Программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

  Любовь Николаевна

 программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx394.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского  муниципального района Липецкой области

Разработали: Парахина Л.Н.

Караваева О.Н.

2022

Актуальность:

Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме.

Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.

Поэтому одной из важнейших задач дошкольной педагогики и стало обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений, подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника.Необходимо создать положительную  мотивацию к ее изучению, чему  в значительной степени способствует игровая деятельность.

Разработанное   перспективное  планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических бесед, игровых и проблемных ситуаций, занятий, развивающих, дидактических и сюжетных игр, викторин, чтение художественной литературы и т.д.

https://kanigas.com/wp-content/uploads/2020/07/41-2-1920x1235.jpg Система работы рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся фронтально или с подгруппой детей в ходе режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Сформировать экономическую культуру у детей дошкольного возраста путем знакомства с основами финансовой грамотности.
  • Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд).
  • Способствовать овладению детьми на доступном им уровне качествами: бережливостью, рациональностью, трудолюбием, экономичностью, честностью, добротой, отзывчивостью и др.
  • Формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.
  •  Организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам ознакомления старших дошкольников с экономическими понятиями.

Предполагаемые результаты:

  • Дети знают основные финансово-экономические понятия и категории.
  • У детей сформированы элементарные  финансовые умения: определять разницу между «хочу» и «надо», регулировать потребности в соответствии с возможностями.
  • У детей развиты  элементарные умения разумно расходовать деньги, планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета.
  • https://kanigas.com/wp-content/uploads/2020/07/41-2-1920x1235.jpgОсознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

Повышена осведомленность родителей о системе работы в ДОУ по финансовой грамотности

Перспективный план на 2022 – 2023 уч. Год

дата

Содержание

задачи

Методическое  обеспечение

1

Сентябрь

Понятие об экономике. Как жили первобытные люди.

Способствовать формированию первоначальных представлений об  экономике, развивать экономическое мышление.

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

2

Беседа «Как появились деньги?»

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей

старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений

детей о том, какие бывают деньги.

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Развивать логическое мышление.

Блискавка.  Е. Дети и 

деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019

3

Чтение худ. Литературы  «Сказка о финансовой грамотности или про то, как Емеля стал царем».

Сказки по финансовой грамотности.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.119

4

Презентация  «Какие деньги бывают. Виды денег».

5

Октябрь

Беседа «Потребности современного человека».

Познакомить детей с многообразием потребностей человека;

научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

6

Игра:  «Потребность – возможность»

Дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности .

7

Игра «Надо» и «хочу»

Формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности .

8

Беседа «Труд и товар».

Познакомить детей с понятиями «товар»,  «полезность товара», «стоимость»,  «цена»,  «покупка», «распродажа».

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

9

Ноябрь

Игра: «Что откуда берется?»

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности .

10

Беседа о рекламе.

Рисование «Реклама на плакате».

Способствовать формированию у детей представления о рекламе, ее назначении; поощрять у детей объективное отношение к рекламе; Учить детей правильно определять свои финансовые возможности.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008,

11

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый зайчик».

Продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег.

Сказки по финансовой грамотности.

12

Декабрь

Беседа «Поговорим о профессиях».

Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями; воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.

Уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий,  как называется их рабочее место.

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

13

Дидактические  игры

«Кто кем работает»,

« Кто это делает?»

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

14

Занятие – игра «Угадай какая это профессия»

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.23

15

Проблемная ситуация «Почему взрослые работают?»

Рисование

«Моя будущая профессия»

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения

разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд»,

«продукт труда», «профессия», «специальность».

Конспекты игровых  и проблемных ситуаций по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

16

Январь

Беседа  «Обмен деньгами».

Формировать элементарные экономические знания.

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;

Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;

познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

17

 Развивающая игра:  «Дорого – дешево»

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности.

18

Беседа «Как люди обмениваются результатами труда при помощи денег»

Блискавка, Е. Дети и 

деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019

19

Игра – занятие «Муха по полю пошла, муха денежку нашла».

Чтение худ. литературы : Сказка Т.В. Грековой «Клад»

Закрепить понятия «монета», «рубль», «копейка», формировать умение различать монеты.

Познакомить с новым понятием «расходы».

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.49

20

Февраль

Беседа

 «Экономика семьи».

Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Учить решать проблемные ситуации.

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

21

Проблемная ситуация  «Как посчитать и проверить деньги»

Блискавка, Е. Дети и 

деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / М.: ОК Пресс, 2019

22

Экономические минутки

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с. 118

23

Чтение худ. литературы : сказка «Копилка»

Аппликация «Копилка для монет.

Сформировать и закрепить у детей представление о деньгах, как о мере стоимости, средств платежа и накоплений. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Сказки по финансовой грамотности.

24

Март

Игровая ситуация «Мы с мамой идем в магазин».

Учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания о разновидности торговых объектов. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

25

Дидактическая игра «Разложите товар»

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности

26

Дидактическая игра «Не ошибись»

Закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом.

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности.

27

Игра – занятие «Интересные покупки»

Раскрыть детям покупательную способность денежных знаков.

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные

источники

(заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.21

28

Апрель

Беседа «Знаете ли вы экономику?».

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Муравьи и старый горошочек».

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев.

Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

29

Дидактическая игра: «Запланированная покупка»

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; сформировать у детей понятие «список покупок».

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности.

30

Игра: «Сдача»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности.

31

Беседа: «Экономия тепла, света, воды»

Игровая ситуация

«В гостях у семьи экономистов»

Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного

пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии. 

Игровые и проблемные ситуации по финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.43

32

Май

Игровая ситуация «Гном –эконом экономит электроэнергию»

Выявить знания детей об электроприборах, дать понятие об экономии. Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.58

34

Игровая ситуация «Путешествие Капа и Капельки»

Познакомить со способами попадания воды в дома, учить экономному использованию воды в реальных жизненных   (бытовых) условиях. Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и

применению этих знаний на практике.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с.75

35

Дидактическая игра «Осознанный выбор»

Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность), развивать умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности.

36

Сюжетно-

ролевая игра

«Магазин.

Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

Формировать умение широко и

творчески использовать в игре

полученные знания о финансовых

понятиях.  Воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию

личности ребенка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008, с

План работы с родителями:

Дата

Формы и содержание работы:

1.

Сентябрь

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики».

2.

Октябрь

Буклет «Как научить финансовой грамотности своих детей».

3.

Ноябрь

Рекомендации для родителей «Уроки финансовой грамотности в семье».

4.

Декабрь

Буклет «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

5.

Январь

Памятка «Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников».

6.

Февраль

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги».

7.

Март

Буклет  «Ребенок и финансы».

8.

Апрель

Памятка  «Учите ребенка выбирать и покупать товар».

9.

Май

Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»

Методическое обеспечение

1)  Блискавка Е Дети и деньги.  Самоучитель  семейных  финансов  для  детей / М.: ОК Пресс, 2019

2)  Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры/ авт. сост. Л.Г. Киреева- Волгоград: Учитель, 2008

3) Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

4) Шорыгина Т.А  Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.- ТЦ. Сфера, 2009

Интернет – ресурсы:

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России .

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности.

 вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Дополнительная общеразвивающая программа по основам финансовой грамотности.

Дополнительная общеразвивающая программа по основам финансовой финансовой грамотности. Программа расчитана для двух возрастов -старшей и подготовительной группы. Главное напрвление программы-познавате...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

Программа по основам финансовой грамотности для старшего возраста

Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. В приложении есть методики проведения мониторинга и вопросы для анкетирования родителей....

Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по основам финансовой граммотности для детей старшего дошкольного возраста...