"Основы финансовой грамотности для дошкольников"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
г. Вязьмы Смоленской области
ПРИНЯТА на педагогическом совете Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 г.Вязьмы Смоленской области Протокол №_1__ от «_1_» сентября 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ д/c №1 Мирошниченко Л.Г. Приказ №_1__ « 1» сентября 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы финансовой грамотности дошкольников»
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Гукова Алеся Вячеславовна,
педагог дошкольного образования
г. Вязьма
2022 год
Пояснительная записка
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка»
меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы
дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности дошкольника» имеет социальнопедагогическую направленность.
Программа кружка «Основы финансовой грамотности дошкольника» представляет
систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для
обучающихся старшей и подготовительной группы. Программа реализована в рамках
совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Программа «Основы финансовой грамотности дошкольника» является интегративной,
объединяющей знания, входящие в образовательные области: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие.
Отличительными особенностями программы кружка « Основы финансовой грамотности
дошкольника» являются: - учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться
деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда
можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте.
Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив,
приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных
целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать,
экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из
маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху,
так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного
финансиста.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий
момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний,
которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники
— это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня
воспитываем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим
добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных
вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так
как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами
финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в
жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое
направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую
жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях,
овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний
об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги,
богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в
себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как
честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.
В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 5-7 годам
элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые
зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им
в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями.
Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а
на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать
ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках.
Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их
родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,
правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика
всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на
Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего
остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и
приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся условиях
современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо
начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный
опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту
область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями , путешествуя по
этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему
знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное
ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого,
что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают
конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности
будущих граждан общества. В программе систематизированы средства и методы
обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных
видов игровой и познавательной деятельности.
Категории обучающихся
Дети старшей, подготовительной группы, 5-7 лет. . (Приказ № 196)
Срок реализации программы -2 года ,72 занятия , по 36 занятий в год
Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая,
численность 12 детей (в группе 24)
Режим занятий – 1 раз в неделю, вторник, 30 минут. (СанПин 2.4.4.3172-14)
Режим занятий на 2022– 2023 учебный год
Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное
развитие» реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со
взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с
моделью реализации образовательной программы .
Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в старшей группе.
Время проведения согласно сетке занятий , во II половине дня.
Продолжительность занятия 30 минут.
Объем программы в старшей группе
– 1 раз в неделю по 30 мин, 36 занятий в год, 18 часов в год.
Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в подготовительной к школе группе.
Время проведения согласно сетке занятий , во II половине дня.
- 1 раз в неделю по 30 мин ,36 занятий в год , 18 часов в год.
Всего 72 часа.
Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной
деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от
индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа
индивидуализации образования.
Цели и задачи программы
Целью данной программы является - содействие финансовому просвещению и
воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для
повышения их финансовой грамотности;
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость
продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого
творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость,
рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость,
благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства,
материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний,
корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и
временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Планируемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
Требований к результатам освоения основных образовательных программ
федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы
как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
В результате освоения программы дети :
- знают, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми
знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и
разумнее тратишь, тем больше можешь купить
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка,
супермаркет, интернет-магазин;
-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,
предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить
свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий
(бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше
отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители,
как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь,
отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
-Финансы – это интересно и увлекательно
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | форма аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | « Труд – основа жизни» Домашний труд. Работать и зарабатывать Все работы хороши, выбирай на вкус | 7 | 5 | 2 | Наблюдение Опрос Беседа Дидактические игры ФотовыставкаВикторина |
2. | «Все о деньгах» Как появились деньги? Бартер Кредит Какие бывают деньги Деньги счет любят Роль денег в нашей жизни. Дом, где живут деньги Как деньги попадают к нам в дом | 8 | 6 | 2 | Опрос Беседа Дидактические игры Практическое занятие Продуктивная деятельность Презентации |
3. | «Покупаем, продаем, обмениваем» Потребности и желания Семейный бюджет Личный бюджет Где покупают и продают разные товары? Наша мастерская От чего зависит цена товара | 6 | 5 | 1 | Опрос Беседа Практическое занятие Дидактические игры Продуктивная деятельность |
4. | «Реклама» Волшебные правила покупателя и продавца Ярмарка | 9 | 5 | 1 | Беседа Опрос Дидактические игры Наблюдение Практическое занятие |
Итого | 30 | 21 | 9 |
Учебный план. Второй год обучения . Возраст детей 6-7 лет.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | форма аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | 9 | 6 | 3 | Беседа.опрос, экскурсии, практические занятия |
2. | «Учимся занимать и отдавать долги» | 5 | 4 | 1 | викторина, беседа, дидактические игры |
3. | «Учимся планировать» | 6 | 3 | 3 | виктрина, практические занятия |
4. | «Что такое богатство?» | 10 | 6 | 4 | практические занятия, наблюдение. |
Итого | 30 | 19 | 11 |
Содержание учебного плана
«Все о деньгах»
Обучающиеся будут знать: Как появились деньги?
