проект
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Эскерова Радият Исмаиловна

проект по финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                                                              «Детский сад № 9 г. Льгова»

                                        Долгосрочный проект

              на 2021-2022 учебный год

                 «Финансовая грамотность дошкольников»

                                              Старшая группа№2

 

        

                                                                                                                                          Эскерова Р.И

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. – май 2022 г.)

Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Актуальность

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о

необходимости внедрения экономического образования с дошкольного

возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных

экономических отношениях, происходит их приобщение к миру

экономической действительности. Финансовое просвещение и

экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной

педагогике. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает

развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах

деятельности и охватывает следующие структурные единицы,

представляющие определенные направления развития и образования детей:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое

развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать

представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы

жизни, деньги, товар, цена.

Цель проекта:

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей

дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их

финансовой грамотности.

Задачи проекта:

- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством

разнообразных видов детской деятельности;

- Совершенствовать коммуникативные качества детей;

- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых

отношений посредством игровых действий.

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

- изучение методической литературы, сбор материала необходимого для

реализации цели проекта;

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту

«Финансовая грамотность дошкольника»;

- подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического

обогащения проекта;

- создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий в форме

совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование

раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление

пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной

литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций,

беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество,

решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации,

продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме

интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Предполагаемые результаты:

- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать

разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой  грамотности детей;

- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий проекта

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

Подбор информации, художественного слова об экономике, деньгах, их

значении в жизни людей, составление словаря экономических понятий;

разработка дидактических, интерактивных, сюжетно-ролевых, подвижных  игр;

фотовыставки, выставки рисунков, участие в конкурсах различного  уровня;

Беседы, игровые ситуации, чтение художественной литературы;

создание мини-музея «Деньги разных стран» – в течение всего года.

 Сентябрь

Тема месяца: «Деньги – для чего они нужны?»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Путешествие в прошлое денег»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как

экономность, бережливость и честность.

 Октябрь

Тема месяца: «Профессии», «Для чего люди ходят на работу?»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В мире профессий»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. знакомство детей с различными профессиями;

2. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный

игровой замысел с замыслами сверстников;

3. воспитывать культуру речевого общения;

4. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные

знания о финансовых понятиях

 Ноябрь

Тема месяца: «Доходы и расходы»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В гостях у Барбоскиных»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;

2. активизировать словарь за счёт таких терминов, как «покупка», «доход»,«зарплата», «расходы»;

3. воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

 Декабрь

Квест-игра

Тема месяца: «Семейный бюджет»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Наша семья»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1) дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно

тратить;

2) активизировать словарь за счёт таких терминов, как «семейный бюджет»,

«доход», «зарплата», «расходы», «копилка»;

3) воспитывать нравственные понятия чувство уважения к труду, бережное

отношение к покупкам, игрушкам, вещам.

 Январь

Тема месяца: «Магазин», «Цена»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В магазине»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1) дать детям понятие о том, что в магазине есть различные товары;

2) активизировать словарь за счёт таких терминов, как «цена», «покупка»,

«чек», «касса», «покупатели»;

3) воспитывать нравственные понятия, чувство уважения к труду продавца,

бережное отношение к покупкам.

 Февраль

Квест-игра

Тема месяца: «Товары и услуги»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Город»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.Задачи:

1. расширить знания детей о товарах и услугах;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как

экономность, бережливость.

 Март

Тема месяца: «Реклама», «Необходимые и желаемые траты», «Финансовые

ловушки»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В мире рекламы»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. расширить знания детей о рекламе, ее значении;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3. помочь детям осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы

можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить

можно многое, но не все; формировать у детей понятия «хочу», «надо».

