Финансовая грамотность в дошкольном возрасте.
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте.
Дети и финансы-это сложный вопрос, но уже в дошкольном возрасте нужно объяснять ребёнку , что бы он был финансово грамот. Дети становятся участниками экономических отношений в семье ещё в раннем возрасте, тем самым на бытовом уровне овладевая такими экономическими понятиями, как «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. Разве можно ребенку дошкольного возраста объяснить, откуда берутся деньги, пояснить понятие «дорого – дешево»? Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс — их нужно зарабатывают тяжёлым трудом. Научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своими «финансами» — проблема, над которой ломают голову все родители.
Что же это такое «Финансовая грамотность»?
«Финансовая грамотность» - это умение распоряжаться деньгами и принимать ответственность за свои решения.
Что же такое «деньги»? Деньги - для нас сегодня бумажные купюры, металлические монеты, пластиковые карточки.
Это не нужно забивать голову ребенку сложными специфическими понятиями как монополия, лизинг, облигация и решением сложных экономических задач.
Ребёнок – дошкольник сам не освоит эту область, но если родители и педагоги объединят свои усилия, он сможет приобрести доступные ему знания, что поспособствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления.
Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Главная задача воспитателя в процессе постижения азов финансовой грамотности – использовать многообразные формы и методы для раскрытия финансовых представлений, а также закреплять приобретенные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ.
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам старается научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит свободное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Преимущество игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сосредоточить внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, персональной целью.
Важно понимать, что в принудительной форме мы не добьемся положительного результата в формировании предпосылок финансовой образованности у ребенка. Каждый ребенок индивидуален и для освоения какими-либо знаниями и навыками ему потребуется соответствующее время.
Сюжетно-ролевые игры.
Усвоение новой информации благополучно проходит в виде сюжетно-ролевой игры.
Первые навыки финансовой грамотности можно выработать, к примеру, с помощью простой игры в магазин. Если в среднем возрасте всего 2 роли – продавец - покупатель, то в старшем дошкольном возрасте подключается продавец - кассир, который выдает чеки, подсчитывает сдачу. Большой интерес вызовет игра в «Супермаркет», где продавец еще и рассказывает покупателям о выгодных предложениях и акциях. В качестве товара могут быть не только продукты, но и одежда, игрушки и прочее.
Маленькие дети обычно очень гордятся своим умением считать, и это можно использовать, чтобы ввести понятие «денег» в игры. Ребенку можно доступно объяснить, что 2 раза по 50 копеек это рубль, а 5 раз по 10 рублей это 50 рублей. А вместо денег можно использовать разноцветные бумажки. Для усложнения игры, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.
При этом крайне важно, чтобы воспитатель обсуждал все действия в игре, пополняя тем самым словарный запас финансовыми терминами.
Необходимо периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить некоторую сумму, чтобы постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на «вкусняшку» или купить необходимую одежду?
Настольные игры
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания, которые помогут закрепить финансовые понятия, например, «Менеджер» или «Монополия». Так как игры достаточно сложные и требуют пояснений, то лучше играть в них под присмотром взрослого. Такие игры подойдут скорее для подготовительной группы.
Дидактические игры.
В занятия также стоит активно включать дидактические игры.
«Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.
Знакомить дошкольников с азами экономики помогут беседы, чтение художественной литературы, пословицы и поговорки, загадки. Дети должны понимать, что мама и папа должны ходить на работу, чтобы получать зарплату. Благодаря этому доходу их семья сможет жить и приобретать необходимые товары.Сформировать необходимое отношение к ценностям помогут различные детские книги:«Петушок и бобовое зѐрнышко»; «Каша из топора»; « Три поросѐнка»;К. И. Чуковский « Федорино горе» и т.д.
Эти сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.
Важно помочь малышу сделать правильные выводы: мало денег и экономия в ущерб себе или наоборот много денег и жадность — это показатель неправильного отношения к своей жизни и к деньгам, которое приводит к зависимости от денег и внутренней неудовлетворённости. Всё и сразу хотеть плохо — нужно достигать постепенно, каждый раз прикладывая усилия.
Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Образовательную деятельность необходимо формировать на доступных и занимательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, удовлетворять познавательную потребность дошкольников. Воспитание финансовой грамотности дошкольника невозможно без участия родителей, ведь семья – это реальная экономика, где ребенок не учиться жить, а живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fin_gram.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте.