Будут иметь представление о денежной единице, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена.
Понимать назначение денег.
Познакомятся с денежными единицами различных государств.
Историю их появления, предназначения.
Обучающиеся будут уметь :
Решать экономические задачи.
Считать предметы , деньги ,сравнивать , делать вывод –выгодно -невыгодно
Пользоваться отдельными предметами быта.
« Труд – основа жизни»
Обучающиеся будут знать:
Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.
Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.
Закрепят представления о том, что такое профессия, употребление в речи слова “профессия”. Заинтересуются разными профессиями, их значимостью в нашей жизни.
Обучающиеся будут уметь:
Изготавливать товары для ярмарки: рисовать, клеить, вырезать, лепить.
«Покупаем, продаем, обмениваем»
Обучающиеся будут знать: уметь определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.
Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.
Формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.
«Реклама»
Обучающиеся будут знать: формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность название праздников и обычаев.
Обучающиеся будут уметь: Соблюдать основные , волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее поделки и подарки к празднику.
«Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Обучающиеся будут знать: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.
Обучающиеся будут уметь: сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли_продажи.
«Учимся занимать и отдавать долги»
Обучающиеся будут знать: знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.
Обучающиеся будут уметь: воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
«Учимся планировать»
Обучающиеся будут знать: понятие «план», важность составления планов, основы планирования. Учимся организовывать свое время.
Обучающиеся будут уметь: решать несложные экономические задачи.
«Что такое богатство?»
Обучающиеся будут знать: что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.
Обучающиеся будут уметь:выявлять такое качество человека, как щедрость, научатся изображать его при помощи художественных приёмов.
Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2022-2023 учебный год.
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | сентябрь | 27.09 | Диагностика НОД | 1 | Труд – основа жизни | кабинет | - |
2. | октябрь | 04.10 | НОД | 1 | Домашний труд | кабинет | - |
3. | октябрь | 11.10 | НОД | 1 | Работать и зарабатывать | кабинет | - |
4. | октябрь | 18.10 25.10 | НОД НОД | 2 | Все работы хороши – выбирай на вкус | кабинет | - |
5. | ноябрь | 1.11 | творческое задание | 1 | Что же будет без труда? | кабинет | - |
6. | ноябрь | 08.11 | викторина | 1 | Трудиться -всегда пригодиться | Музыкальный зал | Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках |
7. | ноябрь | 15.11 | НОД | 1 | Как придумали деньги | кабинет | - |
8. | ноябрь | 22.11 | НОД | 1 | Какие бывают деньги | кабинет | - |
9. | ноябрь | 29.11 | НОД | 1 | Деньги разных стран | кабинет | - |
10. | декабрь | 6.12 | НОД | 1 | История денег в России | кабинет | - |
11. | декабрь | 13.12 | НОД | 1 | Откуда берутся деньги | кабинет | - |
12. | декабрь | 20.12 | НОД | 1 | Как деньги попадают к нам в дом | кабинет | - |
13. | январь | 10.01 | Игра-спектакль | 1 | Где живут деньги | музыкальный зал | - |
14. | январь | 17.01 | Викторина, диагностика | 1 | Деньги в нашей жизни | музыкальный зал | Фотоотчёт на сайте ДОУ и в группов ых уголках |
15. | январь | 24.01 31.01 | НОД НОД | 2 | Потребности и желания | кабинет | - |
16. | февраль | 07.02 | НОД | 1 | Где покупают и продают разные товары? | кабинет | - |
17. | февраль | 14.02 21.02 | творческое занятие | 2 | Наша мастерская | кабинет | - |
18. | февраль | 28.02 | НОД | 1 | Стоимость и цена товара | кабинет | - |
19. | март | 07.03 | НОД | 1 | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | кабинет | - |