 Апрель

Квест-игра

Тема месяца: «Где хранят деньги?», «Банк», «Сбережения и накопления»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Приключения Буратино»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. расширить знания детей о банке, для чего он нужен людям;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3. уточнить понятия «сбережения», «накопления»

 Май

Тема месяца: «Азбука финансов»

Итоговая игровая деятельность

Тема: «Страна экономика»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. закрепить и систематизировать полученные в течение года знания;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

3. уточнить различные экономические понятия

Продукт проекта - разработанная педагогами, детьми и родителями, папка с

заданиями и материалами «Финансы и дошкольники»

Содержание интегрированной образовательной деятельности

Сентябрь

Тема месяца: «Деньги – для чего они нужны?»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Путешествие в прошлое денег»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

4. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами

для древних людей;

5. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как

экономность, бережливость и честность.

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, предметы для игры

«Продавцы» (обмен), деньги бумажные и металлические.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, я хочу предложить Вам,

отправится в прошлое. На чем можно отправиться в мир древних людей?

Дети: на машине времени.

Воспитатель:

Как Вы считаете, были ли у древних людей деньги?

Дети: варианты ответов детей.

Воспитатель: Как Вы думаете, почему у древних людей не было денег?

Дети: варианты ответов детей.

Воспитатель: У первобытных людей был металл или бумага, чтобы

изготавливать деньги?

Дети: нет.

Воспитатель: А чем они могли расплачиваться?

Дети: варианты ответов детей.

Воспитатель: Сначала они меняли товар на товар. Бартер – обмен.

Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если

мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин

шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз.

Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних народов

деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и

богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, куниц).

Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками.

Существовали «съедобные» деньги – зерно, треска, растительное масло, какао,

сахар, чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов.

 Сейчас я предлагаю Вам превратиться в древних людей и попробовать обменять

один товар на другой.

(дети подходят к подготовленным столам, играют в игру «Продавцы»)

Воспитатель: И только в десятом веке появились металлические деньги.

Копейка – копейная монета – русская разменная монета, 1/100 рубля. Копейка

введена в обращение в 1534 году.

Рубль – денежная единица равная 100 копейкам. Версия происхождения от

слова рубить. В древности рубили серебряный прут и расплачивались этими

частями. Первый рубль в виде монеты появился в 1654г.

(дети смотрят слайды, иллюстрирующие слова воспитателя)

Поговорка: Без копейки рубль щербатый. Щербатый – имеющий щербину,

недостаток.

(не будет хватать копеечки – не будет полноценного рубля, следует беречь

каждую копеечку)

Сегодня мы с Вами побывали в прошлом денег.

                                                                                                                Октябрь

Тема месяца: «Профессии», «Для чего люди ходят на работу?»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В мире профессий»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

5. знакомство детей с различными профессиями;

6. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный

игровой замысел с замыслами сверстников;

7. воспитывать культуру речевого общения;

формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные

знания о финансовых понятиях.

Материалы и пособия: карточки для игры «Волшебная ромашка», муляжи

овощей и фруктов, деньги, корзины, весы, кассы, столики, стулья, меню,

карточки для игры «Кафе».

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Все взрослые, когда заканчивают учиться идут работать.

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии? (дети

называют).

Для чего нужно иметь профессию и работать?

Дети: чтобы получать деньги, зарплату.

Воспитатель: Верно. Отгадайте загадки о разных профессиях:

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят,

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит…(строитель)

Правила движенья

Знает без сомненья,

Вмиг заводит он мотор

По дороге мчит…(шофер)

Темной ночью, ясным днем,

Он сражается с огнем,

В каске, словно воин славный,

На пожар спешит…(пожарный)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.

Сейчас я предлагаю Вам сыграть в «Волшебную ромашку»

(детям предлагаются карточки – серединка ромашки, где изображена

профессия, а лепестки – предметы, которые нужны для этой профессии,

подбирают лепестки к серединке ромашки)

Отлично справились!

Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала

вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так

хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

У нас «Магазин «Чудо овощи и фрукты». Вот здесь мы и поработаем.

А в нем два отдела «Овощи» и «Фрукты». Рядом находится кафе, где можно

съесть полезный овощной салат, выпить вкусный фруктовый сок. Какие роли

нужны для игры в магазин?

Дети: Продавцы, покупатели, кассиры.

Воспитатель: Кто будет продавцами, надевайте свою одежду и становитесь за

прилавок, готовьте все к продаже. Кассиры, садитесь за кассы.

Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями.

Раздаётся звонок.

Воспитатель: Магазин открыт, покупатели, заходите!

Дети, посмотрите как много фруктов и овощей. Но хочу вам посоветовать. Не

спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег

только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом

только расплачивайтесь.

(Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку

несколько заинтересовавших его продуктов, что потраченных денег уже не

вернешь)

(Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги,

выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.)

Внимание, покупатели, кто устал, пройдите в кафе.

Я буду впускать туда в том случае, если вы отгадаете загадки:

1. Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета).

2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).

3. На товаре быть должна,

Обязательно ... (цена).

4. За сметану, хлеб и сыр,

В кассе чек пробьёт ... (кассир).

5. Мебель, хлеб и огурцы,

Продают нам ... (продавцы).

Магазин наш закрывается,

Мы с вами все прощаемся.

(в конце деятельности дети наводят порядок в магазине и отвечают на вопросы

о профессиях и прошедшей деятельности)

Ноябрь

Тема месяца: «Доходы и расходы»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В гостях у Барбоскиных»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

4. дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно

тратить;

5. активизировать словарь за счёт таких терминов, как «покупка», «доход»,

«зарплата», «расходы»;

воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, деньги, чеки,

предметы для игры «Покупки»

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут в гости герои мультфильма

«Барбоскины». Вы все их хорошо знаете, вспомните членов семьи Барбоскиных.

Дети: мама, папа, Лиза, Генка, Малыш, Роза, Дружок.

Воспитатель: Как вы думаете, кто в их семье работает?

Дети: папа и мама.

Воспитатель: правильно, два члена семьи работают, получают деньги,

заработную плату. Это их доход.

Доход – это деньги или другие ценности, полученные в результате работы.

В их семье пять детей, скажите, большие расходы у Барбоскиных?

Дети: да.

Воспитатель: Что же такое расходы?

Дети: предлагают варианты ответов.

Воспитатель: Хорошо. Расход – это деньги или другие ценности, затраченные

на оплату услуг и на покупку вещей.

Что нужно купить семье Барбоскиных?

Дети: продукты, одежду, обувь, игрушки, книжки.

Воспитатель: отлично. Сейчас мы поиграем в игру «Покупки» и поможем семье

Барбоскиных приобрести нужные товары.

(дети выполняют роли продавцов и покупателей, выбирают только

необходимые товары, объясняют свой выбор)

Декабрь

Тема месяца: «Семейный бюджет»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Наша семья»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1) дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно

тратить;

2) активизировать словарь за счёт таких терминов, как «семейный бюджет»,

«доход», «зарплата», «расходы», «копилка»;

3) воспитывать нравственные понятия чувство уважения к труду, бережное

отношение к покупкам, игрушкам, вещам.

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, ноутбук, деньги,

раздаточный материал для изготовления копилок.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, почему, когда Вы что-то просите у

мамы, она Вам это не покупает?

Дети: Варианты ответов детей.

Воспитатель: Да, верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много

денег. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет.

Бюджет - это подсчет доходов и расходов.

Ребята, назовите членов своей семьи.

Дети: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Воспитатель: хорошо. У кого из членов семьи может быть доход?

Дети: У родителей зарплата.

Воспитатель: Правильно. Дедушка с бабушкой, если они уже не работают,

получают пенсию. Это деньги, которые им платит государство, за то, что они

раньше работали.

Если старший брат или сестра учатся в колледже или институте, им платят

стипендию. Это такая денежная выплата для учащихся.

Итак, в семье могут быть разные доходы: зарплата, пенсия и стипендия.

Все эти выплаты составляют семейный бюджет. Когда все деньги

складываются, взрослые их распределяют, чтобы оплатить текущие расходы.

Заплатить квартплату (свет, вода, телефон, интернет);

купить продукты, лекарства, вещи;

и другие важные расходы.

Скажите, ребята, какие расходы есть в Вашей семье?

Дети: заплатить за телефон, на стрижку в парикмахерской, на продукты.

