Конспект НОД в подготовительной группе "Денежные истории"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
конспект НОД по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_denezhnaya_istoriya.docx | 60.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Тополек»
КОНСПЕКТ
непосредственно – образовательной деятельности
по финансовой грамотности
в подготовительной группе
«Денежные истории»
Холмовая Е.А., воспитатель первой
квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №3 «Тополек»
Новоселицкого муниципального
округа Ставропольского края
356356, Ставропольский край,
Новоселицкий район, с. Китаевское,
Ул. Гагарина, 119
2021 год
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
-научить понимать назначение денег;
-дать детям представление о денежной единице;
-показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;
-совершенствовать навыки счета;
-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», мультфильм из серии Фиксики – Фикси-советы «Как делают деньги», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, игрушечные касса).
Ход образовательной деятельности:
Организационная игра
Воспитатель: Перед началом образовательной деятельности, давайте настроимся на хороший лад. У кого в руках окажется бубен, должен сказать нам, что то хорошее (все встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен).
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Воспитатель: Ребята, на электронную почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма:
В кошелёк мы их кладём.
С ними в магазин идём.
Дети: - Деньги.
Воспитатель: - Ребята, это письмо от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они пишут, что им грустно от того, что они не знают историю своего происхождения. У людей, пишут они, есть своя история, у вещей тоже есть история происхождения. Жители Денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.
-Может, мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей). Сами узнаем историю происхождения денег, запишем её на диктофон и отправим жителям Денежной страны.
Но для начала, нам надо выяснить, что мы вообще знаем про деньги.
-Что же такое деньги?
Выслушать ответы детей.
Воспитатель: Чтобы больше узнать про деньги, давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран (слайд 1).
В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.
-Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). Слайд 2.
- А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).
Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд (слайд 3,4).
-Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей.
Высказывания детей.
Воспитатель: - А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.
Динамическая пауза
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили!
Воспитатель: - Мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги. А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени.
Закрывайте глаза – отправляемся! (музыка движения машины времени).
Открываем глаза (слайд 5).
Рассказ воспитателя.
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).
Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.
Общая игра-упражнение «Обмен». Подвести итоги «Обмена».
Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается.
В старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора.
- Вот представьте, идете вы на рынок за овощами или посудой, вам надо с собой вести быка, свинью или овцу.
Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки. Коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он богаче. (6 слайд)
-Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей).
-Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (7 слайд)
На Руси первые деньги – это шкурки животных. (8 слайд).
Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. (11, 12 слайды)
На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. (13 слайд)
- От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.
Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае (14 слайд).
В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки». (15 слайд)
На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи (16слайд).
Давайте вернемся на машине времени в наше время и поговорим о современных деньгах. (17 слайд)
Какими деньгами пользуются современные люди? (18 слайд)
-Назовите виды денег.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки. А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители?
Ответы детей.
Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? (18 слайд)
- Подойдите к столу и рассмотрим настоящие деньги.
Дети рассматривают, трогают деньги.
-Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей)
-Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 10 рублей. Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги?
Деньги производят на «Монетном дворе».
Я предлагаю посмотреть мультфильм из серии Фикси-советы «Как делают деньги».
Просмотр мультфильма.
Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.
Общая игра «Что нельзя купить за деньги»
-книга
-конфеты
-ум
-машина
-планшет
-вежливость
-компьютер
-семья
-здоровье
-дружба
Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Воспитатель: А теперь давайте представим, что ваши родители попросили вас купить продукты для покупки борща. Куда мы с вами можем отправиться за покупками? (на рынок, супермаркет).
Деловая игра «Варим борщ»: дети делятся на две команды. На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат муляжи продуктов необходимыми для покупки. Каждой команды выдаётся список продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось. Делают вывод где продукты обошлись дешевле.
Воспитатель: Молодцы. Вы очень старались и справились со всеми заданиями. А самое главное, что у вас остались лишние деньги, на которые можно ещё что – то купить. Ребята, а помните ли вы, как мы должны были помочь жителям Денежной страны. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им о прошлом и настоящем денег, то есть об истории денег. Давайте ваш рассказ запишем на диктофон, и затем отправим им. Высказывания детей.
-Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Наверное, жители страны будут довольны и из ваших рассказов составят свою собственную денежную историю.
Обратите внимание, на полке супермаркета, остался яркий пакет. Я хочу вас обрадовать, мы можем купить этот пакет, так как стоимость его равна той сумме, которая у вас осталась после покупки продуктов.
Детям раздаются подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".
Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе История часов..
Задачи: Познакомить с историей часов.-Подвести к пониманию их назначения. Закрепить умение рисовать разнообразные часы. -Развивать логическое мышлениеи творческое воображение-Воспитывать уме...
Конспект НООД в подготовительной группе заучивание стиха В. Левина "История с сундуком"
Конспект интегрированной непосредственно организованнной образовательной деятельности заучивание стиха "История с сундуком" для подготовительной группы. Образовательная область "Чтение художеств...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Колокольная история" для детей подготовительной группы
В процессе занятия дети знакомятся с историей создания колоколов, с видами колоколов, читают стихи о колоколах....
Конспект занятия в подготовительной группе " История праздника Пасха".
Конспект занятия в подготовительной группе " История праздника Пасха"....
Конспект занятия в подготовительной группе " История праздника Пасха".
Конспект занятия в подготовительной группе " История праздника Пасха"....
Конспект беседы в подготовительной группе «История новогодней игрушки»
Конспект беседы в подготовительной группе «История новогодней игрушки»...