ООД "Юные экономисты"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ольга Сергеевна Кукарских

Тема: «Спички-детям не игрушка»

Цель: Повторение причин возникновения пожара, его последствия. Правила пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podgotovitelnoy_gr_yunye_ekonomisty.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по финансовой грамотности

«Юные экономисты»

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширение знаний старших дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

- продолжать учить детей решать экономическую задачу по определению разницы в цене (что дешевле, что дороже)

- Закреплять умение выполнять математические вычисления.

Воспитательные:

- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.

Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, поисково-исследовательный.

Форма работы: подгрупповая.

Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество.

Организация образовательной среды:

Оборудование:

-Копилка;

-Карточки с цифрами;

-Монеты для детей. (За работу);

-Монеты бумажные ;

-Карточки с изображением картинок, для определения товара «дороже»«дешевле»;

-Монеты разных стран, ракушка;

-Монеты, листы бумаги (купюры, емкости с водой для эксперимента;

-Кошельки;

-Доска с карточкой для выводов;

-Маркер.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Как хорошо на свете жить! (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)

Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)

Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)

- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение.

Которое называется. «Три копейки на покупку».

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

Ответы детей

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?

Ответы детей

Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу, а какую вы узнаете после того, как расставите цифры на доске от 1 до 9. А теперь давайте повернем карточки. (На

обороте написано «Экономика). И вот, ребята, наша школа называется….. Там мы постараемся научиться….

- Кто прочитал? Зачитайте вслух для всех ребят. Как вы думаете, что же это за школа Экономики? Что в этой школе делают, чему учатся?

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика?

Экономика-это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

- А что значит быть экономным?

Ответы детей

- А правы вы или нет, мы узнаем после того, как побываем в школе Экономики!

Там мы постараемся научиться быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.

Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, нужно, закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 0 всем вместе.

- Открываем глаза. Вот мы и в школе. А давайте посмотрим, что нам об этом расскажет тетушка Сова.

(Ролик на экране Уроки Тётушки Совы. Серия Экономика)

2. Основная часть.

Воспитатель демонстрирует копилку.

Воспитатель:

- Ребята, что это такое?

- Для чего нужна копилка?

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, каким образом в семье появляются деньги?

Ответы детей. (Родители получают зарплату)

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?

Ответы детей. (Дедушки, бабушки)

Воспитатель: Вносят ли дедушка и бабушкой в бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Кто ещё живёт в семье?

Ответы детей

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет) Сегодня вы будете тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Если вы ответите без ошибок, получаете монетку.

А теперь, ребята, найдите себе пару (по желанию, если не удаётся ,то по цифре на жетонах) и садитесь за стол (по желанию, если не удаётся, то под столом цифра с такой же цифрой, что на жетоне).

1. Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет»

(На столе лежат бумажные монетки)

Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно задачу выполняйте задания и отвечайте на вопросы. Папа получил зарплату в понедельник- 4 рубля. Мама получила зарплату через два дня- 2 рубля. В какой день получила мама зарплату? (Ответы детей) Бабушка с дедушкой на следующий день-пенсию 2 рубля. В какой день получили пенсию? Назовите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 8)(Получают монеты за правильные ответы)

2. Практическое задание.

Дети с помощью карточек определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

Воспитатель: Ребята, я вам раздам карточки с нарисованными на них товаром. Вам надо определить какой из товаров дороже или дешевле. Вы должны определить, в какую колонну поместить тот или иной товар. (Получают монеты за правильные ответы)

3. Практическое задание. «Найди российские деньги».

Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?

- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

- Как называются наши деньги? (Рубль).

Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Ответы детей

Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте мы сейчас свами пройдем в мини лабораторию. Напомните мне правила– как надо вести себя в лаборатории. Зачем мы пришли сюда? Чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

- как настоящие исследователи результаты опытов мы будем записывать в карту, которая находится на доске.

- Посмотрите на оборудование. Здесь есть вода.

 Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?

Ответы детей. (листы бумаги)

1.Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей

ВЫВОД плюс монетке.

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2.Эксперимент: Что будем делать дальше? Попробуем опустить деньги в воду.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Ответы детей. (Купюра намокла)

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте.

ВЫВОД плюс монетке.

Воспитатель. А теперь возьмите в руки «деньги», чтобы у вас была и монета, и купюра.

3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Ответы детей

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? Как выдумаете, как нам это проверить?

- Может, подуем?

- Что происходит с монетой?

- А что происходит с купюрой?

- Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД Что выигрывает? Купюра. Ставим плюсик.

4 Эксперимент

Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. А если мы забыли застегнуть кошелек, то более вероятно мы потеряем монетку. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. ВЫВОД. Купюра удобнее. Ставим плюс.

Воспитатель: Посмотрите на карту. Кто выигрывает?

Ответы детей

Воспитатель: А что значит ничья?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Ответы детей

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно карту.

Воспитатель: Молодцы! Мы проделали большую работу, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (указательный палец вверх)

Чтобы экономным быть(двумя руками показать знак «класс»)

Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите.

Проводится беседа «Магазин»

Воспитатель. Ребята,  представьте, вы пришли в магазин. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока, красное яблоко 5 рублей, зелёное 3) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что наш детский садик платит деньги?

Ответы детей (За воду, свет, телефон, вывоз мусора).

Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?

Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).

Воспитатель: Правильно, а как это сделать?

Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги).

Воспитатель: Если вы это будете делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада. Ребята нам пора возвращаться обратно в группу (снимаем жетоны, если дети в начале занятия их одели) беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.

Рефлексия.

Воспитатель. Вам понравилось в школе «Экономики»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу ?, и продолжать фразу«Сегодня мне понравилось…».

Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для подготовительной к школе группы "В гостях у семьи экономистов"

Занятие направлено на ознакомление дошкольников с окружающим. Знакомит детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Позволяет закрепить знания детей о профессиях и труде взрослых, математически...

НОД по теме: "Мы юные экономисты"

Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир. Увожать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий "Труд-продукт-...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Образовательный проект «Юный экономист»

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существов...

Конспект НОД «Знакомство с профессией экономист»

Конспект НОД«Знакомство с профессией экономист»Цель: познакомить детей с профессией экономистЗадачи : Расширять представления о разнообразии профессий взрослых, их значении и важности...