Игровой проект «Мы играем в экономику»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ананина Татьяна Александровна

Долгосрочный информационно-познавательный, игровой проект «Мы играем в экономику»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_fin_gr.docx551.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Долгосрочный
информационно-познавательный,

игровой проект

«Мы играем в экономику»

Старшая группа «Василёк»

                                                                                                                                  Воспитатель:Ананина Т.А. Еременко А.Р.

2022 год


Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Составители проекта: Ананина Т.А. Еременко А.Р. 

Вид проекта: среднесрочный информационно-познавательный, игровой.

Продолжительность проекта: октябрь,ноябрь 2022г.

 Актуальность:         
   Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе. В последнее время, наблюдая игровую деятельность дошкольников, анализируя задаваемые вопросы, сталкиваюсь с тем, что их интересуют очень серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Самыми распространёнными среди них являются: «Почему цены на одни и те же товары различные?», Почему все получают разную зарплату?», «Всё ли можно купить за деньги?», «Почему мама не покупает игрушки как у других детей?» и т.д. Очень часто в речи детей мы слышим слова: «реклама», «обмен», «бизнесмен», «банк» и др., значение которых многие не знают. Чем можно объяснить такую «экономическую» любознательность дошкольников? Причина кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего, в быт семьи, где ребёнок на каждом шагу сталкивается с экономическими проблемами, обсуждаемыми членами своей семьи.          


   Всегда ли мы удовлетворяем детскую любознательность такого рода? Способен ли ребёнок дошкольного возраста усвоить сложные экономические категории и понятия? Можно ли  сформировать у дошкольников элементы экономического мышления? Смогут ли они понять сущность профессии предпринимателя, менеджера, брокера и др.? Проникнутся ли уважением к этим профессиям? Решение этих проблем возможно и необходимо. Чтобы дать экономические представления своим дошколятам мной был разработан проект «Мы играем в экономику».  

              

Проблема проекта: недостаточный уровень сформированности основ экономических знаний у детей дошкольного возраста.                    

Цель проекта: сформировать систему знаний по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями.
  • Способствовать овладению детьми на доступном уровне качествами человека-хозяина: бережливостью, рациональностью, трудолюбием,     экономичностью, честностью, добротой, отзывчивостью и др.                                                                                                                                                                                                                                                Развивать эмоциональную сферу детей, умение регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку.
  • Развивать умения соотносить свои потребности с необходимостью.                                                                                                                                  
  • Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
  • Создать предметно-развивающую среду по формированию экономических знаний.

Ожидаемый результат:

 Дети:

  • Имеют знания о простейших экономических понятиях.
  • Осознают на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества». Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчётливость, экономичность, трудолюбие – и вместе с тем щедрость. А так же   честность, отзывчивость, доброта. Приводят примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.                                            Сформирована положительная самооценка, способность распознавать чувства других людей.
  • Умеют соотносить свои потребности с необходимостью.  
  • Имеют интерес к экономическим знаниям.
  • Развито экономическое мышление.
  • Развита эмоциональная сфера у детей, регулируют собственное поведение.
  • Воспитанно у детей осторожное отношение к рекламе.

Педагоги:

  • Имеют высокий уровень овладения теоретическими, методическими, технологическими знаниями по формированию экономических знаний у детей дошкольного возраста.

Родители:

  • Владеют экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.
  • Пополняют предметно-развивающую среду в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями.

Формы работы:

  • Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, творческие, интеллектуальные).
  • Беседы. Обсуждения. Дискуссии.
  • Просмотр слайд - презентаций, мультфильмов.
  • Коллекционирование (коллекция купюр разных стран).
  • Чтение литературных произведений по экономическому воспитанию
  • Инсценировка сказок.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Продуктивная деятельность.
  • Праздники. Досуги. Викторины.
  • Дни грамотного финансиста и др.  

