Сказка- средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Муллагалиева Регина Сергеевна

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Она неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin_gram_v_formate_rtf.odt28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка - средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.

25 сентября 2017 года Правительством РФ принята Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ. Цель стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Согласно Стратегии, повышением финансовой грамотности населения, необходимо заниматься с самых ранних лет, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далеки друг от друга. Она неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

Учитывая вышесказанное, возникла необходимость разработать систему экономического воспитания старших дошкольников, обеспечивающую формирование представлений об экономике, способствующую дальнейшей социальной адаптации ребенка посредством сказочных произведений.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую - экономическую –сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

Разработать методику использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников.

Реализация первой задачи предполагала исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Интересны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини программу ознакомления детей с экономическими понятиями. В своей работе я широко использую такие книги , как «Сказка о Царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и венных друзьях» Татьяны Львовны Поповой и Ольги Меньшиковой; «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Л.В.Конышевой, Ольги Меньшиковой, Татьяны Львовны Поповой и авторскую сказку Л.Ястребовой, Н.Малыгиной «Хранители бюджета».

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний широко использую народные и авторские сказки:

Сказки отражающие труд людей :«Терем – теремок», «Хаврошечка»,«Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»,

Сказки о потребностях и возможностях: Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон»,

Сказки о труде: народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере: народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки о деньгах: К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво».

Сказки о рекламе: народные сказки «Лиса  и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже: народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Мною была составлена картотека сказок по формированию у детей ст дош. возраста экономических представлений.

При разработке методики использования сказок, я использовала народные и авторские сказки экономического содержания через проблемные ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления. Логические и арифметические задачи, задачи шутки с героями сказок оживили путь познания сложных экономических представлений.

Мною было разработано методическое пособие по финансовой грамотности «По дорогам сказок». Главный герой данного сборника, сказочный персонаж Рублик. В пособии подобраны проблемные ситуации, где дети решают возникающие проблемы по экономике со сказочными героями; включены ребусы, кроссворды и лабиринты. Имеется подборка пословиц, стихотворений, поговорок и загадок.

Данные методические материалы могут быть использованы для партнерского взаимодействия взрослых и детей (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), а также для свободной самостоятельной деятельности самих детей. Данное пособие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и заботливых родителей.

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Начиная работу по экономическому воспитанию дошкольников, я провела анкетирование родителей о необходимости экономического воспитания. Результаты анкетирования показали, что родители теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания дошкольников, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.

Для ознакомления воспитанников с экономическими понятиями средствами художественной литературы оформили выставку книг для чтения в кругу семьи. Представленная подборка детских произведений дает возможность показать положительное отношение к смекалке, щедрости, также способствует воспитанию уважения к труду, бережливости, экономичности.

Помимо художественной литературы предоставила родителям буклеты с перечнем рекомендованных к просмотру детьми мультфильмов .

Каждый родитель должен понимать, что воздействие мультфильма может обмануть ожидания и взрослого и ребенка. Положительное воздействие анимации при правильном подборе мультфильмов может стать прекрасным развивающим пособием.

Родителям была предложена одна из форм организации финансовой грамотности «Покупка выходного дня» . Они совместно с детьми совершили прогулки в магазин и сбербанк.

При активной помощи родителей, была создана коллекция «Монеты», которая регулярно пополняется.

У некоторых детей возникает желание иметь копилку. Нами была организована выставка «Моя копилочка», где были представлены копилки, сделанные своими руками.

Результат совместного творчества помогает сблизить всю семью, развивает творческие способности детей, а родителей отвлекает от будних дел и проблем.

Область экономической действительности- одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово образованными во взрослой самостоятельной жизни. А потому именно сказки помогают ребенку совместно с взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"

Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»

laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Сюжетно - ролевые игры по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников(картотека игр).                                       ...

Буклет "Квест-игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"

Квест-игры по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста – это универсальная образовательная технология, которая помогает расширить представления дошкольников о деньгах, как можно правильно...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...