Родительское собрание с родителями средней группы «Финансовая грамотность дошкольников»
материал по основам финансовой грамотности

Серёжкина Елена Петровна

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_rs.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

с родителями средней группы

 

Тема: «Финансовая грамотность дошкольников»

 

Воспитатель: Серёжкина Е.П.

 

Актуальность

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 

Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

 

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.

 

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры.

 

 Задачи экономического воспитания дошкольников:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

 

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

 

 Что значит финансово грамотный человек?

Знает свои права

Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены.

 

Имеет сбережения

Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

 

Ведет учет своих доходов и расходов

Т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей.

 

Тратит меньше чем зарабатывает (формирует сбережения)

У финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках. Он умеет жить по средствам (тратит, что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.

 

Планирует свою жизнь на пенсии

 

 Некоторые причины, почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

 

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:

- Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.

- Чтобы он имел возможность жить с комфортом.

- Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.

- Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

 

 Формы и методы работы по финансовой грамотности дошкольников

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

 

Какие формы и методы можно использовать:

Основная форма обучения - играИменно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно - ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

 

- игры – сюжетно-ролевые, интеллектуальные, дидактические;

 

Также можно использовать:

- чтение сказок, стихов, пословиц;

- беседы, обсуждения;

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

- просмотр мультфильмов: «Трое из Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…», «Уроки тетушки Совы».

 

Что значить экономить? Как понимают дети значение этого слова?

 

Стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

«Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

 

Нужно объяснить детям, что значит «экономить». И как дети могут помочь родителям сберечь бюджет семьи:

 

- не лить зря воду из крана водопровода;

- экономить электроэнергию (уходя, выключать свет; без необходимости не включать электроприборы;  ограничивают время игр на компьютере)

- беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства;

- не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

 

 Книжка «Пес по имени Мани»

Будет интересно прочитать детям книгу «Пес по имени Мани».

 

Книга для детей немецкого автора, бизнесмена и финансового консультанта Бодо Шефера, в которой раскрываются секреты управления деньгами. Книга написана в форме детской приключенческой истории. Переведена на многие языки мира, издана в количестве более трех миллионов экземпляров.

 

В книге описана история девочки Киры, которая нашла на улице раненую собачку и принесла ее домой. Оказалось, что пёс умеет разговаривать и к тому же является финансовым гением. От своего нового друга, получившего кличку Мани (Деньги), Кира узнает о том, как нужно правильно обращаться с деньгами и приумножать их. Постепенно герои книги, а вместе с ними и читатели, начинают понимать, что необходимо изменить в своей жизни для того, чтобы претворить мечты в реальность.

 

 Расходы (Траты)

 

Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если малыш будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

 

Необходимо объяснить детям, что есть необходимые расходы и есть желаемые расходы.

 

Необходимые расходы - те, без которых человек не может обойтись.

Желаемые расходы - те, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них.

Конечно, больше всего нас радуют желаемые траты. Но в условиях, когда у нас мало денег, мы можем обойтись без некоторых из них, т.е., сэкономить.

 

Необходимые траты:

Еда. Полноценное разнообразное питание необходимо каждому человеку. Но еда бывает разной. Что ребенку, для того чтобы он рос и развивался - нужно есть мясо, овощи, фрукты, творог, рыбу и орехи. Шоколад, сладости, печенье и пирожки - можно, но немного. Получается, что есть продукты, которые покупать необходимо, а есть продукты, без которых можно обойтись. Покупка мяса, овощей, молочных продуктов - это необходимые траты. Покупка киндер-сюрприза - желаемая трата.

Коммунальные услуги. Каждый месяц мы должны платить определенную сумму за то, что мы пользуемся электричеством, светом и водой. Все эти траты необходимы для того, чтобы жить в доме. А есть такие услуги, как интернет или кабельное телевидение: если за них не платить, мы все равно сможем жить в теплом и светлом доме, значит, они - желаемые траты.

Связь. Телефоны помогают нам общаться. С их помощью мы всегда можем узнать, где находятся наши близкие и друзья. Но можно использовать телефон для игр. Оплату звонков по делу можно отнести к необходимым тратам, а вот все остальное - это желаемые траты.

Транспорт. Обычно, чтобы добраться до работы, спортивной секции, нужно использовать транспорт (автобус или машину). Это необходимые траты. Но если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, а не ходить пешком, это уже будет желаемой тратой.

Одежда и обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, то покупка новой пары ботинок является необходимостью. А если у тебя уже есть две пары ботинок, но тебе очень понравились еще одни, то такая покупка - желаемая трата.

Бытовая техника. Телевизор, холодильник, стиральная машина.

Если старый холодильник сломался, то покупка нового является необходимостью.

Каждый раз, когда мы собираемся потратить деньги, нужно помнить о необходимых тратах и желаемых. Мы оплатили жилье и коммунальные услуги, телефоны, интернет, купили проездные билеты на автобус, отложили деньги на покупку продуктов на месяц. Остались ли у семьи еще деньги? Если остались, то можем думать о походе в кино или покупке новой игры. А если не остались, то исполнение желаний придется немного отложить.

 

 Полезные советы родителям

 

1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

 

2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

 

3. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

 

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.

 

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

 

6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

 

7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию. Важно: Работу по дому, выполнение различных поручений и полученные оценки в школе, оплачивать нельзя!

 

Семья - это не рыночные отношения, это забота, любовь, доброта. Ребенок начинает понимать всю ценность этих понятий. Семья - это островок глубоко личных ценностей и платить за что либо тут не место.

 

8. Никогда не используйте деньги для подкупа или наказания ребенка.

Найдите другие стимулы для ребенка.

 

 Заключение

Решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

 

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

 

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровье ребёнка в ваших руках". Групповое родительское собрание ( для родителей средней группы)

способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия....

Конспект родительского собрания для родителей средней группы «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.Задачи:1....

Родительское собрание (для родителей средней группы)"Забота о здоровье ребенка".

Данный материал  может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в работе с родителями....

Родительское собрание для родителей средней группы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сявский детский сад«Колокольчик» Нижегородская область,г.Шахунья ,п.Сява  Родительское собрание для родителей средней группы...

Родительское собрание для родителей средней группы " Через красивое -к человечному".

Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей....