Долгосрочный проект "Финансовая грамотность"
проект по основам финансовой грамотности

Карпенко Оксана Петровна

Проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 27»

662153, г. Ачинск, микрорайон 4 строение 27, тел. 8(39-151) 7-76-59,

микрорайон 2 строение 33, тел. 8(39-151) 7-77-56

Проект

 «Финансовая грамотность»

подготовительная группа № 2

г. Ачинск, 2021 г.

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Постановка проблемы

Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цель и задачи проекта:

  • расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
  • укрепление семейных связей;
  • получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Вид проекта: информационно-познавательный

Срок реализации проекта: 2021 - 2022 год

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные представители).

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  1. этап – Основной

Реализация проектных мероприятий:

  1. НОД «Что мы знаем о деньгах».
  2. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».
  3. Беседа с родителями «В чем нам деньги помогают».
  4. Экскурсия в продуктовый магазин.
  1. этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;
  • педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Ресурсное обеспечение:

  • реальные деньги: бумажные, железные, старинные;
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»;
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Тематический план

Октябрь

1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Игра «Груша-яблоко» (приложение).

2. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».

3. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). Игра «Размен» (приложение).

4. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка). Практика «Таблица расходов» (приложение).

Ноябрь

1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Практика «Мини-банк» (приложение).

2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень).

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. Игра «Кто как работает» (приложение).

4. Путешествие в Страну профессий.

Декабрь

1. Беседа «Зачем всему надо учиться?». Практика «Самостоятельная покупка» (приложение).

2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?).

3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?».

4. Беседа «Профессии моих родителей».

Январь.

1. Игра «Кто кем работает» (приложение).   (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет).

2.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе».

3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины).

4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара).

Февраль.  

1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций).

2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?».

3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения).

4. Деловая игра «Финансовая азбука».

Март.

  1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

(приложение).

2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик» (приложение).

3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир» (приложение).

4. Игровое занятие «В гостях у сказок» (приложение).

Апрель

1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны».

2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке».

3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха».

4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» (приложение).

5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.).

Май

1.Рассказ воспитателя о цене товара.

2.Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей).

4.Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

5.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

6.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи») 

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Приложение

Картотека игр

по финансовой грамотности

для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

 Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. 

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. 

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. 

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

 Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. 

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем   суммы выигрышей.

Игра «Кто кем работает?»

Цель:

  • На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии.
  • Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажитеетям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше — трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи — не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать

Игра «Услуги и товары»

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Суть игры

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

  • Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
  • Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Практика «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Суть практики:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Оборудование, дидактический материал: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии), презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные. Словарная работа: финансы, деньги, валюта. Организация работы: в подгруппах, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

Ход мероприятия

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы много интересного узнаем о деньгах и отправившись в сказочное путешествие в страну Финансов. Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.

Посмотрите на экран. Что вы видите? Да, это деньги — бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Что такое деньги? Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

А теперь немного порассуждаем. Возьмем 1 рубль. Из чего состоит рубль? (Копейки). Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (Доллар, евро, лит, лат, гривна, фунт стерлингов, лира и т.д.). Как называются деньги других стран? (Валюта).

Да, ребята, валюта — это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль в Российской Федерации, доллар в США и т.д.). А, как вы думаете, раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет?

Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека.

Организация: мозговой штурм

У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних народов деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками. И только в десятом веке появились металлические деньги.

А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели.

Физкультминутка «Часики»

(Дети ставят руки на пояс и выполняют наклоны вправо, влево.).

Смори скорей, который час:

Тик-так, тик-так!

Налево – Раз! Направо – два!

Мы тоже можем так!

Воспитатель:

Ребята, а что вы знаете про современные деньги? Да, они бывают наличными и безналичными. Современные деньги всегда удобны?

На столах у вас лежат деньги. Представим, что родители вам их дали на карманные расходы. Посчитайте их и скажите, куда бы вы их потратили. Дети отвечают.

Ребята, что значит экономно распорядиться деньгами?

Воспитатель:

А в будущем деньги сохранятся или их чем-нибудь заменятся? Давайте пофантазируем. Изобразите, как вы представляете деньги будущего. (Звучит спокойная музыка).

Организация: продуктивная деятельность.

В течение 10 минут дети рисуют деньги будущего.

Воспитатель выставляет готовые рисунки детей. (Обсуждение рисунков.)