Литература:          

  • Курак  Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», ТЦ «Сфера», 2002г. - 80с.
  • Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики», «Детство – ПРЕСС», 2008г . - 176 с.                                                                                                                        
  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. «Занимательные финансы» (играем вместе) – М.: «Вита пресс», 2019г. - с.78.
  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. «Занимательные финансы» (читаем и обсуждаем) – М.: «Вита пресс», 2019г. - с. 64.            
  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжаковская Л.Ю. «Занимательные финансы» (рассуждаем и решаем) – М.: «Вита пресс», 2019г. - с.78.
  • Шорыгина А.А. «Беседы об экономике», ТЦ «Сфера», 2019г. - 96с.                                                                                                                          

Реализация проекта «Мы играем в экономику»

Этапы и сроки реализации проекта

Задачи этапов

Организационно-содержательная деятельность

Педагоги

Дети

Родители

Подготовительный этап

  1. Собрать информацию из различных источников.

  1. Провести локальные социо-логические исследования в рамках возрастной группы с целью выявления компе-тентности родителей в вопросах экономического воспитания детей.

  1. Выявить проблемы, запро-сы родителей.

  1. Мотивировать всех участ-ников образовательного процесса на участие в проекте.

  1. Диагностировать участ-ников проекта.

  1. Разработать план реали-зации проекта.

  1. Расширить и дополнить центр активности  «Эконо-мика - жизнь и игра».
  1. Изучить справочную, мето-дическую, энциклопедичес-кую,  литературы и внедрение ее в практику.

  1. Подобрать художественную литературу для детей.

  1. Поставить цель, определить формы работы.

  1. Разработать анкеты, тесты,   проблемные ситуации для диагностирования участников проекта.

  1. Составить план работы с участниками образователь-ного процесса.

  1. Пополнить центр активности «Экономика - жизнь и игра» (демонстрационным материа-лом, докладами, лэпбуками, дидактическими играми).

  1. Тестирование               «Проверим знания дошкольников».
  2. Экономические сказки:
  • «Хранители бюджета».
  • «История одной реки».
  • «Домашнее хозяйство».
  • «Лесное кафе».       
  1. Дидактические   игры:      
  • «Доходы и расходы».
  • «Угадай название биржи».
  • «Кем быть?».                               «Маленькие покупки».
  • «У тебя есть копилка» и др.
  1. Сюжетно-ролевые игры:
  • «Магазин»
  • «На рынке»
  • «В кафе» и др.
  1. Игры – общения:  
  • «Почему все взрослые работают?».    
  • «Нужны ли деньги человеку» и др.        
  1. Заучивание стихотворения    Ш.Галиева «Три копейки на покупку».          
  2. Заучивание пословиц о труде, деньгах.          
  3. Вечер загадок.
  1. Тестирование

«Компетентность родителей в вопросах экономического воспитания».

  • Анкетирование

 «Экономическое воспитание» (с целью выяснения отношения родителей к экономическому воспитанию и образованию дошкольников).

  • Стендовая информация: «Финансовая азбука малышей».

  • Консультирование:

«Детские деньги и взрослые вопросы».

  • Участие родителей в акции «Подари игру» (изготовить или приобрести).
  • Родительское собрание «Ознакомление с проектом: «Мы играем в экономику».

  • Буклет-памятка

«Экономическое развитие дошкольников».

Основной этап

  1. Расширить педагогические условия для воспитания детей.
  2. Повысить педагогическую компетентность в вопросах создания условий в семье для развития реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
  3. Мотивировать всех участ-ников образовательного процесса на активное участие в проекте.
  4. Реализовать проектные мероприятия.
  5. Помочь родителям в реше-нии возникших проблем, по данной теме.  

  1. Создать психологически комфортную обстановку в группе.
  2. Организовать выставку дидактических игр (игры изготовленные родителями).
  3. Пополнить предметно-развивающую среду в группе.
  4. Организовать:
  • экскурсии;
  • беседы;
  • дискуссии;
  • НОД;
  • игры (интеллектуальные, театрализованные, дидакти-ческие, сюжетно-ролевые);

