Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Проект по формированию финансовой грамотности у  детей старшего дошкольного возраста «Маленький финансист»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_malenkiy_finansist.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Солнышко»

Проект по формированию финансовой грамотности у                   детей старшего дошкольного возраста

«Маленький финансист»

           

                                                              Разработала: Воспитатель: Доронова И.В.

                                                                 Г.о.г. Бор

                                                                    2022г.

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий.

Место реализации: детский сад, семья.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (ноябрь - декабрь)

Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Новизна: использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта: расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

укрепление семейных связей;

получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Гипотеза реализации проекта: финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Ожидаемые результаты: активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы;

педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

  1. Знакомство с темой проекта
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Подбор методического материала по данной теме;
  5. Создание развивающей среды для работы;
  6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

Основной

         Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность
  2. Восприятие художественной литературы
  3. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  4. Художественно-эстетическая деятельность
  5. Игровая и познавательная деятельность
  6. Трудовая деятельность
  7. Работа с родителями

Заключительный 

Обобщение и анализ результатов работы.

Условия реализации проекта: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

организационные;

мотивирующие;

словесные;

игровые;

наглядные;

нетрадиционные

Продукт проектной деятельности: в результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

Викторина «Маленький финансист»

Лэпбук «Путешествие монетки»

План реализации проекта:

  Месяц

   Мероприятия

Участники

Ответственный

    Ноябрь

1 этап –подготовительный

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

•Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Демонстрация»

Воспитатель

      Декабрь

2 этап основной

1.НОД «Деньги всякие нужны»

Просмотр презентации «Дом, в котором «живут» деньги»

2.Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

3. НОД «Путешествие монетки»

4.Экскурсия в продуктовый магазин, к банкомату.

5. Интерактивная игра «Профессии моего города»

6.НОД  «Семейный бюджет и расходы семьи»

7. Интерактивная игра «Супермаркет"

8.Д/и «Что быстрее купят?»

Д/и « Купите Даше подарок»

Дети, родители

    Воспитатель

3-этап заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме викторины «Маленький финансист»

Дети

Воспитатель

Работа с родителями

Консультации и рекомендации для родителей.

Анкетирование по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Изготовление атрибутов к игре.

Результаты работы:

Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;

Дети приобрели ценный опыт поведения и деятельности в общественных местах;

Трансляция фотовыставки на сайте ДОУ;

Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;

Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: рассказывают и делятся своими знаниям с другими детьми, с родителями. Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение ребенком

Повышается компетентность родителей    в вопросах семейного воспитания.

Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Список литературы

1.        Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2.        Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3.        Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4.        Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.        Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6.        Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7.        Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://vk.com/doc391387861_648253274?hash=mVOiNwkKqZhSymB7Mb0iiDNjBOfNvgcP2w3zpvzxFbT&dl=hqZQzMe8pIbKRjNGoiOXUdpmwOzj5NQvnes5FUiMi14

Приложение

                           НОД «Деньги всякие нужны»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Задачи:  закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические  научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;  активизировать словарь детей 

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность.

Оборудование: - мяч - копилка с набором разных монет и банкнот; - бумага и цветные карандаши.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!!!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Стук в дверь, заходит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте, ребята!! Вам пришла посылка от вашего друга Степашки.

(Воспитатель с детьми благодарит почтальона) Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку.

Воспитатель: Что это такое нам прислал Степашка? Ответы детей Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка? Ответы детей

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Ответы детей

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)                                                               для покупки продуктов питания;                                                                           для оплаты бытовых услуг;                                                                                  для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);                                                                           для оплаты услуг (уточнить, каких именно);                                                            для оплаты проезда на транспорте;                                                                       для покупки подарков;                                                                                                   для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.                                                                                               - Если мы едим на автобусе, мы платим?                                                                - Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.                                                                       Рассматриваем сначала монеты.                                                               Воспитатель: Это что такое? (Ответы детей)                                            Правильно, монеты. Какая монета?                                                                      Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.                                                                                                    Воспитатель достаёт банкноты.                                                               Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Эти деньги называют «БАНКНОТЫ»                                                                                              Воспитатель: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.                                         Воспитатель показывает детям какие бывают банкноты, дать детям посмотреть их, подержать в руках.                                                                           – Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.                                                                         Монета круглая, а банкнота …                                                                          Банкнота бумажная, а монета …                                                                         Монета звенит, а банкнота …                                                                               Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)                                                - Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке)                                         Физ. минутка                                                                                              Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине.                                                                                                               После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.                                                                  Что вы придумали: монету или банкноту?                                                      Какой она формы?                                                                                                  Как она называется?                                                                                                Что и почему на ней изображено?                                                             Рефлексия                                                                                                         Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?                                                              - Какие бывают деньги?                                                                                                - Чем отличается монета от банкноты?                                                                    В Заключении можно поиграть в игру «Магазин» с деньгами, которые придумали