А теперь нам пора расставаться. Давайте, улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой и скажем: «До свидания!».

Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик»»

Методика и технология проведения мероприятия

Данное занятие проводят в два этапа с детьми среднего дошкольного возраста: знакомство с «Цветиком-семицветиком» и прогулка в магазин цветов. В ходе занятия используются специфически детские виды деятельности (общение, игра, труд и др.); ведущей является диалогическая форма общения педагога с детьми и дошкольников между собой; методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность воспитанников.

Занятие «Знакомство с «Цветиком-семицветиком».

Продолжительность занятия – 30 минут.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку;
  • формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
  • воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Оборудование, дидактический материал: склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход мероприятия

Воспитатель:

Здравствуйте дети! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в гости.

Воспитатель показывает детям сделанный из цветной бумаги цветок с семью лепестками.

Игра «Уточним цвет лепестков». Воспитатель рассматривает Цветик-семицветик с детьми, уточняет цвет каждого лепестка. Дети называют несколько оттенков одного цвета. Воспитатель спрашивает: нравится ли детям этот цветок и предлагает послушать сказку о нем.

Чтение сказки. Беседа по содержанию.

Воспитатель:

Да, мы в гостях у сказки «Цветик-семицветик».

Вопросы к детям:

Все ли девочка получила от цветка по своему желанию? Как вы думаете, какое из желаний было самое ценное? Почему? Все ли наши желания могут исполняться в реальной жизни? Почему не все? Если мы хотим что-то иметь, как мы это приобретаем?

Да, мы это покупаем. Что мы можем купить? (Дети перечисляют все возможные покупки.) Все ли, что продается, нам необходимо покупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели бы купить.)

Воспитатель:

Да, дети, многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Их нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? А может, нам нужен столярный станок? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись?

Всегда ли мы должны покупать что хотим?

Да, ребята, прежде чем что-то покупать, надо задать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь?»  Для выбора правильного ответа есть один хороший тест: проживи без этой вещи еще неделю, а потом вернись к вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты скорее всего, не пожалеешь о потраченных деньгах.

А можно ли, ребята, купить себе товарища? Почему товарища мы купить не можем? Как мы находим себе друга? Кого мы можем считать настоящим другом? Да, ребята, настоящий друг — это тот, кто тебя не обижает, помогает тебе во всем, заботится о тебе, т. е. любит тебя. Назовите ваших друзей.

Этот цветок, дети, останется у нас в группе, и мы, глядя на него, будем стараться быть лучше, добрее.

Прогулка в магазин цветов.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • показать на конкретном примере, что такое цена, покупка, продажа; как, где и через кого это можно осуществить;
  • воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
  • продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка.

Предварительная работа: беседа о предстоящей экскурсии.

Оборудование: комнатные растения, семена, луковицы.

Ход мероприятия

Воспитатель, собрав возле себя детей, показывает им цветик-семицветик, с которым знакомила их раньше.

Воспитатель:

Дети, вы, наверное, вспомнили, какое чудо совершил этот цветок для девочки. Какое? Да, цветок выполнил самое заветное желание девочки. А как вы думаете, что такое чудо? Да, ребята, чудо — это когда неожиданно для человека исполняется его сокровенное желание. А вы хотели бы сами совершить чудо для ваших мам? Как вы думаете, чему больше всего ваши мамы могли бы удивиться и обрадоваться? (Выслушать как можно больше ответов детей.)

Все ваши ответы были очень хороши, я тоже хотела бы порадовать ваших мам и поэтому приготовила вам сюрприз. Мы сегодня с вами пойдем в магазин цветов и купим там семена тюльпанов (показ цветов тюльпана).  Мы их с вами посадим в ящик с землей и будем ухаживать за ними. А когда они зацветут, мы подарим их вашим мамам. Как вы думаете, удивятся они или обрадуются? Вы согласны с моим предложением?

Итак, куда мы с вами сейчас пойдем? Что мы будем там делать? У кого мы будем покупать цветы? Кто нам будет их продавать? Кто будет покупать цветы: мы или продавец? Кто будет продавать цветы: мы или продавец? Да, ребята, мы произведем покупку цветов, а продавец — их продажу.

По приходу в магазин дети покупают пакет семян, каждый благодарит продавца, воспитатель тоже покупает пакет семян. После возвращения в группу, воспитатель снова заостряет внимание детей на том, что они совершили покупку семян, а продавец — их продажу.