Дети и финансы-это сложный вопрос, но уже в дошкольном возрасте нужно объяснять ребёнку , что бы он был финансово грамот. Дети становятся участниками экономических отношений в семье ещё в раннем возрасте, тем самым на бытовом уровне овладевая такими экономическими понятиями, как «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. Разве можно ребенку дошкольного возраста объяснить, откуда берутся деньги, пояснить понятие «дорого – дешево»? Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс — их нужно зарабатывают тяжёлым трудом. Научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своими «финансами» — проблема, над которой ломают голову все родители.
Что же это такое «Финансовая грамотность»?
«Финансовая грамотность» - это умение распоряжаться деньгами и принимать ответственность за свои решения.
Что же такое «деньги»? Деньги - для нас сегодня бумажные купюры, металлические монеты, пластиковые карточки.
Это не нужно забивать голову ребенку сложными специфическими понятиями как монополия, лизинг, облигация и решением сложных экономических задач.
Ребёнок – дошкольник сам не освоит эту область, но если родители и педагоги объединят свои усилия, он сможет приобрести доступные ему знания, что поспособствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления.
Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Главная задача воспитателя в процессе постижения азов финансовой грамотности – использовать многообразные формы и методы для раскрытия финансовых представлений, а также закреплять приобретенные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ.
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам старается научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит свободное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Преимущество игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сосредоточить внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, персональной целью.
Важно понимать, что в принудительной форме мы не добьемся положительного результата в формировании предпосылок финансовой образованности у ребенка. Каждый ребенок индивидуален и для освоения какими-либо знаниями и навыками ему потребуется соответствующее время.
Сюжетно-ролевые игры.
Усвоение новой информации благополучно проходит в виде сюжетно-ролевой игры.
Первые навыки финансовой грамотности можно выработать, к примеру, с помощью простой игры в магазин. Если в среднем возрасте всего 2 роли – продавец - покупатель, то в старшем дошкольном возрасте подключается продавец - кассир, который выдает чеки, подсчитывает сдачу. Большой интерес вызовет игра в «Супермаркет», где продавец еще и рассказывает покупателям о выгодных предложениях и акциях. В качестве товара могут быть не только продукты, но и одежда, игрушки и прочее.
Маленькие дети обычно очень гордятся своим умением считать, и это можно использовать, чтобы ввести понятие «денег» в игры. Ребенку можно доступно объяснить, что 2 раза по 50 копеек это рубль, а 5 раз по 10 рублей это 50 рублей. А вместо денег можно использовать разноцветные бумажки. Для усложнения игры, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.
При этом крайне важно, чтобы воспитатель обсуждал все действия в игре, пополняя тем самым словарный запас финансовыми терминами.
Необходимо периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить некоторую сумму, чтобы постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на «вкусняшку» или купить необходимую одежду?
Настольные игры
В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания, которые помогут закрепить финансовые понятия, например, «Менеджер» или «Монополия». Так как игры достаточно сложные и требуют пояснений, то лучше играть в них под присмотром взрослого. Такие игры подойдут скорее для подготовительной группы.
Дидактические игры.
В занятия также стоит активно включать дидактические игры.
«Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.
Знакомить дошкольников с азами экономики помогут беседы, чтение художественной литературы, пословицы и поговорки, загадки. Дети должны понимать, что мама и папа должны ходить на работу, чтобы получать зарплату. Благодаря этому доходу их семья сможет жить и приобретать необходимые товары.Сформировать необходимое отношение к ценностям помогут различные детские книги:«Петушок и бобовое зѐрнышко»; «Каша из топора»; « Три поросѐнка»;К. И. Чуковский « Федорино горе» и т.д.
Эти сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.
Важно помочь малышу сделать правильные выводы: мало денег и экономия в ущерб себе или наоборот много денег и жадность — это показатель неправильного отношения к своей жизни и к деньгам, которое приводит к зависимости от денег и внутренней неудовлетворённости. Всё и сразу хотеть плохо — нужно достигать постепенно, каждый раз прикладывая усилия.
Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Образовательную деятельность необходимо формировать на доступных и занимательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, удовлетворять познавательную потребность дошкольников. Воспитание финансовой грамотности дошкольника невозможно без участия родителей, ведь семья – это реальная экономика, где ребенок не учиться жить, а живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
«Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
консультация для воспитателей...
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»
Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...