Проект "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Тема проекта: «Юный финансист»
Тип проекта: познавательно-творческий
Место проведения: МАДОУ детский сад №15 «Солнышко», разновозрастная группа 5-7 лет
Участники проекта : воспитатель, дети 5 – 7 лет, родители воспитанников
Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые
Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2022-май 2023
1. Описание проекта
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_finansist.docx | 77.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Солнышко»
Проект
«Юный финансист»
Выполнила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Замашкина Ирина
Викторовна
Городской округ город Бор
2022-2023 учебный год
Тема проекта: «Юный финансист»
Тип проекта: познавательно-творческий
Место проведения: МАДОУ детский сад №15 «Солнышко», разновозрастная группа 5-7 лет
Участники проекта : воспитатель, дети 5 – 7 лет, родители воспитанников
Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые
Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2022-май 2023
1. Описание проекта
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Актуальность
В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочее. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мной учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.
Задачи проекта:
Общеобразовательные:
- познакомить детей с денежной сферой жизни,
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно-необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать,
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению,
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений,
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам,
- научить соотносить понятие надо, хочу и могу,
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги,доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.
-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе,
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей,
- стимулировать интерес к изучению мира финансов,
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью,
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успехов в жизни,
- обеспечить психоло-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Формы работы:
- деловые и сюжетно-ролевые игры;
- тематические занятия;
- беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора);
- экскурсии;
- ИКТ презентации;
- просмотр мультфильмов;
- обсуждение;
- дискуссия;
- коллекционирование;
- чтение художественной литературы;
- игровые ситуации;
- решение проблемных ситуаций;
- продуктивная деятельность.
Предварительная работа:
- прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
- решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
- просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
- чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
- обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
Материально-техническое обеспечение:
- методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»;
- компьютер, интерактивная панель
- презентации;
- обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»);
- книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.
Продукт проектной деятельности:
- Изготовление книги «Книга юного финансиста»;
- Квест-игра для детей «Финансовая школа»;
- Выставка поделок
- Экономические кроссворды;
- Экономический словарик для детей;
- Пословицы и поговорки;
- Викторина «Юные финансисты»;
- Лепбук «Юные финансисты».
Этапы работы по проекту
- этап – подготовительный
- Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского сада по экономическому воспитанию.
- Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработать перспективный план.
- Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта.
- Выявить интересы, потребности, запросы родителей.
- Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию.
- Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности.
- Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
- Распределение развивающей среды по зонам.
- Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности.
II этап – основной
Работа с детьми:
- Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности ведется во всех воспитательно–образовательных блоках:
- в непосредственно образовательной деятельности,
- в совместной деятельности воспитателя с детьми,
- в самостоятельной деятельности детей.
Работа с родителями:
- Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросахи ответах»
- Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»
- Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
- Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников».
- Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.
Работа с педагогами:
- Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
- Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.
III этап –заключительный
Работа с детьми:
- Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.
Работа с родителями:
- Подведение итогов совместной работы
- Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей.
- Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей
Работа с педагогами:
- Выступление на методических семинарах.
- Ознакомление с результатами работы и данными диагностики.
- Проведение открытого мероприятия
План проекта
№ | Тема | Содержание/мероприятия | Технология, формы и методы |
Сентябрь | |||
Тема 1. «Без труда нет жизни на земле» | |||
1 | Труд-основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо семьи, близких, друзей, домашних питомцев. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | Технология «Клубный час», беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья», тематический стенд о труде |
2 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать- получать вознаграждение за выполненную работу | Технология «Клубный час», беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и честно» |
3 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Профессии. Продукты труда: товары и услуги | Социо-игровая технология (работа в малых группах), игра «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки о профессиях |
4 | Творческое занятие | Разбираемся, что будет, если люди перестанут трудиться | Технология «Клубный час», читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, рисуем |
Октябрь | |||
1 | «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» мини- спектакль | Закрепляем понятия: трудиться, работать, зарабатывать | Интерактивный мини-спектакль |
2 | Труд во благо | Закрепление материала | Технология «Ситуация месяца». Диагностировать знания и умения детей |
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны | |||
3 | Как придумали деньги | Деньги - мера оценки труда, универсальное средство обмена | Технология «Клубный час», читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, рассказ |
4 | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся | Виды денег. Изготовление денег: печатка, чеканка | Социо-игровая технология (работа в малых группах), беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Эволюция денег» |
Ноябрь | |||
1 | Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом | Технология «Клубный час», |
2 | Где живут деньги | Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр. | Приучать ребенка к аккуратному обращению с деньгами, обозначить основные места хранения денег дома и вне его |
3 | «Зайкина находка» мини- спектакль | Закрепляем понятие «деньги» | Закрепить понятие деньги с помощью интерактивного мини- спектакля |
Тема 3. Покупаем, продаем, обмениваем | |||