Что мы давали продавцу, покупая семена. Сколько стоят семена? Что такое цена товара? Да, ребята, цена – это количество денег, на которое можно обменять продукт. В нашем случае, это количество денег, которые мы заплатили за пачку семян. А, как вы думаете, сколько стоит велосипед, за него надо будет заплатить больше или меньше денег?

Воспитатель еще раз напоминает детям, что, покупая семена у продавца, который семена продавал, они заплатили деньги.

Игровое занятие «Магазин «Детский мир»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
  • развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • знакомство с профессиями продавца, кассира.

Предварительная работа: экскурсия в магазин, беседа «Мы были в магазине» (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, «деньги», ценники), встреча с продавцом магазина. 

Оборудование, дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Роли: продавцы, кассир, покупатели, шофер. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Роли в игре распределены заранее: два продавца отдела «Игрушки», директор магазина, продавец в кафе, покупатели. В процессе занятия уделяется большое внимание отслеживанию уровня усвоения учебного материала. С этой целью проводится контрольное задание в игровой форме – викторина «Отгадай загадку».

Ход мероприятия

Воспитатель:

Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

Воспитатель: 

У вас, у всех растут года

Будет и семнадцать.

Где работать вам тогда,

чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (в группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор.

Я сам шофёр и сам мотор!

Нажимаю на педаль

и машина мчится в даль.

И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»).

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? И первая остановка «Магазин «Детский мир». Вот здесь мы и поработаем.

Воспитатель. У нас магазин «Детский мир». А в нем большой отдел «Игрушки». Магазин большой, красивый, уютный. Есть комната отдыха, где можно отдохнуть и попить кофе. Какие роли нужны для игры в магазин?

Дети. Продавцы, покупатели, кассиры.

Воспитатель. Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за кассы.

Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями.

Раздаётся звонок.

Воспитатель. Магазин открыт, покупатели, заходите!

1-й продавец отдела «Игрушки»:

Стоят на полке чинно в ряд,

Стоят игрушки, ждут ребят.

Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,

Будут, будут у ребят игрушки.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.

Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.

2-й продавец отдела «Игрушки»:

Есть машины, мишки,

А вот разноцветные книжки!

Посмотрите, мальчики,

Вот на полке мячики.

Воспитатель:

Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти мячи.

Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.

Директор:

Внимание, покупатели, кто устал, пройдите в комнату отдыха. Она расположена в зелёном уголке магазина. Здесь можно кофе попить и с игрушками поиграть. Я — директор, буду впускать туда  в том случае, если вы отгадаете  загадки:

Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета).

Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).

На товаре быть должна

Обязательна … (цена).

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (кассир).

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (продавцы).

Воспитатель:

А теперь в комнате отдыха поиграем в игру.

Проведение игры «Найди себе пару».

Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один флажок должен остаться без пары).

Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом.

Один ребенок остается без пары.

Обращаясь к нему, все играющие говорят:

«Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай! Быстро пару выбирай».

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра повторяется.

Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх

Директор:

Магазин наш закрывается,

Мы с вами все прощаемся.

Поиграли мы для вас-

Вам понравилось у нас?

Приходите в гости к нам —

Мы споём и спляшем вам.

А сейчас уже пора —

Ждут нас игры и дела.

Воспитатель. Ребята, наведите порядок в магазине. Игрушки возьмем с собой в группу. Хотите ещё с ними поиграть?

Дети: Хотим!

Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, магазин закрывается. Все садятся в автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, дети, понравилось в городке, мы с вами туда приедем еще не раз. Когда ещё будем играть в игру «Магазин», ребята поменяются ролями: одни будут покупателями, а уже другие, кто захочет, продавцами.

До скорой встречи в магазине «Детский мир»!

Игровое занятие «В гостях у сказок»

Цель: создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию; объяснить термин «бартер».
  • показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам;
  • развивать внимание, мыслительные операции, речь;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Оборудование, дидактический материал: сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок».

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Предварительная работа: занятия по воспитанию у детей элементарных понятий экономии и пополнение словарного запаса детей словами «экономно», «экономично».

Методика и технология проведения мероприятия

Данное занятие для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В реализации занятия используются игровые, наглядные, словесные методические приемы, методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность воспитанников.