Воспитатель: когда в семье оплачены все важные расходы, те деньги, которые

остались, можно потратить на развлечения.

Какие развлечения Вы любите?

Дети: сходить в кино, на мультики, в парк развлечений, в кафе.

Воспитатель: Да, верно, и на все эти развлечения необходимы деньги.

Еще можно отложить оставшиеся деньги в копилку, чтобы накопить на какую-

то большую и важную покупку, или поездку.

Сейчас я предлагаю Вам изготовить свою уникальную копилку, куда Вы

сможете положить деньги, которые дают Вам родители.

(из предложенных материалов, дети мастерят копилку, украшают ее)

В конце деятельности дети отвечают на вопросы воспитателя.

Что такое семейный бюджет? Что такое доходы? Что такое расходы?

Почему, мы не можем тратить деньги только на то, что нам хочется?

Январь

Тема месяца: «Магазин», «Цена»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В магазине»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1) дать детям понятие о том, что в магазине есть различные товары;

2) активизировать словарь за счёт таких терминов, как «цена», «покупка»,

«чек», «касса», «покупатели»;

3) воспитывать нравственные понятия, чувство уважения к труду продавца,

бережное отношение к покупкам.

Материалы и пособия: кассы, деньги, чеки, товары.

Ход деятельности:

Воспитатель: У нас магазин «Детский мир». А в нем большой отдел

«Игрушки». Магазин большой, красивый, уютный.

Есть комната отдыха, где можно отдохнуть и попить кофе. Какие роли нужны

для игры в магазин?

Дети: Продавцы, покупатели, кассиры.

Воспитатель: Кто будет продавцами игрушек, надевайте свою одежду и

становитесь за прилавок, готовьте игрушки к продаже. Кассиры, садитесь за

кассы.

Продавцы кофе, проходите в кафе. Ну, а остальные ребята будут покупателями.

(дается сигнал к началу игры)

Воспитатель: Магазин открыт, покупатели, заходите!

Стихотворение читает ребенок, который играет роль продавца отдела

«Игрушки»:

Стоят на полке чинно в ряд,

Стоят игрушки, ждут ребят.

Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,

Будут, будут у ребят игрушки.

Воспитатель:

Дети, посмотрите как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с

покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну

покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только

расплачивайтесь.

Что такое цена товара? Да, ребята, цена – это количество денег, на которое

можно обменять продукт. В нашем случае, это количество денег, которые мы

заплатим за игрушку.

Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку

несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не

вернешь.

Стихотворение читает ребенок - продавец отдела «Игрушки»:

Есть машины, мишки,

А вот разноцветные книжки!

Посмотрите, мальчики,

Вот на полке мячики.

Воспитатель: Какие мячи! Все яркие, красивые! Давайте купим эти

мячи. Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена»,

«деньги», «покупка», «продажа». В случае затруднения помогает детям,

обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры

принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана

сдача.

Внимание, покупатели, кто устал, пройдите в комнату отдыха. Она расположена

в уголке магазина. Здесь можно кофе попить и с игрушками поиграть. Я -

директор, буду впускать туда в том случае, если вы отгадаете загадки:

1. Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета).

2. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).

3. На товаре быть должна

Обязательно ... (цена).

4. За сметану, хлеб и сыр,

В кассе чек пробьёт ... (кассир).

5. Мебель, хлеб и огурцы,

Продают нам ... (продавцы).

Воспитатель: А теперь в комнате отдыха поиграем в игру.

Проведение игры «Найди себе пару».

Материал. Флажки (по числу участников — по 2 флажка каждого цвета, один

флажок должен остаться без пары).

Ход игры. В игре принимает участие нечетное число детей. Каждый ребенок

получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети

разбегаются по площадке (комнате). По другому сигналу (например, два удара в

бубен или слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся

рядом.

Один ребенок остается без пары.

Обращаясь к нему, все играющие говорят:

«Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай! Быстро пару выбирай».

Затем по удару в бубен дети опять разбегаются по площадке, и игра

повторяется.

Указания к игре. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми

вверх.

Воспитатель: Магазин наш закрывается,

Мы с вами все прощаемся.

