные продукты ты купишь на 10 рублей?»

6 раунд. Крутит волчок игрок команды «Умники».

Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

-Над каким номером конверта остановился волчок.

-Внимание вопрос. Что такое кредит? И В каком случае можно взять кредит в банке? Задание (на листочке) обеим командам (обведите эти рисунки красным карандашом), а в каком лучше накопить (эти рисунки обведите зеленым карандашом).

7раунд.Крутит волчок игрок команды «Знатоки».

Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

- над каким номером конверта остановился волчок.

- задание. Обеим командам.

Прочитайте слова и определите жизненно важные потребности человека, т.е. то без чего человек не может жить. Объясните свой выбор.

«Умника» получит та команда, которая правильно определит важные потребности человека.

Дом, Вода, Еда, Игрушки, Одежда, Свет, Самокат, Конфета.

Правильный ответ:

человеку нужен дом, чтоб укрыться от непогоды, от посторонних людей.

Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

Одежда защищает человека от холода, от жары.

Без света человеку тоже не может жить. Свет дает всем жизнь.

- Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись.

8 раунд. Крутит волчок игрок команды «Умники».

Звучит музыка «вращение волчка». Вращается волчок.

- над каким номером остановился волчок.

-внимание вопрос!

Команде «Умников» Что такое пластиковая карта? Команде «Знатоков» Расскажите, удобно ли пользоваться банковскими картами вашим родителям? А вопрос второй команде: Почему не всегда удобно пользоваться пластиковой картой?

Внимание правильный ответ. Это электронные деньги. Ключ к счету в банке.

Ответы детей.

- Уважаемые игроки!

Наша игра подошла к концу.

Какой вопрос был для вас самым сложным?

Кто по вашему мнению был самым активным игроком?

 Посчитайте количество «Умников».

 Выиграла команда «   ». Молодцы! Очень хорошо играли. Спасибо за игру.

Все игроки награждаются медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный педагог - интеллектуальные дети

Статья рассказывает как развивать интеллект...

Сценарий интеллектуального турнира между семьями воспитанников подготовительных групп «Мама, папа, я – интеллектуальная семья!»

Интеллектуальный конкурс между семьями, включающий в себя задания по различным областям программы, а так же творческие задания (загадки. ребусы, головоломки, танцевальные паузы, задания на воображение...

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Конспект интеллектуальной игры

Цель:1. Учить детей работать в микрогруппе, уметь предлагать несколько вариантов ответов2. Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.3. Умение отвечать четко, яс...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Сценарий интеллектуального конкурса для старшей группы «Мама, папа, я — интеллектуальная семья»

Задачи:1. повышать родительскую компетентность;2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;3. формировать у детей психологическую готовность к ...