Ход мероприятия

Воспитатель:

На столе стоят книги: «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик».

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте! Хотите отправиться в сказку? Тогда давайте закроем глаза. Раз, два, три – двери в сказку отвари.

Педагог открывает первую книгу. Отгадайте загадку:

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

Да, это Муха-Цокотуха из сказки К.И. Чуковского.

Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Ребята, а вы помните, что же дальше произошло? Правильно, Муха на базаре купила самовар. А что она заплатила за самовар? Она заплатила денежку. А что было дальше? Она пригласила гостей, и они все дружно пили чай. Правильно сделала Муха-Цокотуха, потратив денежку?

Игра «Хочу и надо».

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Физкультминутка «Колобок».

Дети делают круг и приседают на корточки, «лиса» – в центре круга. Игроки перекатывают мяч – «колобок» друг другу так, чтобы он убегал от лисы.

Воспитатель:

А теперь закройте глаза и представьте себе прекрасный Театр кукол.

Открываем глаза. Путь открыт. Пойдёмте. Перед детьми Театр кукол. Навстречу спешит злой Карабас-Барабас:

Хотите посмотреть представление моих кукол? А денежки у вас есть? А как же вы купите билеты? Давай, Карабас-Барабас, произведём бартер. Какой такой бартер?

Драматизация

Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий мукой, четвёртый крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами. (Открыть салфетки с демонстрационным материалом). Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют. Давайте, ребята, им поможем быстрее разобраться со своим товаром и уехать домой.

1) Вы представьте себе: стоят торговцы у одного бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что делать, чтобы скорее продать? (Заслушать ответы детей).

Воспитатель подводит итог:

Правильно, ребята, можно сбросить цену; поменяться бочонками — это, дети, называется бартер — повторите; уйти ни с чем.

2) А вот эти двое торгуют крупой. Один мешок полный, а другой нет – цену установить не могут. Давайте поможем им разобраться. (Ответы детей). Правильно вы рассудили, этот мешок стоит дороже, т.к. он больше, а этот дешевле, потому что он меньше.

3) А вот здесь на прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого груши загляденье ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что сделать? Как продать? (Ответы детей).

Воспитатель подводит итог:

Да, дети, груши могут испортиться, поэтому цену надо снизить, а то вообще за них ничего не получишь. Правильно, яблоки можно продать подороже они ещё могут сохраниться.

Ребята, вы знаете поговорки о бережливости, экономии?

Скупой платит дважды.

Делу время – потехе час.

Не садись не в свои сани.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

(Ответы детей).

Подвожу итог второй части занятия.

Продашь подешевле – быстро разойдётся товар, будешь цену держать – товар залежится, испортится это называется рынком, рыночными отношениями. На рынке цены можно регулировать.

По окончании игры воспитатель говорит:

Карабас-Барабас, тебе понравилась игра? Да, понравилась. Давай произведём бартер: мы тебе игру, а ты нам билеты в театр кукол. Происходит бартер и дети проходят в театр. Навстречу к ребятам выходит Мальвина: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли к нам в гости. Теперь вы знаете, что такое «бартер», что значит «быть экономным». Давайте поможем Буратино справиться с заданием.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказку про Буратино. Как Буратино распорядился деньгами? Правильно ли он сделал? Что получилось в результате? (Ответ). Правило от Буратино. 

Воспитатель:

А теперь, дети, наше путешествие в страну сказок заканчивается. Что вы сегодня нового узнали? (Ответ).

Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный творческий проект старшая группа «Солнышко» «Финансовая грамотность»

Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника....

долгосрочный проект на тему "Финансовая грамотность в ДОУ"

Долгосрочный проект на тему "Финансовая грамотность в ДОУ" расчитан на детей старшего дошкольного возраста. С целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников....

Долгосрочный проект в старшей группе "Финансовая грамотность дошкольника"

Проект "Финансовая грамотность дошкольника" в старшей группеПродолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г.-2021г.)Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.Участники прое...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности: «Трудись - не ленись, потей – богатей».

Паспорт проекта  Тема проекта: «Трудись - не ленись, потей – богатей».Авторы проекта: Собгайда Палина Евгеньевна и Худякова Ирина Петровна.Вид проекта: долгосрочный, информ...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Финансовая грамотность»

В современном мире нас повсюду окружает реклама,  в лексикон включается все больше слов из финансовой среды. Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной ...

Долгосрочный проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...