                НОД «Семейный бюджет и расходы семьи»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги

Задачи: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход занятия:                                                                                                     Воспитатель (В.). Ребята, у каждого из вас есть семья.                                                Что такое семья?                                                                                                   Сколько человек в вашей семье?                                                                             Из кого она состоит? (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.)

Видите, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.                                                        Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)                    

Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)          

Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)                                                               Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)                                       Что делает дедушка? (Ответы детей.)                                                                      В. Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто.                                                                                                        Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить.                                                                                                                 Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).                                                                                                                     Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и др. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия                                                             В. Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).                                                                                                  То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.                                                                                                                     Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)                                             Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)                                                                                                                                        Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.                                                                                                           Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.)                                        Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию). Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.                                                                                                 Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята. Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)                                                                                                                          А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».                                            На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей.)                                     За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.                                                   Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.                 

В. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.                                                                                 Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, стиральную машину, а можем купить порцию мороженого. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а на сколько нам хватит мороженого?                                                                                                     Значит, стиральную машину мы назовем товаром длительного пользования, а порцию мороженого — товаром кратковременного пользования.        

 Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест мороженое, поэтому мороженое тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так.                                        Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

 Назовите, какие это товары? (Машина, утюг, пылесос, телевизор и т. д.) А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары. (Продукты питания и т. д.)                    

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т. е. это:                            плата за жилье (за квартиру, воду, газ). (Дети называют, за что нужно платить: за телефон, за детский сад и т. д.);                                                      личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).                                                                                     В. Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет?                                                     Что такое расходы?                                                                                         Какими бывают они?                                                                                      Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.                                                    

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

                            НОД «Путешествие монетки»

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам.
Задачи:
Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности. 
Учить детей практически осуществлять процесс обмена. 
Продолжать учить работать в команде.
Развивать речь детей, расширять кругозор;
Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.
Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.
Материал: видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», шапочки китайские для мальчиков и шляпки для девочек, карточки с вырезанными трафаретами иероглифов, кошельки маленькие с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка.

Ход занятия:

Дети заходят в групповую комнату.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это такое (обращает внимание на большой сумку -кошеле). Это кошелек. Какой необычный , большой. Какая-то загадка! Скажите, а для чего служит кошелек? Как люди его используют?
Дети: В нем хранят деньги (или в него складывают деньги)
Воспитатель: Правильно, кошелек используют для денег. Давайте 
откроем кошелек посмотрим, что в нем. (воспитатель открывает 
кошелек и в это время на экране появляется монетка)
Видео обращение:
- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка и я очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется понять, как же я появилась на свет, что было раньше? У меня есть пульт управления от машины времени и если вы не побоитесь и отправитесь в путешествие я буду вам очень благодарна.»
Воспитатель: Ребята поможем монетки, отправимся в путешествие?
Дети: ------
Воспитатель: Ребята давайте отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились 
деньги и наша монетка.
Дети заходят в «машину времени» берутся за руки.
I. Мы оказались в древние мире (обмен)
Воспитатель: Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. 
Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными 
необходимыми вещами.
Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из
слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами 
и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – 
шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами 
своего труда.
Воспитатель: Дети видите как было неудобно обмениваться друг с другом без 
денег нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы 
обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не 
положить как деньги. Попробуем и мы как когда то люди 
справлялись без денег, меняли один товар на другой. 
Обмениваются плодами своего труда.
ИГРА «ОБМЕН»
- Дети мы разделимся на три команды, и каждому из вас я раздам медальки с изображением товара, которого у вас нет, то вы очень хотите его у кого ни будь выменять.
-А в руки вам дам карточки с изображением товара который у вас есть, и вот вы должны постараться так произвести обмен чтобы получить нужную необходимую вам вещь. 
Воспитатель: Понравилось вам обмениваться своим товаром? 
Получили желаемый результат?
Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар 
на другой. Состоялся ОБМЕН.
Ребята наша машина времени включилась, 
скорей отправляемся дальше в путешествие.

II. Мы оказались в Древнем Египте, Междуречье (каменные –металлические деньги) 

Воспитатель: Дети мы оказались с вами в Древнем Египте, Междуречье
В те времена и изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.
Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготовляли из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из метала. 
Так появились металлические деньги- МОНЕТКИ 
Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
Работа за столами.
Давайте и мы попробуем как это делали в древности, будем мастерами, берем палочки и по «металу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точечки, или различные элементы.
Воспитатель: Вот и мы свами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой 
неповторимый узор. 
Справились с заданием, скорей отправляемся дальше в путешествие.

III. Мы посетим древний Китай (бумажные деньги)
Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в древнем Китае. 
Дети надевают китайские шапочки.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди придумали выход. Так впервые появились на свете бумажные деньги.
Появились они в Китае, 812 году н. э..сначала они были очень большого размера как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами- китайскими буквами. 
(ФИЗКУЛЬТУРНАЯ минутка)
Звучит китайская мелодия
Что за волшебная музыка звучит, а она нам позволит превратиться в,
• Красивых птиц
• Деревья, которые качаются на ветру
• Сакура- вишневое дерево распускающая свои цветы
• И засыпающая белая птица, складывающая свои крылья
• Вода, бегущая в ручье
И наш волшебный ручей привел нас в китайскую мастерскую.
«Китайская мастерская» 
Воспитатель: каждому из вас у вас приготовлены заготовки для росписи, и вы 
как это в древности делали китайские мастера, должны кистью, 
закрасить трафарет образца иероглифа. 
(дети работают за столами) китайская мелодия 
Воспитатель: После того как первые европейцы посетили Китай, в Европе и в других странах постепенно большой популярностью стали пользоваться бумажные деньги, использование которых было намного более удобным, чем металлических монет. Дети покажите, как вы выполнили свою работу китайских мастеров. Дети вынимают образцы. Каждый иероглиф имеет свое значение, у Сережи- счастье, Кати- Солнце, Даша-Достаток.

Воспитатель: дети возвращаемся на нашу машину времени, куда она нас 
перенесет.
И видят что в машине времени появились маленькие кошельки.
Воспитатель: Что за волшебство. Ребята заходите в машину времени и возьмите кошельки в руки. Что же там таково интересного. Это наверное, Копеечка нам сюрприз приготовила. 

III. Мы вернулись назад в наше время (рубли)
Воспитатель: Ой ребята мы вернулись в наше время, что мы видим
На экране появляются картинка с изображение Москвы , Рязани.
Ну вот а это наша страна Россия. Как называется страна в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по-разному.
И в нашей стране деньги называют РУБЛИ.
Как называются деньги в нашей стране?
Дети: Рубли.
Воспитатель: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.
Давайте откроем свои мешочки. Что в мешочках. 
Дети достают монетки-копеечки.
А это металлические деньги –монеты- и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того что на монете изображен всадник с копьем.
Дети достают смотрят. 
Дети а бумажные деньги есть в вашем мешочке?
Дети: ДА
Воспитатель: Бумажные деньги называем купюрой. Дети, какие мы молодцы. 
Мы выполнили задание нашей золотой копеечки. Узнали всю историю ее появления. И даже поучаствовали в ней.
Звонит по скайпу --- МОНЕТКА
МОНЕТКА: Дети вы справились с моей просьбой, узнали историю моего появления.
Дети : ДА
• Как люди поступали, когда не было денег? 
Дети: Люди менялись товаром, осуществляли обмен
• Какими были самые первые деньги?
Дети: Каменные, золотые, железные
• Какую форму они имели?
Дети: Круглую, квадратную, полукруглые, продолговатую.
• В какой стране впервые придумали бумажные деньги?
Дети: В Китае
• Как называются бумажные деньги?
Дети: купюры
• Как называются деньги в нашей стране (России)
Дети: Рубли.
• Спасибо огромное ребята, теперь я знаю историю своего появления, загляните еще раз в «Большой кошелек»
Дети отрывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки- СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ от Монетки.