Подводится итог деятельности. Дети отвечают на вопросы.

Февраль

Тема месяца: «Товары и услуги»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Город»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. расширить знания детей о товарах и услугах;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как

экономность, бережливость.

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, разные товары,

фишки.

Ход деятельности:

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю Вам, отправится по городу, чтобы узнать

какие товары и услуги есть у нас в городе Полярный. Какие товары и услуги

необходимы каждой семье?

Чтобы удовлетворить все потребности семьи Ваши родители покупают

продукты, вещи, игрушки, книги и многое другое в магазинах, торговых

центрах.

Воспитатель: Как называются все предметы, лежащие на прилавке магазина?

Дети: товар

Воспитатель: верно. Товар – это то, что производится для продажи. Товары

бывают дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные.

Воспитатель: Что же такое услуги? Услуги – это работа, которую выполняют

люди, чтобы нам лучше жилось.

Дети: стрижка в парикмахерской, маникюр.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть Вам в игру, я буду называть Вам

товар или услугу, если это товар, Вы хлопаете, если услуга – топаете.

(дети выполняют игровые действия, получают фишки)

Воспитатель: Ребята, назовите, какие услуги предоставляются в нашем городе?

Дети: У нас есть парикмахерские и салоны красоты. Там можно сделать

прическу, макияж, маникюр, педикюр, массаж.

У нас есть детский клуб, кафе, где можно отпраздновать день рожденья, поесть

вкусностей.

Есть мастерские по ремонту обуви, «Ателье», где шьют и ремонтируют одежду.

Есть автозаправки, где можно заправить машину бензином.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Это все услуги.

Я предлагаю Вам посмотреть на экран и проверить правильность Ваших

ответов.

(Дети смотрят, обсуждают, комментируют)

Воспитатель: Сейчас, Вы будете настоящими жителями нашего финансового

города. Нам необходимо распределить роли: продавцов, покупателей,

владельцев кафе, салона красоты.

(дети играют в сюжетно-ролевую игру «В городе», педагог участвует, помогает,

если это необходимо)

В конце деятельности подводится итог.

Март

Тема месяца: «Реклама», «Необходимые и желаемые траты», «Финансовые

ловушки»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В мире рекламы»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. расширить знания детей о рекламе, ее значении;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

помочь детям осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы

можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить

можно многое, но не все; формировать у детей понятия «хочу», «надо».

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, товары, ценники,

рекламные буклеты, наборы коллекций (Скрепыши, Стиратели и т.д.)

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о рекламе, я думаю, Вы знаете, что

это такое?

Но, сначала, я предлагаю Вам, посмотреть фрагмент мультфильма «Как старик

корову продавал».

Как, Вы думаете, почему у старика не получилось продать корову?

Дети: он был грустный, говорил о корове плохо.

Воспитатель: Кто согласился помочь старику?

Дети: паренек

Воспитатель: Почему у паренька появились покупатели?

Дети: Он хвалил корову, говорил о ней только хорошо.

Воспитатель: У кого бы Вы хотели купить корову, у старика, или паренька?

Дети: у паренька.

Воспитатель: почему?

Дети: Потому что он хорошо рассказал о корове.

Воспитатель: Верно, ребята, паренек отлично прорекламировал свой товар,

подчеркнул достоинства, лучшие качества. Поэтому у него хочется купить

корову.

Реклама – это информация о товаре, с целью его быстрой реализации (продажи).

Где можно увидеть рекламу?

Дети: по телевизору, на улице (рекламные плакаты, маленькие листовки)

Воспитатель: Да, ребята, реклама нас окружает везде. Производители разных

товаров хотят продать много своей продукции, заработать много денег. Для

этого им нужно интересно, красочно рассказать о своем товаре.

В магазине продукты, вещи, игрушки, то есть товар, красиво раскладывают на

витрины и полки. Делают яркие ценники, рекламные вывески, буклеты, чтобы

покупателю обязательно захотелось купить именно этот товар.

