Финансовая грамотность в дошкольном возрасте.
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

 

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте.

     Дети и финансы-это сложный вопрос, но уже в дошкольном возрасте нужно объяснять ребёнку , что бы он был финансово грамот. Дети становятся участниками экономических отношений в семье ещё в раннем возрасте, тем самым на бытовом уровне овладевая такими экономическими понятиями, как «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. Разве можно ребенку дошкольного возраста объяснить, откуда берутся деньги,  пояснить понятие «дорого – дешево»? Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс — их нужно зарабатывают тяжёлым трудом.  Научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своими «финансами» — проблема, над которой ломают голову все родители.

       Что же это такое «Финансовая грамотность»?

«Финансовая грамотность» - это умение распоряжаться деньгами и принимать ответственность за свои решения.  

       Что же такое «деньги»? Деньги - для нас сегодня бумажные купюры, металлические монеты, пластиковые карточки.

       Это не нужно забивать голову ребенку сложными  специфическими понятиями как монополия, лизинг, облигация  и решением сложных экономических задач. 

   Ребёнок – дошкольник сам не освоит эту область, но если родители и педагоги объединят свои усилия, он сможет приобрести доступные ему знания, что поспособствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления.

   Включение  в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

      Главная задача воспитателя в процессе постижения азов финансовой грамотности – использовать многообразные формы и методы для раскрытия финансовых представлений, а также закреплять приобретенные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ.

          Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам старается научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит свободное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

          Преимущество игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сосредоточить внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, персональной целью.

         Важно понимать, что в принудительной форме мы не добьемся положительного результата в формировании предпосылок финансовой образованности у ребенка. Каждый ребенок индивидуален и для освоения какими-либо знаниями и навыками ему потребуется  соответствующее время.

Сюжетно-ролевые игры.

Усвоение новой информации благополучно проходит в виде сюжетно-ролевой игры.

Первые навыки финансовой грамотности можно выработать, к примеру, с помощью простой игры в магазин. Если в среднем  возрасте всего 2 роли – продавец - покупатель, то в старшем дошкольном возрасте подключается продавец - кассир, который выдает чеки, подсчитывает сдачу. Большой интерес вызовет игра в «Супермаркет», где продавец еще и рассказывает покупателям о выгодных предложениях и акциях. В качестве товара могут быть не только продукты, но и одежда, игрушки и прочее.

Маленькие дети обычно очень гордятся своим умением считать, и это можно использовать, чтобы ввести понятие «денег» в игры. Ребенку можно доступно объяснить, что 2 раза по 50 копеек это рубль, а 5 раз по 10 рублей это 50 рублей.  А вместо денег можно использовать  разноцветные бумажки. Для усложнения игры, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

 При этом крайне важно, чтобы воспитатель обсуждал все действия в игре, пополняя тем самым словарный запас финансовыми терминами.

Необходимо периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить некоторую сумму, чтобы постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на «вкусняшку» или купить необходимую одежду?

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания, которые помогут закрепить финансовые понятия, например, «Менеджер» или «Монополия». Так как игры достаточно сложные и требуют пояснений, то лучше играть в них под присмотром взрослого. Такие игры подойдут скорее для подготовительной группы.

Дидактические игры.

В занятия также стоит активно включать дидактические игры.

 «Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.

    Знакомить дошкольников с азами экономики помогут беседы, чтение художественной литературы, пословицы и поговорки, загадки. Дети должны понимать, что мама и папа должны ходить на работу, чтобы получать зарплату. Благодаря этому доходу их семья сможет жить и приобретать необходимые товары.Сформировать необходимое отношение к ценностям помогут различные детские книги:«Петушок и бобовое зѐрнышко»; «Каша из топора»;  « Три поросѐнка»;К. И. Чуковский « Федорино горе» и т.д.

     Эти сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.

      Важно помочь малышу сделать правильные выводы: мало денег и экономия в ущерб себе или наоборот много денег и жадность — это показатель неправильного отношения к своей жизни и к деньгам, которое приводит к зависимости от денег и внутренней неудовлетворённости. Всё и сразу хотеть плохо — нужно достигать постепенно, каждый раз прикладывая усилия.

 Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

     В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Образовательную деятельность необходимо формировать на доступных и занимательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, удовлетворять  познавательную потребность дошкольников. Воспитание финансовой грамотности  дошкольника невозможно без участия родителей, ведь семья – это реальная экономика, где ребенок не учиться жить, а живет.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fin_gram.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте.

