Кейс технологии для организации сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Кейс технологии для организации
сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_tehnologii_dlya_organizatsii.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кейс технологии для организации
сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности»
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Так возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, целью которого является выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. А чтобы у детей приобретался первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формировалась основа в создания будущего экономического мышления, мы применили кейс технологии. Итак, что такое кейс - технологии? Само слово «Кейс» переводят с латинского как «казус, необычный случай» и с английского «чемодан, портфель». Получается, что кейс – технологии – это «портфель с необычными ситуациями, случаями». Кейсы с заданиями предназначены для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
В кейсе могут быть представлены несколько заданий/упражнений по каждому компоненту. Педагог выбирает задание/упражнение/ситуацию в зависимости от цели и задач. Кейс может содержать текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты) и иллюстративный материал – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи
Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Цель создания кейса: является создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Кейс направлен на решение задач:
-формирование первичных экономических представлений и компетенций;
-развитие экономического мышления дошкольников;
-воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Предполагаемые результаты. По внедрению кейса мероприятий дети могут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
Развитая эмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей
Дидактический материал представляет собой кейс, в котором находятся пять папок, карман с «монетами» достоинством в одну, две, пять и десять «монет» и карточки «список покупок», краткий словарь экономических терминов. Каждая папка содержит дидактический материал для определенного вида сюжетно-ролевой игры: «Супермаркет», «Ателье», «Кафе», «Оборудование и услуги», «Мы идем в поход!». Папки содержат прайс-листы с изображением товаров соответствующих теме папки. У каждого товара в прайс-листах представлена его цена.
В каждой папке находится карман с карточками, на которых изображены те же товары что и на прайс-листах отдельно каждый. Папки в кейсе расположены по порядку. В этом порядке и нужно осваивать материал. Перед использованием материала следующей папки рекомендуется изучать предложенный словарь экономических терминов. Папки с дидактическим материалом можно объединять для создания разнообразных вариантов игр. Дидактический материал «Финансовый кейс» разработан для детей от 5 до 7 лет, может использоваться для сюжетно-ролевых и дидактических игр, индивидуально, в подгруппах (2-8 человек – количество определяется воспитателем в зависимости от цели и вида игры), в совместной и самостоятельной деятельности. Дидактический материал может использоваться любым педагогом, в любом дошкольном учреждении, в домашних условиях родителями с детьми, так как разработан полностью, имеет четкие инструкции по применению и никаких специальных условий и умений для его использования не требуется.
Папка «Супермаркет»:
Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Дорого – дешево», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет»
Задания: Дать детям карточки товаров с разными ценами и попросить, разложить их в последовательности от самого дешевого к самому дорогому.
Предложить детям сравнить товары и пояснить, почему разная цена на товары из одной категории (например: шапка – куртка; фломастеры - рюкзак).
Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Потребность – возможность», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет»
Задания: Предложить детям прайс–листы и попросить выбрать товары самостоятельно или отвечая на вопросы.
Какие продукты ты сможешь купить, если у тебя 5 рублей?
Собираешься на День Рождения к другу/подруге, какой подарок понравится имениннику? А что, можешь купить ты, если у тебя 4 рубля?
Что бы ты выбрал себе на подарок, имея 2 рубля? и т.д.
Предложить детям объяснить свой выбор.
3.Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Вот, что я выбираю», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».
Задания: Предложить детям выбрать карточки с изображением товаров,которые онихотят купить в магазине, к предложенным ситуациям:
Что купить, когда ты голоден.
Семья ждет гостей.
В гости к другу/подруге.
Наряд на праздник. и т.д.
Обсчитать покупку, отдать деньги за приобретенный товар. Попросить детей объяснить свой выбор. В дальнейшем, для усложнения игры, детям дается фиксированная сумма. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
4.Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Список покупок», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».
Задания:Предложить детям самостоятельно составить«список покупок»кпредстоящему событию (наряд ко дню рождения, званный обед. и.т.п.). Используя для этих целей многоразовые карточки «список покупок». Обсчитать покупку, отдать деньги за приобретенный товар. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
5.Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Посчитай сдачу», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».
Задания:Дать детям задание,выбрать определенные товары или товары из своего«Списка покупок», при этом выдать каждому сумму больше, чем стоимость покупки. Попросить посчитать стоимость покупки и сдачу, которую он должен получить. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
Папка «Кафе»
1.Пособие можно использовать как в качестве дидактической игры «Вот, что я выбираю», так и для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в ресторан»
Задания: Предложить детям составить меню– «список покупок» из блюд, предложенных в папке «Ресторан». Обсчитать стоимость покупки и сумму сдачи. Для облегчения счета, пользоваться монетами.
Можно усложнить этот вариант игры, составив меню на несколько человек (чтобы было легче считать, можно пользоваться монетами)
Папка «Ателье»
С/р игра «Модельер»
Сюжет игры: дети составляют эскиз наряда, затем обсчитывают его стоимость и продают за условные деньги. Цена материала и фурнитуры отражена в прайс-листах.
Папка «Мы идем в поход!»
С/р игра «Мы идем в поход!»
Сюжет игры: Предложить детям разделиться на 2 команды, каждой из которой выдается 10 рублей. 1 команда выбирает продукты, 2 команда выбирает оборудование
для похода, составляя «список покупок». Условие – уложиться в данную сумму денег. Так же можно создать еще 2 команды, каждая из которой будет создавать рекламу маршрута туристического похода. Когда «куплены продукты и оборудование, выбран маршрут похода, дети «идут» в поход.
Папки: «Ателье», «Кафе», «Оборудование и услуги».
С/р игра «Я предприниматель»
Сюжет игры: Предложить детям открыть свое дело («Кафе», «Парикмахерская», «Ремонт и пошив одежды» и т. п.). Составить «список покупок» выбрав товары из предложенных папок. Обсчитать сумму, в которую обойдется открытие своего дела. Для облегчения счета, пользоваться монетами. Чтобы усложнить задачу, можно выдать определенную сумму денег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.
На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...
Консультация для воспитателей "использование инновационных технологий в организации сюжетно-ролевой игры"
Консультация для воспитателей "Иновационные технологии в организации сюжетно-ролевой игры"...
Сюжетно - ролевые игры по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников(картотека игр). ...
«Использование инновационных технологий в организации сюжетно - ролевой игры
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра....
Картотека сюжетно - ролевых игр по формированию финансовой грамотности у дошкольников
Картотека сюжетно - ролевых игр по формированию финансовой грамотности у дошкольников...
Сюжетно-ролевая игра "МАГАЗИН"по финансовой грамотности у детей подготовительной группы.
Цель:содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста,создание необходимой мотивации для повышения азов их финансовой грамотности.Задачи:-формировать умение широко и творч...
картотека сюжетно ролевых игр по воспитанию финансовой грамотности
сюжетно ролевые игры по воспитанию финансовой грамотности...