(дети смотрят слайды презентации)

Воспитатель: Сейчас мы с Вами превратимся на некоторое время в продавцов и

производителей рекламы. Попробуйте красиво разложить этот товар, чтобы

покупатели захотели его приобрести.

(дети выполняют действия, обсуждают, комментируют)

Воспитатель: Ребята, как Вы думаете, всегда ли нужно покупать товар,

который много рекламируется?

Дети: да.

Могут ли Ваши родители каждый день приобретать все, что Вам хочется?

Дети: не всегда, нет.

Воспитатель: Что такое необходимые траты?

Дети: то, что нужно покупать обязательно.

Воспитатель: Что такое желаемые траты?

Дети: то, что хочется купить.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хочу! Надо!». Вам нужно подобрать и

разложить карточки с обязательными (необходимыми) покупками и

желаемыми.

(дети выполняют и обсуждают)

Ребята, как Вы думаете, зачем в магазине вместе с товаром дают игрушку?

(педагог показывает коллекции «Прилипал», «Скрепышей»)

Дети: Чтобы было интересно, чтобы мы собирали эти игрушки.

Воспитатель: Верно, чтобы мы чаще приходили в магазин. Это так называемая

рекламная, финансовая ловушка.

Чаще приходим в магазин – больше товара покупаем – больше тратим

денег – это выгодно магазину.

Воспитатель: А выгодно ли это нам – покупателям?

Дети: Нет, не очень.

Воспитатель: Почему?

Дети: меньше денег на другие интересные вещи, на развлечения, путешествия

Воспитатель: да, Вы правы. Поэтому нужно думать для чего мы идем в магазин,

что нам там нужно и стараться не совершать ненужные покупки.

(подводится итог деятельности)

Апрель

Тема месяца: «Где хранят деньги?», «Банк», «Сбережения и накопления»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Приключения Буратино»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. расширить знания детей о банке, для чего он нужен людям;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

уточнить понятия «сбережения», «накопления».

Материалы и пособия: интерактивная доска, презентация, муляжи денег:

бумажных и металлических, «золотые слитки», игрушка Буратино.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с Буратино в

путешествие и узнаем, где нужно и можно хранить деньги.

Ребята, ответьте на вопрос, где можно хранить деньги?

Дети: дома, в кошельке, в копилке, в шкатулке.

Воспитатель: Да, конечно можно и так хранить деньги. Но оказывается, деньги

или наши «СБЕРЕЖЕНИЯ» можно не только хранить, но и преумножать, то

есть увеличивать их количество! И поможет в этом БАНК.

Деньги, принесенные в банк, кладут на специальный счет, называется

он депозитный. Деньги кладутся на счет на определенное время, а потом банк

начисляет проценты, на Ваши внесенные денежные средства. Ваши доходы

увеличиваются, накапливаются – это «НАКОПЛЕНИЯ».

Хранить деньги в банке достаточно безопасно, ведь там их охраняют очень

серьезно и надежно. Давайте вспомним, что случилось с деньгами Буратино, в

сказочной стране?

Дети: Кот Базилио и лиса Алиса предложили закопать их, а потом украли.

(дети смотрят отрывок из мультфильма, обсуждают)

Воспитатель: Как Вы думаете, как нужно было поступить Буратино?

Дети: положить деньги в банк, их стало бы больше.

Воспитатель: Верно. Скажите, пожалуйста, кто работает в банке?

Дети: операторы, консультанты, охранники.

Воспитатель: Что делают операторы?

Дети: Разговаривают с клиентами, принимают к оплате квитанции, выдают

деньги, принимают деньги, выдают банковские карты.

Воспитатель: Что делают консультанты?

Дети: Помогают открыть счет, оформить кредит.

Воспитатель: Что делают охранники? Для чего они нужны в банке?

Дети: они следят за порядком, смотрят, чтобы ничего не украли.

Воспитатель: Как Вы думаете, для чего в банках стоят банкоматы?

Дети: Чтобы можно было быстро снять деньги с карты, положить деньги на

счет.

Воспитатель: Сейчас, я предлагаю Вам, стать банковскими работниками и их

клиентами, мы окажемся в нашем банке и попробуем обыграть несколько

ситуаций в банке.