     Дети и финансы-это сложный вопрос, но уже в дошкольном возрасте нужно объяснять ребёнку , что бы он был финансово грамот. Дети становятся участниками экономических отношений в семье ещё в раннем возрасте, тем самым на бытовом уровне овладевая такими экономическими понятиями, как «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. Разве можно ребенку дошкольного возраста объяснить, откуда берутся деньги,  пояснить понятие «дорого – дешево»? Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс — их нужно зарабатывают тяжёлым трудом.  Научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своими «финансами» — проблема, над которой ломают голову все родители.

       Что же это такое «Финансовая грамотность»?

«Финансовая грамотность» - это умение распоряжаться деньгами и принимать ответственность за свои решения.  

       Что же такое «деньги»? Деньги - для нас сегодня бумажные купюры, металлические монеты, пластиковые карточки.

       Это не нужно забивать голову ребенку сложными  специфическими понятиями как монополия, лизинг, облигация  и решением сложных экономических задач. 

   Ребёнок – дошкольник сам не освоит эту область, но если родители и педагоги объединят свои усилия, он сможет приобрести доступные ему знания, что поспособствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления.

   Включение  в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

      Главная задача воспитателя в процессе постижения азов финансовой грамотности – использовать многообразные формы и методы для раскрытия финансовых представлений, а также закреплять приобретенные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ.

          Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам старается научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит свободное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

          Преимущество игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сосредоточить внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, персональной целью.

         Важно понимать, что в принудительной форме мы не добьемся положительного результата в формировании предпосылок финансовой образованности у ребенка. Каждый ребенок индивидуален и для освоения какими-либо знаниями и навыками ему потребуется  соответствующее время.

Сюжетно-ролевые игры.

Усвоение новой информации благополучно проходит в виде сюжетно-ролевой игры.

Первые навыки финансовой грамотности можно выработать, к примеру, с помощью простой игры в магазин. Если в среднем  возрасте всего 2 роли – продавец - покупатель, то в старшем дошкольном возрасте подключается продавец - кассир, который выдает чеки, подсчитывает сдачу. Большой интерес вызовет игра в «Супермаркет», где продавец еще и рассказывает покупателям о выгодных предложениях и акциях. В качестве товара могут быть не только продукты, но и одежда, игрушки и прочее.

Маленькие дети обычно очень гордятся своим умением считать, и это можно использовать, чтобы ввести понятие «денег» в игры. Ребенку можно доступно объяснить, что 2 раза по 50 копеек это рубль, а 5 раз по 10 рублей это 50 рублей.  А вместо денег можно использовать  разноцветные бумажки. Для усложнения игры, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.

 При этом крайне важно, чтобы воспитатель обсуждал все действия в игре, пополняя тем самым словарный запас финансовыми терминами.

Необходимо периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить некоторую сумму, чтобы постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на «вкусняшку» или купить необходимую одежду?

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания, которые помогут закрепить финансовые понятия, например, «Менеджер» или «Монополия». Так как игры достаточно сложные и требуют пояснений, то лучше играть в них под присмотром взрослого. Такие игры подойдут скорее для подготовительной группы.

Дидактические игры.

В занятия также стоит активно включать дидактические игры.

 «Дороже – дешевле», в ходе игры дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

«Потребности», в ходе игры дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись Игра «Профессии» познакомит дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.

    Знакомить дошкольников с азами экономики помогут беседы, чтение художественной литературы, пословицы и поговорки, загадки. Дети должны понимать, что мама и папа должны ходить на работу, чтобы получать зарплату. Благодаря этому доходу их семья сможет жить и приобретать необходимые товары.Сформировать необходимое отношение к ценностям помогут различные детские книги:«Петушок и бобовое зѐрнышко»; «Каша из топора»;  « Три поросѐнка»;К. И. Чуковский « Федорино горе» и т.д.

     Эти сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость.

      Важно помочь малышу сделать правильные выводы: мало денег и экономия в ущерб себе или наоборот много денег и жадность — это показатель неправильного отношения к своей жизни и к деньгам, которое приводит к зависимости от денег и внутренней неудовлетворённости. Всё и сразу хотеть плохо — нужно достигать постепенно, каждый раз прикладывая усилия.

 Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

     В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Образовательную деятельность необходимо формировать на доступных и занимательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, удовлетворять  познавательную потребность дошкольников. Воспитание финансовой грамотности  дошкольника невозможно без участия родителей, ведь семья – это реальная экономика, где ребенок не учиться жить, а живет.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...