Доклад "Современный контекст внедрения финансовой грамотности в ДОУ"
статья по основам финансовой грамотности
Вся работа очень естественно и органично вписываться в воспитательно-образовательный процесс, общение с детьми. Реализация данной программы в детском саду должна быть согласована с желанием родителей (например: мы брали у родителей согласие на внедрение в образовательный процесс финансовой грамотности). Предлагаемая программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Не случайно ее ведущие принципы (учёт возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания) соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_semenihina.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный контекст внедрения финансовой грамотности в ДОУ
Вся работа очень естественно и органично вписываться в воспитательно-образовательный процесс, общение с детьми. Реализация данной программы в детском саду должна быть согласована с желанием родителей (например: мы брали у родителей согласие на внедрение в образовательный процесс финансовой грамотности).
Предлагаемая программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Не случайно ее ведущие принципы (учёт возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интереса к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, комплексный подход к развитию личности дошкольника, который выражается в тесной связи этического, трудового и экономического воспитания) соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (далее — ФГОС ДО).
Содержание программы способствует социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, познавательному, речевому развитию детей.
Как показал опыт работы в разных регионах Российской Федерации, содержание программ (на которых мы выше останавливались) позволяет педагогам дошкольных организаций успешно решать такие приоритетные задачи, как формирование и развитие у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Программа состоит из четырёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд — продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».
Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем. Реклама.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность
Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает авторских находок, методов, приёмов, а также наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
Прежде чем начинать работу по программе, педагогу необходимо понять, насколько дети его группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности — это наличие экономического опыта у дошкольников.
Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов). Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей. В зависимости от результатов диагностики педагог определяет продолжительность работы по программе — в течение года или двух лет, в связи с этим самостоятельно распределяет учебный материал.
Один из вариантов работы по программе (при ограниченности времени или в силу других причин) — включить материал программы в содержание разных образовательных областей. Вместе с тем целесообразно учитывать следующие рекомендации.
Если к работе по программе приступили в старшей группе, необходимо начать с первого блока «Труд, продукт (товар)» —это связано с тем, что труд — ведущая деятельность человека и основная экономическая категория. Данный блок остается и в подготовительной к школе группе, однако увеличивается количество новых профессий, с которыми знакомятся дети (две в старшей группе, три-четыре в подготовительной). Вместо тех, которые предложены в программе, педагог может познакомить детей с профессиями их родителей. Понятие «трудовая профессиональная династия» воспитатель может ввести в подготовительной к школе группе. Ребенок 6 лет уже способен осознавать свою социальную принадлежность, знать, кто его родители по профессии, возможно, свою династию (например, бабушка, мама, папа — врачи или педагоги и т. д.). Очень важно поощрять, стимулировать гордость детей за своих близких, их профессиональное мастерство и т. п.
Следует учитывать уровень развития детей группы, давно ли они посещают детский сад; продумать, какие понятия следует ввести позднее, подготовить наглядный и игровой материал для ознакомления с экономическими понятиями.
В работе по экономическому воспитанию, по сравнению с трудовым, у детей пятого года жизни формируется осознанное отношение к качеству продукта — результату работы (понятие «брак»: «Брак не нужен никому, бракованный товар ни-
кто не купит»).
Второй блок, который может быть реализован в старшей группе, — «Реклама: желания и возможности». Здесь важно, на наш взгляд, решить главную задачу: объяснить детям, что все купить нельзя, не хватит зарплаты. Этот блок предусматривает три этапа:
I. «Что такое реклама?», «Какой она бывает: буклеты, радиореклама, щитовая, печатная и др.».
II. «Кто делает рекламу?».
III. «Сочиняем рекламу».
Содержание блока «Деньги, цена (стоимость) реализуется в подготовительной к школе группе. Уже в старшей группе (и даже раньше) детям знакомы на уровне представлений такие понятия, как «деньги», «доллары», «евро», но более разносторонняя и глубокая работа может и должна быть проведена в подготовительной к школе группе, когда детям будет понятно обобщенное понятие «деньги» (евро, рубли, доллары и валюта ближнего зарубежья — это деньги).
Блок «Деньги, цена (стоимость)» вызывает огромный интерес у детей. Особый интерес связан с работой по теме «Деньги разных стран». Разговоры с детьми проводят не столько о «стоимостной стороне» денег, сколько об их культурно-исторической характеристике (художественное оформление, как деньги можно различать, почему каждая страна имеет свои деньги и др.). Детям известны, как правило, деньги дальнего зарубежья, а деньги ближнего зарубежья дети совсем не знают (гривны, тенге).
Дети узнают, почему надо менять деньги в специальных обменных пунктах, если уезжаешь отдыхать или путешествовать в другую страну. Ознакомление с понятием «деньги» осуществляется в такой же логической последовательности, как и с рекламой:
— что такое деньги;
— откуда деньги берутся;
— зачем они нужны людям;
— как можно стать богатым.
Ведущая нравственная идея данного блока — помочь детям понять, что деньги нельзя красть, выпрашивать. Деньги просто так никто никому не даёт. Тем, кто трудиться не способен, помогают (выросшие дети, общество, государство). Родители детям тоже дают деньги на сладости, игрушки, на все, что требуется для их игр и занятий. Надо уважать труд взрослых (родителей, бабушек, дедушек) и заботиться о них в старости.
Содержание блока «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика» реализуется в рамках изучения блоков «Труд — продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Бесспорно, полезные привычки ребенок приобретает в семье. Можно предполо-жить, насколько различны условия воспитания, в которых формируются жизненно важные привычки будущего гражданина страны.
Есть достойные образцы для подражания, но есть и весьма спорные. Детская непосредственность, знание условий жизни и воспитания ребенка в семье позволяют педагогу в детском саду оказывать непосредственное влияние на формирование у дошкольников нравственно оправданных привычек, играющих важную роль в становлении правильного, принимаемого сверстниками и взрослыми, привычного способа общественного поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий; беречь их, не выбрасывать, проявлять озабоченность).
Нам предстоит воспитать человека, умеющего и желающего много трудиться, честно зарабатывать деньги и любить свою страну со всеми ее недостатками и достоинствами. У педагогов очень благородная миссия: они должны находить нужные тропинки к сердцу ребенка, чтобы воспитать достойного человека, хозяина своей семьи и своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"
ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...
Презентация к докладу "Современный контекст внедрения финансовой грамотности в ДОУ"
Предлагаемая программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Не случайно ее ведущие принципы (учёт возрастных, индивидуальных, психических особенностей старших дошкольников, их интере...
Презентация "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФОП ДО"
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностн...
Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО
Предпосылки читательской грамотности по ФОП ДО:• формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя• становление и развитие у детей смыслового ...
Консультация для педагогов: «Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО».
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмож...
«Формирование предпосылок читательской грамотности в контексте содержания ФОП ДО».
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмож...