"Игры по формированию предпосылок финансовой грамотности "
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Муссорина Людмила Юрьевна

Комплект игровых обучающих  ситуаций  по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые ситуации34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комплект игровых обучающих  ситуаций  по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

 

  Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

1.Раздел «Труд»

ИОС  «Кто работает в магазине»

Материалы: оформленная витрина с подарками (игрушками), касса,

игрушечные деньги, корзины для покупок, специальная одежда для продавца и

кассира, кукла.

Цель: расширять представления детей о работе продавца-консультанта и

кассира.

Игровые правила. С помощью считалки выбираются кассир и продавец-

консультант, остальные дети-покупатели. Воспитатель с детьми изготавливают

игрушечные деньги и отправляются в магазин. Продавец-консультант

предлагает покупателям товар (игрушки), рассказывает о характеристиках

игрушек (какие есть функции), вежливо беседует с покупателями. Кассир

оплачивает товар на кассе, ведет денежные расчет, внимательно проверяет

полученные деньги, по необходимости дает сдачу. Упаковывает товар, вежливо

общается с покупателями. Воспитатель при необходимости помогает и

направляет участников игры.

Ход ИОС. Воспитатель приглашает детей на день рождение куклы Кати.

Спрашивает у детей: «Что нам нужно для того, чтобы пойти на день

рождения?», «Где можно купить подарок?», «Что нужно, чтобы купить

подарок?». Предлагает изготовить игрушечные деньги самим (вырезают из

бумаги). Отправляются в магазин за подарками на автобусе.

Подходят к «витрине» магазина, воспитатель спрашивает детей: «Кто работает

в магазине? (продавец-консультант, кассир). Какую работу они выполняют?»,

«Что делает продавец-консультант?», «Что делает кассир?». При

необходимости воспитатель подводит ответы детей к тому, что продавец-

консультант помогает выбрать товар, предлагает различные варианты, может

рассказать о его характеристике того или иного товара. Кассир производит

непосредственно оплату товара, работает с деньгами, поэтому ему необходимо

быть очень внимательным и правильно производить расчет. И кассир, и

продавец-консультант должны быть вежливыми при работе с покупателями. С помощью считалки выбирают кассира и продавца-консультанта. Остальные покупатели.

Дети проходят в магазин, продавец консультант предлагает различные товары, дети берут товар и идут оплачивать на кассу. Закупив подарки, дети на автобусе возвращаются в детский сад. В кругу обсуждают покупки, и работу продавца и кассира: «Какие подарки вы купили?», «Кто работает в магазине?», «Вам понравилась работа продавца и кассира», «В чем заключается работа продавца и кассира?», «Продавец и кассир были вежливы с вами?», «Как вы думаете сложно быть продавцом?».

Результат. Имеют представление о работе продавца-консультанта и кассира.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

2.Раздел «Деньги»

ИОС  «В поисках клада»

Оборудование: Карта, оборудованные станции, сундучок с монетами по количеству детей, карточки с картинками «Что можно купить за деньги»

Цель: Расширение знаний о разумном поведении в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Игровые правила. Дети вместе с воспитателем отправляются на поиски клада. Для передвижения по станциям используют карту. Выполняют на станциях соответствующие задания. Вернувшись из путешествия, определяют, как можно распорядиться деньгами. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры.

Ход ИОС .Воспитатель демонстрирует детям карту и предлагает отправиться в путешествие в поисках клада. Дети встают в паровозик и отправляются в путь. Станция «Угадайкино» (отгадывают загадки про зарплату, деньги, товар и др.)

Станция «Покупайкино». Задание «Что можно купить за деньги?». Воспитатель показывает карточки с картинками, а дети отвечают можно это купить за деньги или нет. Если этот предмет можно купить за деньги-хлопают в ладоши, если нет-топают ногам  (картинки: дождь, кукла, молоко, радуга, дом, море, семья)

Станция «Денежная». Находят клад с монетами, с помощью воспитателя деньги делятся поровну между детьми. Встают в паровозик и возвращаются обратно в детский сад.

 Воспитатель, обращаясь к детям сообщает, что деньгами можно распорядиться 4 способами.

1. «Закопать в землю»

2. «Купить игрушку»

3.«Спрятать деньги дома»

4. «Положить в банк».

Детям необходимо определиться и выбрать один вариант. Далее дети по очереди рассказывают какой вариант выбрали и почему. Воспитатель подводит к тому, что нужно серьезно подходить к вопросам использования и хранения денег. Ведь в земле деньги могут испортиться и вовсе потеряться, если они будут лежать дома, то не принесут дохода, как если бы лежали в банке. А так же, что всегда необходимо обдумывать свои покупки.

Результат. Имеют представление о  разумном поведении в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

3.Раздел «Покупаем –продаем»

ИОС  «Поможем Буратино купить канцтовары»

Материалы: 2 зоны, оформленные как магазин; 2 кассы, деньги (купюры и монеты изготовленные из бумаги), канцтовары для продажи, разные предметы не относящиеся к школьным принадлежностям, 2 рюкзака, игрушка «Буратино», жетоны для деления на команды.

Цель. Развитие умения сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи.

Игровые правила. Дети с помощью жетонов делятся на 2 команды. Выбираются 2 продавца. Каждой команде дается одинаковое количество денег. В магазине есть товары разной ценовой категории, и товары, которые не относятся к школьным принадлежностям. Члены каждой команды по очереди подходят к своему магазину, выбирают товар и расплачиваются за него без сдачи. Побеждает команда, которая правильно расплатится за канцтовары и приобретет на эти же деньги больше канцтоваров чем другая команда. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры.

Ход ИОС. Воспитатель сообщает, что в гости к детям сегодня пришел Буратино. (игрушка). Буратино обращается к ребятам: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Буратино! Мне пора готовиться в школу, но я совсем не знаю, какие школьные принадлежности мне необходимо купить. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в магазин и закупите все необходимое. Но будьте внимательны, там есть много других товаров, которые не пригодятся мне для школы. А я посмотрю какая из команд правильно оплатит товар и купит больше школьных принадлежностей. Только есть условие-покупки необходимо оплачивать без сдачи. Отсчитывать столько денег, сколько стоит тот или иной товар» .

Дети совершают покупки, воспитатель контролирует правильность отсчета денег. По окончанию игры воспитатель с Буратино рассматривают канцтовары, которые купили команды. Сообщают если есть ошибки (товар не относится к школьным принадлежностям), подсчитывают у какой команды канцтоваров больше. Если были ошибки при оплате, воспитатель сообщает об этом. Совместно с командами и продавцами подводят итоги. Победившая команда получает «золотые монетки».

Результат: умеют сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производят операции купли-продажи.

Игровые обучающие ситуации с литературным героем

4.Раздел «Реклама»

ИОС  «Как мужик корову продавал»

Материалы: детали  костюмов «Мужик» и «Паренек», игрушка «Корова».

Цель: развитие у детей способности различать рекламные уловки.

Игровые правила. Воспитатель зачитывает сказку «Как мужик корову продавал», а дети проигрывают ее. С помощью считалки выбираются дети, которые будут играть «Мужика» и «Паренька». Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. Предлагает для обсуждения вопросы.

Ход ИОСС помощью считалки из детей выбираются «Мужик» и «Паренек», остальные становятся зрителями. Воспитатель зачитывает сказку, дети от лица героев ведут диалог и выполняют определенные действия.

Краткое содержание сказки: «Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому»

Воспитатель предлагает для обсуждения несколько вопросов:

«Почему старик целый день не мог продать корову?», «Как старик представлял свой товар?», «Каким образом паренек привлек покупателей?», «Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?», «Почему мужик передумал продавать корову?», «Действительно ли корова была такой хорошей и давала много молока?», «Что такое реклама?», «Где вы видели рекламу?», «Для чего нужна реклама?».

Результат . Имеют представление о том, как различать рекламные уловки.

Примеры.

 ИОС с игрушками-аналогами

  • «Поход в магазин», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали», «Русская ярмарка», «Магазин «Детский мир» и д.р.

ИОС «Деньги получили – ерунды накупили»

Цель: формирование представлений о важности  планирования покупок, разумного подхода к покупкам и трате денег.

Материалы: игрушки аналоги товаров, таблички с рекламой, табличка  с названием «Супермаркет Дюймовочка», аналоги монет  (условные деньги).

Ход ИОС.

Воспитатель делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет. На столе с табличкой «супермаркет» раскладываются карточки лицевой стороной, где нарисована только упаковка товара.

Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться и ориентироваться на упаковку и рекламу.

Члены семьи, не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку и пр.). Каждая покупка  имеет цену в одну монету. Истратив все деньги, семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.  Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.

Девиз данной ИОС: «Мы не учим, а создаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

ИОС «Кто как работает?»

Цель. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.

Материалы. Игрушки: солнышко, облако. Черный ящик. Макет лесенки, которая состоит из пяти ступеней; рисунки сказочных героев: Золушка, Буратино, старая баба из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Ход ИОС.

Воспитатель показывает черный ящик, солнышко и облако. Просит помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? На доске (листе ватмана) нарисована лесенка, детям по очереди предлагается достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Знакомим с правилами игры: если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель руководит игрой, помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше.

После окончания игры проводится,  дискуссия можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

ИОС «Где можно взять товар?» ИОС «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
ИОС «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)
ИОС по мультфильму про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?)

ИОС по  сказке «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень).

Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

 ИОС  «Путешествие в банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Ход ИОС:

Презентация «Путешествие в банк». Обсуждение с детьми как  в банках зарабатывают  на денежных операциях, на процентах  хранении денег. Предложите детям  создать  в семье свой «мини-банк».  Пусть ребенок в семье   отвечает за сбор и хранение мелочи.  Он должен  напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

ИОС путешествие «Совместные покупки» (для детей и родителей).

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. 

Ход ИОС:

Воспитатель дает рекомендации родителям: регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака. Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Результаты обсуждаются в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе "Поможем Буратино вернуть монеты".

В последнее время всё чаще появляются вопросы - нужно ли обучать детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, не рано ли?Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является форм...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Доклад на тему:"«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование предпосылок финансовой грамотности) Для детей старшей группы (5-6лет) Квест - игра «В мире финансов»

Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию(Формирование предпосылок финансовой грамотности)Для детей старшей группы (5-6лет)Квест - игра «В мире финансов&raq...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Проект с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности «Финансовая грамотность. А что это такое?»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.В настоящее время дети ра...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...