  1. Игры-общения:
  • «Жизненно важные потребности».
  • «Маленький экономист».
  1. Разгадывание ребусов: (например, «Семейный бюджет») и др.
  2. Чтение худож. литературы:
  • «Экономика для малы-шей» глава «Как Миша и его семья денежки считали» (стр.56-59), Т.Потапова.
  • «Серебряная монетка», р.н.с.
  • «Хаврошечка» р.н.с.
  • «Мена» р.н.с.
  • «Золотой ключик», А.Толстой.
  • «Дудочка и кувшин», сказка В.Катаева.
  • «Финансовая сказка для малышей».
  1. Игровая ситуация «Ты сегодня папа и ты получил сегодня зарплату!»
  2. Просмотр мультфильмов:
  • «Уроки тётушки Совы».
  • «Малыш и Карлсон».
  •  «Барбоскины и реклама».
  1. Модель:
  • «Составление и расходова-ние семейного бюджета».
  • «Затраты – цена».
  • «Торговые затраты».
  1. Карта «Путешествие денежки».
  2. Сюжетно-ролевые игры:
  •  «Страхование».
  • «Строительный бизнес».
  1. Настольно – печатные игры:
  • «Я - покупатель».
  • «Конфетки и монетки».
  • «Семейный бюджет».
  • «Мой маленький бизнес».
  • «Фермер».
  • «Рынок».
  • «Путешествие по магазинам».
  • «Наполним копилку».
  •  «Знаю все профессии».
  • «Поиграем, посчитаем».
  1. Сюжетные картины:
  • «В магазине».
  • «На рынке».
  1. Беседы:
  • «Кто зарабатывает деньги?».
  • «Из чего состоит семейный бюджет?».
  • «Какие у семьи доходы и расходы?».
  1. Презентации:
  • «Аукцион».
  • «Все работы хороши».
  1. Викторина
  • «Семейный бюджет».
  1. Инсценировка сказки
  • «Лисичка со скалочкой» (с участием родителей).
  1. Игра – тренинг «Давайте меняться».
  2. Конкурс рекламы сладостей и игрушек.
  3. Дискуссии:
  • «Если бы я был богатым».

18. Рисование:

  • «Семейный бюджет».
  • «Семейные расходы».

19. рудовая деятельность:

  • Изготовление атрибутов (из солёного теста) и ценников для сюжетно-ролевых игр.

21. Коллекция купюр разных стран (рассматривание).

22. День грамотного финансиста.

23. Проблемные ситуации:

  • «Что было бы, если из крана       лилась не вода, а апельсиновый сок».
  • Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

24. Телерепортажи:

  • «Почему взрослые работают?»
  •  «Расходы. Как потратить деньги с пользой».

25. Познавательный маршрут к банкомату.

  • Участие в  выставке ди-дактических игр (игры, изготовленные родите-лями).
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и пособий для игр.
  • Консультирование «Использование экономи-ческих игр в домашних условиях».
  • Участие родителей в экскурсиях.
  • Совместные досуги, вик-торины, развлечения, праздники.
  • Присутствие родителей на презентациях, меропри-ятиях.
  • Предоставление  раскра-сок на тему: «Мы играем в экономику».

 

Итоговый (обобщающий) этап

  1. Оценить эффективность     реализации проекта.
  2. Скорректировать прог-раммно-методические материалы       проекта.
  3. Спланировать содержа-ние продолжения про-екта на следующий временной отрезок.
  1. Презентация реализации проекта родителям (законным представителям).
  2. Рефлексия педагогической деятельности по итогам про-ведения всех мероприятий.
  3. Представление опыта      рабо-ты педагогам детского сада и коллегам города (презентация, выставка).
  1. Тестирование «Юный Развлечение «Путешест-вие в мир денег».

Родительское собрание   «Наши успехи» (обмен опытом, дискуссия на заданную тему).

F:\аттест\проект по фин грам\IMG_20221128_154936.jpg

F:\аттест\проект по фин грам\IMG_20221128_174311.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экономическому воспитанию "Экономика - жизнь и игра"

Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»  разработан в рамках тематической недели  «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для д...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ ПРОЕКТ: «ЗИМНИЕ ИГРЫ, ИГРУШКИ И ЗАБАВЫ»

Содержание:1.      Визитная карточка проекта «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»2.      Презентация проекта.3.      Описание п...

Творческо - игровой проект "Мы играем в куклы"

Творческо - игровой проект "Мы играем в куклы"...

Игровой проект "Мы играем в магазин" Младшая группа

Игровой проект "Мы играем в магазин"Помимо подробного описания хода самого проекта.В приложении представлены раскраски, консультация для родителей и конспекты НОД....