Программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
Разработали: Парахина Л.Н.
Караваева О.Н.
2022
Актуальность:
Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме.
Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.
Поэтому одной из важнейших задач дошкольной педагогики и стало обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений, подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника.Необходимо создать положительную мотивацию к ее изучению, чему в значительной степени способствует игровая деятельность.
Разработанное перспективное планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических бесед, игровых и проблемных ситуаций, занятий, развивающих, дидактических и сюжетных игр, викторин, чтение художественной литературы и т.д.
Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся фронтально или с подгруппой детей в ходе режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Сформировать экономическую культуру у детей дошкольного возраста путем знакомства с основами финансовой грамотности.
- Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд).
- Способствовать овладению детьми на доступном им уровне качествами: бережливостью, рациональностью, трудолюбием, экономичностью, честностью, добротой, отзывчивостью и др.
- Формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.
- Организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам ознакомления старших дошкольников с экономическими понятиями.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают основные финансово-экономические понятия и категории.
- У детей сформированы элементарные финансовые умения: определять разницу между «хочу» и «надо», регулировать потребности в соответствии с возможностями.
- У детей развиты элементарные умения разумно расходовать деньги, планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета.
- Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
Повышена осведомленность родителей о системе работы в ДОУ по финансовой грамотности
Перспективный план на 2022 – 2023 уч. Год
дата | Содержание | задачи | Методическое обеспечение | |
1 | Сентябрь | Понятие об экономике. Как жили первобытные люди. | Способствовать формированию первоначальных представлений об экономике, развивать экономическое мышление. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
2 | Беседа «Как появились деньги?» | Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность. Развивать логическое мышление. | Блискавка. Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019 | |
3 | Чтение худ. Литературы «Сказка о финансовой грамотности или про то, как Емеля стал царем». | Сказки по финансовой грамотности. | ||
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.119 | ||||
4 | Презентация «Какие деньги бывают. Виды денег». | |||
5 | Октябрь | Беседа «Потребности современного человека». | Познакомить детей с многообразием потребностей человека; научить определять разницу между «хочу» и «надо». | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
6 | Игра: «Потребность – возможность» | Дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности . | |
7 | Игра «Надо» и «хочу» | Формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности . | |
8 | Беседа «Труд и товар». | Познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа». | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 | |
9 | Ноябрь | Игра: «Что откуда берется?» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности . | |
10 | Беседа о рекламе. Рисование «Реклама на плакате». | Способствовать формированию у детей представления о рекламе, ее назначении; поощрять у детей объективное отношение к рекламе; Учить детей правильно определять свои финансовые возможности. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, | |
11 | Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик». | Продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег. | Сказки по финансовой грамотности. | |
12 | Декабрь | Беседа «Поговорим о профессиях». | Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями; воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги. Уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
13 | Дидактические игры «Кто кем работает», « Кто это делает?» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности | ||
14 | Занятие – игра «Угадай какая это профессия» | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.23 | ||
15 | Проблемная ситуация «Почему взрослые работают?» Рисование «Моя будущая профессия» | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность». | Конспекты игровых и проблемных ситуаций по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. | |
16 | Январь | Беседа «Обмен деньгами». | Формировать элементарные экономические знания. Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; познакомить с понятиями «дороже/дешевле». | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
17 | Развивающая игра: «Дорого – дешево» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | ||
18 | Беседа «Как люди обмениваются результатами труда при помощи денег» | Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019 | ||
19 | Игра – занятие «Муха по полю пошла, муха денежку нашла». Чтение худ. литературы : Сказка Т.В. Грековой «Клад» | Закрепить понятия «монета», «рубль», «копейка», формировать умение различать монеты. Познакомить с новым понятием «расходы». | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.49 | |
20 | Февраль | Беседа «Экономика семьи». | Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Учить решать проблемные ситуации. Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
21 | Проблемная ситуация «Как посчитать и проверить деньги» | Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019 | ||
22 | Экономические минутки | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с. 118 | ||
23 | Чтение худ. литературы : сказка «Копилка» Аппликация «Копилка для монет. | Сформировать и закрепить у детей представление о деньгах, как о мере стоимости, средств платежа и накоплений. Воспитывать бережное отношение к деньгам. | Сказки по финансовой грамотности. | |
24 | Март | Игровая ситуация «Мы с мамой идем в магазин». | Учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания о разновидности торговых объектов. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
25 | Дидактическая игра «Разложите товар» | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности | ||
26 | Дидактическая игра «Не ошибись» | Закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
27 | Игра – занятие «Интересные покупки» | Раскрыть детям покупательную способность денежных знаков. раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.21 | |
28 | Апрель | Беседа «Знаете ли вы экономику?». Обсуждение сказки Б.В. Минина «Муравьи и старый горошочек». | Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев. | Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009 |
29 | Дидактическая игра: «Запланированная покупка» | Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; сформировать у детей понятие «список покупок». | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
30 | Игра: «Сдача» | Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; формирование умения делать первичные экономические расчеты. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
31 | Беседа: «Экономия тепла, света, воды» Игровая ситуация «В гостях у семьи экономистов» | Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. | Игровые и проблемные ситуации по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.43 | |
32 | Май | Игровая ситуация «Гном –эконом экономит электроэнергию» | Выявить знания детей об электроприборах, дать понятие об экономии. Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.58 |
34 | Игровая ситуация «Путешествие Капа и Капельки» | Познакомить со способами попадания воды в дома, учить экономному использованию воды в реальных жизненных (бытовых) условиях. Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.75 | |
35 | Дидактическая игра «Осознанный выбор» | Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность), развивать умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям. | Картотека дидактических игр по финансовой грамотности. | |
36 | Сюжетно- ролевая игра «Магазин. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама». | Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях. Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира. | Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с |
План работы с родителями:
№ | Дата | Формы и содержание работы: |
1. | Сентябрь | Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики». |
2. | Октябрь | Буклет «Как научить финансовой грамотности своих детей». |
3. | Ноябрь | Рекомендации для родителей «Уроки финансовой грамотности в семье». |
4. | Декабрь | Буклет «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности». |
5. | Январь | Памятка «Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников». |
6. | Февраль | Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги». |
7. | Март | Буклет «Ребенок и финансы». |
8. | Апрель | Памятка «Учите ребенка выбирать и покупать товар». |
9. | Май | Рекомендации для родителей «Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы» |
Методическое обеспечение
1) Блискавка Е Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019
2) Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008
3) Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
4) Шорыгина Т.А Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009
Интернет – ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России .
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности.
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
прграмма по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
Дополнительная общеразвивающая программа по основам финансовой грамотности.
Дополнительная общеразвивающая программа по основам финансовой финансовой грамотности. Программа расчитана для двух возрастов -старшей и подготовительной группы. Главное напрвление программы-познавате...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...
Программа по основам финансовой грамотности для старшего возраста
Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. В приложении есть методики проведения мониторинга и вопросы для анкетирования родителей....
Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Программа по основам финансовой граммотности для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа "Занимателные финансы" по формированию основам финансовой грамотности у дошкольников в старшей группе.
Рабочая программа "Занимательные финансы"...