Д/и «Что быстрее купят?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Д/и «Купите Даше подарок» 

Цель: развитие умений детей совершать покупки.

Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в денежных знаках, оперировать ими, развивать умение детей сделать правильный выбор и купить желаемые товары с учетом игровых пристрастий мальчиков и девочек при условии, что у них на приобретение покупки есть определенная сумма денег.

Материал: карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (6,7,8,9,10), монеты (картинки) достоинством 1 рубль, 2, 5 рублей в соответствии с указанной на кошельке суммой, карточки с изображением полок, на которых размещены игрушки, канцелярские товары, книги с ценниками, корзинка.

Ход игры:

Детям предлагается выбрать подарок из предложенных в магазине товаров.

                    Викторина «Маленький финансист»

Цель: формирование начальных представлений о финансовой грамотности.

Задачи

1. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях; закрепить сведения о том, что такое услуги и товары.

2. Закрепить знание детей о профессиях

3.Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету- жизненно необходимому;

4. Развивать познавательный интерес ,мышление ,память;

5.Побуждать детей взаимодействовать в условиях команды

 Оборудование и материалы: кошелечки с эмблемами команд  «Монетки» и «Купюрки», жетоны-монетки, экран, ноутбук.

Воспитатель: День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора.

Ее начинать нам настала пора.

Игра – приветствие.

Встанем в круг скорее дружно, поздороваться нам нужно

Вот собрался наш кружок,

Улыбнись скорей, дружок.

Рука другу, рука другу

Передаем тепло по кругу.

Вот и мы, и ты и я

Мы- одна семья!

Воспитатель: Сегодня мы собрались для участия в викторине, посвящённой « Финансовой грамотности», в которой будут участвовать две команды: команда «Купюрки» и  команда «Монетки».

- В этом ящике задания. Какая команда первая ответит на вопрос, поднимает руку. За правильный ответ команда получает жетон-монетку.

Задание №1

Первое задание, и мы с вами вспомним, какие же профессии бывают. На экране герои мультфильмов, ваша задача вспомнить  кто они по профессии.

Печкин-почтальон.

Айболит-доктор

Винтик и Шпунтик-механики

Старик-рыбак

Карабас-Барабас-владелец театра, кукловод

Дядя Стёпа-милиционер

Папа Свин-кондитер

Фрекен Бокк- домоучительница, няня

Три поросенка- строители

Дядюшка Мокус- фокусник, артист цирка

Белка и Стрелка- космонавты

 Задание №2 «Отгадай загадку»

1.Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)

2.И врачу, и акробату 

 Выдают за труд … (Зарплату)

3.Всё, что в жизни продаётся, 

Одинаково зовётся: 

И крупа, и самовар

 Называются … (Товар

4.Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в ... (банке)

5. На товаре быть должна обязательно... (цена).

 Задание №3 Игра «Доход и расход» 

Воспитатель: Я начну, а вы закончите фразу. И по очереди мне отвечайте

 - Мама получила зарплату…. (доход) 

- Папа заболел… (расход)

 - Выиграли приз…. (доход) 

- Потерял телефон… (расход) 

- Бабушка продала помидоры… (доход)

 - Заплатили за квартиру… (расход) 

- Нашли деньги…. (доход) 

- Купили машинку… (расход) 

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем 

Физминутка  «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Задание №4 «Деньги разных стран»

Воспитатель: Мы с вами говорили, что в разных странах денежные валюты (деньги) имеют свое название. Давайте проверим, как вы хорошо запомнили валюты других стран (мультимедийная презентация)

Задание №5 Игра «Да, нет!» 

Воспитатель: В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье. За каждый правильный ответ один жетон-монета.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

-Чаще обедайте в ресторанах и кафе.

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

-Сходил в магазин, оставь себе сдачу.

-Бережно относись к своим вещам.

-Чаще пользуйтесь услугами такси.

-Старайся больше ходить пешком.

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

- Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина. Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю командам подсчитать свои «монетки». Победителем стала команда «…». Молодцы, ребята! Отличная командная игра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...