(дети играют в сюжетно-ролевую игру «Банк», педагог помогает, направляет

игру, обсуждает с детьми)

В конце деятельности подводится итог.

Май

Тема месяца: «Азбука финансов»

Итоговая игровая деятельность

Тема: «Страна экономика»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного

возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой

грамотности.

Задачи:

1. закрепить и систематизировать полученные в течение года знания;

2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

уточнить различные экономические понятия.

Материалы и пособия: муляжи денег, товары, игрушки, кассы, банкомат,

интерактивная доска, презентация, медали.

Ход деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! В этом году мы узнали много нового и

интересного о финансах, деньгах, об экономике и сегодня мы отправляемся в

путешествие по стране Экономика. Вашими помощниками будут Ваши

родители, они сегодня активные участники нашего путешествия.

Первая станция: Меня зову Малыш, я герой книги о Малыше и Карлсоне.

Скоро я подрасту, и мне нужно будет выбирать профессию. Что такое

профессия?

Дети: основная работа человека, за которую платят деньги, зарплату.

Малыш: Где учат профессиям?

Дети: в институте, колледже.

Малыш: Познакомьте меня с профессиями, назовите их, как можно больше.

(дети и родители называют, получают монетки)

Воспитатель: отлично справились! Продолжаем путешествие.

Вторая станция: Здравствуйте, меня зовут Мальвина. Ответьте на вопрос, что

такое семейный бюджет? Расскажите о Вашем семейном бюджете.

(дети рассказывают, за быстрый, краткий, точный ответ получают монетки)

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Третья станция: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!

Мы, Бременские музыканты путешествуем по миру с концертами и видели

валюту (деньги) в разных странах. Сможете ли Вы разобраться в ней, и сказать,

в какой стране пользуются этими деньгами?

(дети и родители угадывают, за правильные ответы получают монетки)

Бременские музыканты: Хорошо. Ответьте еще на вопросы.

Можно ли в другой стране пользоваться деньгами своей страны?

Дети: нет.

Бременские музыканты: Где их можно обменять?

Дети: В банке.

Воспитатель: Замечательные ответы! Продолжаем путешествие, и сейчас

– Музыкальная станция! (физминутка)

Четвертая станция: Здравствуйте, ребята и взрослые! Меня зовут фея Динь-

Динь! В нашей сказочной стране скоро праздник и мне поручили подготовить

украшения для танцевального зала. Помогите мне экономно и красиво вырезать

украшения. Победит тот, кто сможет это сделать самым лучшим образом!

(дети, совместно с родителями выполняют это задание, получают монетки)

Воспитатель: Отличная работа! Продолжаем наше путешествие.

Пятая станция: Здравствуйте ребята! Я кот Матроскин, мне нужно сделать

покупки в магазине, но у меня возникли неотложные дела, поможете мне с

покупками?

Дети: да!

(взрослые и дети совершают покупки, в соответствии со списком и

определенной суммой денег, награждаются монетками)

Воспитатель: Мне кажется, наше путешествие по стране Экономике прошло

интересно и познавательно, предлагаю ответить на вопросы и заработать еще

монетки. Чему учит наука ЭКОНОМИКА?

Дети: быть экономными, бережливыми, хозяйственными.

Воспитатель: Кого называют хорошим хозяином?

Дети: того, кто бережно тратит деньги, хорошо работает, экономит.

Воспитатель: Я думаю, уважаемые дети и взрослые, сегодня Вы показали себя

мудрыми экономами, бережными и ответственными. Вы помогли сказочным

героям и отлично справились с путешествием по стране Экономике.

(дети и взрослые награждаются медалями, обмениваются мнениями о

деятельности)

   Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению

уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим

направлениям:

- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость,

экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство,

честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства,

материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.;

- правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного

проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных

финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный

сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома

вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На

занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с

личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые

знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных

представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

// Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в

процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до

Я. 2003. №4. с.103.

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки //

Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. –

Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель,

2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ

СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в

экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс»,

2001. – 176с.

8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с

помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического

образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих

видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...