Формирование основ финансовой грамотности в ДОУ
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Выпускная аттестационная работа по теме:
«Формирование основ финансовой грамотности в ДОУ»
Санкт-Петербург
2022
Конспект ООД. Тема: «Приключения Знайки и Незнайки»
(для детей подготовительной группы группы)
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
Повторить понятие «потребности человека»;
Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится;
Уточнить от чего зависят потребности человека;
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию нравственных качеств;
Воспитывать социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: «Здравствуйте»! Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами.
А вот и они! (показ игрушек или перчаточные куклы)
Ребята (игрушки): Здороваются.
Воспитатель: Давайте знакомиться.
Первый брат все знает и всегда отвечает «Нужно грамотно обдумать!». И его назвали Знайка. А второй - не задумываясь, говорит: «Ну ничего!». И назвали его Незнайка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну.
Однажды два брата отправились в волшебное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.
Основная часть.
Звучит весёлая музыка и ребята отправляются в путь.
Воспитатель: В дорогу каждый из них взял.… Послушайте мою загадку и отгадаете
Это - средство обращения,
Это - средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Ответ: Деньги, монета
Воспитатель: Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: Правильно» А для чего нужны людям деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!
Воспитатель: В дорогу каждый из ребят взял кошелёчек с монетками.
- Сколько монеток у Знайки?
- А у Незнайки?
- Сравните.
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- Что такое потребности? (ответы детей)
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.
Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - это семейный очаг, где может собираться вся семья. И решили ребята выбрать себе дом. (На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).
Незнайка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
А Знайка стал думать и рассуждать.
Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
Как вы думаете почему? (Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).(ответы детей)
И взял домик за две монетки.
А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик? (ответы детей)
Так и вышло! В этом домике Незнайке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет).
Воспитатель: Ребята, сколько осталось? (ответы детей)
Воспитатель: Стало холодно. И ребята вспомнили ещё про одну важную потребность. Какую? (Одежда). И купили её, потратив по одной монетке.
Воспитатель: Отложим из их кошелёчков по одной монетке. А потом у ребят забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую? (Потребность в еде)
Воспитатель: Взяли ребята по одной монетке, и пошли в магазин. Давайте посмотрим, что они купили (в корзинке у Знайки - крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Незнайки много разных сладостей).
Воспитатель: Ребята, а чтобы купили вы?
Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет.
А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? (ответы детей)
Воспитатель:
Бюджет - это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответы детей)
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет
игру «Хочу и надо».
Материал: схема потребностей, монеты, цветная бумага, клей-карандаш, салфетки.
Воспитатель: Ребята, перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача
Распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату - 2 монеты,
купить одежду - 1 монета,
на продукты - 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Воспитатель: Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
Физминутка
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
4-раунд «Домик, в котором живут деньги»
Воспитатель: Ребята, вы все знаете из мультфильма, что Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Хочу спросить у вас:
- «Вырастут ли деньги?
- Где они могут «расти»?
- Куда Буратино надо было положит деньги? (ответы детей)
Воспитатель: У каждой монеты - есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелечек из бумаги для нашего друга Незнайки, что бы он мог спрятать в него свои монеты.
Изготовление, детьми кошелечка используя схему.
Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые кошелечки у вас получились.
Воспитатель: Подошло время подвести итог нашей игры. Ребята посчитайте, сколько у каждой команды золотых монет.
Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда.
Воспитатель: Вот и пришло время прощаться с нашим другом Незнайки.
Давайте, ребята, попробуем для Незнайки сформулировать правила обращения с деньгами, чтобы он никогда и не подумал отнести их как герой Буратино из мультфильма в «Страну Дураков».
1 Экономно распоряжаться деньгами.
2 Потраченные средства уже не вернешь.
3 В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4 Невозможно иметь все, что хочешь.
5 Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть
привычкой.
Простейшее и интереснейшее занятие - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
6 Бережно относиться к деньгам.
Незнайка: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться. Теперь ни кто не обманет меня, и я смогу купить своему любимому другу Знайке книги.
Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас?
Приходите в гости к нам
- Мы споём и спляшем вам.
А сейчас уже пора
- Ждут нас игры и дела.
Благодарю всех участников этой игры за активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Дать определение понятиям «деньги», для
Занятие по математике для детей 5-6 лет...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...