4 | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности | Объяснить дошкольникам понятия потребность и желание |
5 | «Желания Волчонка- Зубастика» мини-спектакль | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать. | Закрепить понятия потребности и желания с помощью интерактивного мини-спектакля |
Декабрь | |||
1 | Где покупают и продают разные товары | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Объяснить дошкольникам где можно приобрести различные товары и услуги |
2 | Наша мастерская | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеем, вырезаем, лепим. | Создать условия для проявления творческих способностей |
3 | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара и формируем цену | Формировать у дошкольников понимание того, что каждый товар имеет стоимость и цену |
4 | Выгодно- невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама | Сформировать у дошкольников понимание того, что такое выгодно и невыгодно |
Январь | |||
1 | «Русская ярмарка» игра-праздник | Ярмарка и ее атрибуты: шуты, скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, торговцы, ремесленники, хороводы, русская пляска. Используем деньги группы, придуманные раннее. | Познакомить детей с ярмаркой , ее атрибутами, русским фольклором, приобщить к народной культуре и традициям |
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим | |||
2 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам | Формировать у дошкольников понимание, что деньги нужно тратить разумно |
3 | «Хочу и могу» мини- спектакль | Учимся различать понятия хочу и могу. Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению | Научить дошкольников различать понятия хочу и могу |
Февраль | |||
1 | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Сформировать у дошкольников понимание, что такое копить и сберегать |
2 | «Наша мастерская» творческое занятие | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи | Закрепить у дошкольников понимание, что такое трудиться и какой результат труда может быть получен |
3 | Мини- спектакль «День рождения» | Узнаем, что о подарках нужно думать заранее, подарки нужно подбирать или мастерить с умом | Интерактивный мини-спектакль |
4 | Досуг «Сберегаем и экономим» | Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам | Диагностика знаний и умений детей |
Март | |||
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» | |||
1 | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять- взять что-то взаймы на время, одолжить-дать что-то взаймы на время. | Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем» |
2 | Долги | Знакомство с рассказом В.Осеевой «Долг» | Чтение, обсуждение |
3 | Мини- спектакль «Долг платежом красен» | Закрепляем понятия «одалживать», «долг», «должник», «занимать». | Интерактивный мини-спектакль |
4 | Досуг «Долг и ответственнос ть» | Закрепление материала. | Технология «Ситуация месяца». Диагностика знаний и умений детей |
Тема 6 «Учимся планировать» | |||
5 | Все по плану! | Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления плана. Закладываем основы планирования. | Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа |
Апрель | |||
1 | Ставим цели | Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели | Ситуационные задачи, игра «Наши цели» |
2 | Сделал дело – гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки | Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи |
3 | Досуг «Наш план!» | Закрепляем понятие «план», «планировать» | Диагностика знаний и умений детей, применение технологии «Ситуация месяца» |
Тема 7 «Богатство и бедность» | |||
4 | Наше богатство | Формируем представления о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи | Читаем и обсуждаем сказки «Ум и богатство», конкурс проектов «Наше богатство» |
Май | |||
1 | Творческое занятие: «Жадность и щедрость» | Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество, как щедрость, изображаем при помощи рисунков | Читаем и обсуждаем «Жадность» Аким Яков, «Жадина» Эмма Мошковская |
2 | Мини- спектакль «Бережливые друзья» | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками. Он всегда увлечен процессом творчества и обладает таким качеством, как здоровое отношение к деньгам | Интерактивный мини-спектакль |
3 | Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги» | Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. | Объяснить дошкольникам понятия бережливости, трудолюбия |
4 | Сюжетно- ролевая игра «Магазин» | Закрепление материала | Диагностика знаний и умений детей, применении технологии «Ситуация года» |
Работа с родителями:
Для реализации Проекта были определины планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей.
Родители | Педагоги |
Мотивационно-ценностный компонент | |
Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников | Осознают необходимость взаимодействия с семьей |
Когнитивный компонент | |
Знают психофизические особенности детей | Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье |
Деятельностно-поведенческий компонент | |
Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами | Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей |
Рефлексивный компонент | |
Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов | Формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями |
Сентябрь:
Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах»
Октябрь:
Создание поделки на тему «Расходы семьи».
Изготовление атрибутов для игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница».
Ноябрь:
Экскурсия в сберегательный банк города.
Декабрь:
Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)
Январь:
Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.
Февраль:
Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»
Март:
Консультация для родителей «Что такое долг?», «Как познакомить детей с понятием «Долг».
Апрель:
Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
Изготовление товара – мороженого и его реклама.
Май:
Итоговое мероприятие «Детско-родительские финансовые
Литература:
1. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
4. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
5. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
Приложение
Консультации для родителей:
Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
- Как экономить деньги.
- Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
- Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
- Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
- Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
- О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
- О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
- Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
- Как работают банки.
- Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.
Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?
Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.
До школы.
В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.
В начальной школе.
В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.
В средней школе.
В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.
Высшая школа.
К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.
После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.
Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
- Когда он получает подарок.
Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
- Когда Вы пользуетесь банкоматом.
Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
- В магазине.
Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
- Оплата счетов и квитанций.
Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...
презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...