20. | март | 14.03 | Творческое занятие | 1 | Подготовка к спектаклю «Приключение Монеточки» | кабинет | |
21. | март | 21.03 28.03 | Твоеческое занятие | 2 | Создаем рекламу | кабинет | Мультипликационный рекламный ролик |
22. | апрель | 04.04 | Творческое занятие | 1 | Подготовка к спектаклю «Приключение Монеточки» | кабинет | - |
23. | апрель | 11.04 | НОД | 1 | Выгодно -невыгодно | кабинет | - |
24. | апрель | 18.04 | Игра-праздник, диагностика | 1 | Русская ярмарка | музыкальный зал | - |
25. | май | 16.05 | творческое задание | 1 | Подготовка к спектаклю «ПриключениеМонеточки» | кабинет | - |
26. | май | 23.05 | Театрализованнаядеятельность | 1 | Спектакль «ПриключениеМонеточки» | музыкальный зал | Фотоотчёт на сайте ДОУ в групповх уголках |
ИТОГО | 30 часов |
Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2021 -2022 учебный год.
№ п/п | Месяц | число | Форма занятия | Ко-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма кантроля |
1. | Сентябрь октябрь | 26.09 03.10 | НОД | 2 | Тратим разумно, экономим | кабинет | - |
2. | октябрь | 10.10 | НОД | 1 | Копим и сберегаем | кабинет | - |
3. | октябрь | 17.10 | Театрализованная деятельность | 1 | Мини_спектакль «Лисенок Рыжик» | Музыкальный зал | Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках |
4. | октябрь | 24.10 | НОД | 1 | Полезные экономические привычки и привычки в быту | кабинет | - |
5. | октябрь ноябрь | 31.10 07.11 | Творческое занятие | 2 | Наша мастерская | Кабинет | Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках |
6. | ноябрь | 14.11 | НОД | 1 | Экскурсия в магазин "Продукты" | Кабинет | - |
7. | ноябрь | 21.11 | НОД | 1 | Экскурсия в магазин "Игрушки" | Кабинет | - |
8. | ноябрь | 28.11 | НОД | 1 | Занимаем и одалживаем | Кабинет | - |
9. | декабрь | 05.12 | НОД | 1 | Долги | Кабинет | - |
10. | декабрь | 12.12 | НОД | 1 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Кабинет | - |
11. | декабрь | 19.12 | Театрализованная деятельность | 1 | Мини спектакль "Долг" | Музыкальный зал | - |
12. | декабрь | 26.12 | Викторина | 1 | Долг и ответственность | Музыкальный зал | Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках |
13. | январь | 16.01 | НОД | 1 | Учимся планировать | Кабинет | - |
14. | январь | 23.01 | НОД | 1 | Ставим цели | Кабинет | - |
15. | январь | 30.01 | НОД | 1 | Планируем свои расходы | Кабинет | - |
16. | февраль | 06.02 | НОД | 1 | Сделал дело –гуляй смело | Кабинет | - |
17. | февраль | 13.02 | Театрализованная деятельность | 1 | Мини_спектакль «План лисенка Рыжика» | Музыкальный зал | Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках |
18. | февраль | 20.02 | Викторина | 1 | Ставлю цель и планирую | Кабинет | - |
19. | февраль март | 27.02 05.03 | НОД НОД | 2 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Кабинет | - |
20. | март март | 12.03 19.03 | НОД НОД | 2 | Наше богатство | Кабинет | - |
21. | март апрель | 26.03 02.04 | Творческое задание | 2 | Подготовка к итоговому спектаклю «Бережливые друзья» | Музыкальный зал | - |
22. | апрель | 09.04 | Театрализованная деятельность | 1 | Бережливость | музыкальный зал | - |
23. | апрель апрель | 16.04 23.04 | НОД НОД | 2 | Щедрость и жадность | Кабинет | - |
24. | апрель май | 30.04 14.05 | Творческое занятие | 2 | Подготовка к итоговому спектаклю "Бережливые друзья" | Музыкальный зал | - |
25. | май | 21.05 | Тетрализованная деятельность | 1 | Итоговый спектакль «Бережливые друзья» | Музыкальный зал | Фотоотчёт на сайте ДОУ и в групповых уголках |
Методическое обеспечение
учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру,
общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности
ребенка с участием взрослых и других детей (кабинет);
оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и
воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
детей дошкольного возраста;
мебель, техническое оборудование (стол, стульчики, ноутбук, проектор).
обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов,техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, услуг связи -информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Информационное обеспечение:
Фотоаппаратура.
Ноутбук с выходом в интернет.
Альбомы с деньгами разных стран (монеты, купюры);
Художественная тематическая литература;
Дополнительная литература с тематическими иллюстрациями.
Формы контроля и оценочные материалы
Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание состояния и прогнозирования ее развития. Педагогическая диагностика (по ФГОС) оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности. педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.Педагогическая диагностика не является основой объективной оценки соответствия какого-либо уровня развития детей. В соответствии с ФГОС требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства и система дошкольного образования делают неправомерным требовать от ребенка конкретных образовательных достижений.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы (по ФГОС) исключительно для решения следующих задач:14
-индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
-оптимизации работы с группой детей.
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Формы и содержание итоговой аттестации:
беседы, тесты, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный ,фронтальный опрос, беседа.
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения.
Требования к оценке творческой работе
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Ключ к результату усвоения материала:
Низкий уровень (70-80% ) — 3 балла
Средний уровень (80-90% ) — 4 балла
Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.
III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.
Диагностика содержит 6 серий заданий , по 6 заданий в каждой. (Приложение 1) Форма проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание. Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
- знания в области социально-экономической сферы;
- знания в области товарно-денежных отношений;
- знания в области производства и связанных с ним вопросов;
- знания в области информационно-организаторской сферы;
- знания в области нравственно-этической сферы;
- знания в области государственно-юридической сферы.
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
Литература
1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 16с.
9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? -
https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. -
https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. -
https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. -
https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. -
https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. -
https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата -
https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M_voUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для
малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»
Приложение 1
П р и м е р ы з а д а н и й первой серии.
Задание1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»
Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»
Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
П р и м е р ы з а д а н и й второй серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».
Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»
Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».
Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.
П р и м е р ы з а д а н и й третьей серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»
Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»
Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»
Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
П р и м е р ы з а д а н и й четвертой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)
Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»
Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.
Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.
Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).
Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
П р и м е р ы з а д а н и й пятой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».
Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».
Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.
Примеры заданий шестой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»
Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.
Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».
Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:
3 балла – при ярко выраженном признаке;
2 балла – при его устойчивом проявлении;
1 балл – в случае слабого проявления признака;
0 баллов – при его отсутствии.
В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:
I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;
II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;
III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 лет
Конспект НОД по основам финансовой грамотности с дошкольниками 5-6 летПрограммное содержание: формировать у детей познавательный интерес, закрепить понятия «монета», &laq...
Основы финансовой грамотности у дошкольников
Картотека и конспекты по сновам финансовой грамотности у дошкольников....
Опыт работы «Обучение основам финансовой грамотности старших дошкольников»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Консультация для родителей на тему: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. Род...
игра по основам финансовой грамотности для дошкольников
игра по основам финансовой грамотности для дошкольников...
Основы финансовой грамотности для дошкольников. Презентация: Потребности человека
Тема: Потребности человека...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Предложенные методические рекомендации – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа...