Проект
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Грачева Елена Васильевна

"Маленькие финансисты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_finansisty.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,

чтобы не остались слепыми для больших» 

Я.А. Коменский

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта: «МАЛЕНЬКИЕ ФИНАНСИСТЫ»

Тип проекта: групповой, интегративный, проектно-ориентированный, долгосрочный (2 учебных года).

Авторы проекта: Струихина Елена Владимировна, Комар Ольга Николаевна, Распопова Марина Геннадьевна, Грачева Елена Васильевна

Актуальность: 

Чтобы быть успешным в современной жизни, необходимо быть финансово грамотным человеком. Современный ребенок с самого малого возраста попадает в среду экономики, в которой выполняются самые разные экономические процессы, встречаются экономические термины: продажа и покупка товаров, реклама на уличных щитах, по телевидению, в интернете и это еще не все, с чем сталкиваются дети дошкольного возраста. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать обучение основам финансовой грамотности. Дошкольники знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. 

Имеют представления   о профессиях, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.  В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Проблема:

По результатам мониторинга было выявлено, что у большинства детей недостаточно знаний и представлений об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена. У детей не в полной мере сформированы представления, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается; что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. 

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

География реализации проекта: МБДОУ «Д/с КВ № 24» г. Ачинска Красноярского края;

Цель проекта: 

Финансовое  просвещение детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • Заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • Учить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • Обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, транжирить, откладывать, копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать, экономить);
  • Формировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Сроки реализации проекта: с сентября 2020 г. по май 2022 г.

Ресурсное обеспечение проекта: игры «Маленький финансист», художественная литература, мультфильмы, диадические и сюжетно – ролевая игра.

результаты проекта: дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся:

  • регулировать потребности в соответствии с возможностями,
  • выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
  • понимать значимость труда,
  • выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
  • разумно расходовать деньги,
  • понимать необходимость экономии семейного бюджета:
  • родителей будут включены в реализацию проекта.

Пути отслеживания эффективности проекта:

  • результаты анкетирования родителей;
  • обследование детей по данной теме;
  • отзывы родителей.

План работы:

Формы работы

сроки

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Составление плана основного этапа проекта

(План действий:

  1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
  2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
  3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.)
  • Подбор материалов по теме проекта.
  • Разработка комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.
  • Анкетирование родителей.

Консультации для родителей

июнь - сентябрь

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Базовый модуль «Финансовая азбука» 2020 – 2021 г.

  1. Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука»;
  2. «Азбука денег»

сентябрь

  1. «Почему взрослые работают?»;
  2. «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»;

октябрь

  1. «Открываем супермаркет»;
  2. «Юные финансисты»;

ноябрь

  1. «Приключения Грамотея и Капризки»;
  2. «Бартер».

декабрь

  1. «Семейный бюджет и расходы семьи»;
  2. «Музей денег»;

январь

  1. «Путешествие в сказочную страну Экономию»;
  2. «Экономия тепла, света, воды»;

февраль

  1. «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»;
  2. «Деньги всякие нужны»;

март

  1. «Путешествие в страну «Экономград»;
  2. «Путешествие в страну денег»;

апрель

  1. «Путешествие по сказкам»;
  2. Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука».

май

Расширенный модуль «Занимательные финансы» 2021 – 2022 г.

  1. Входная диагностика по базовому модулю «Занимательные финансы»;
  2. «Творим добро»;

сентябрь

  1. «Что такое деньги?» ;
  2. «Чудо-деньги»;

октябрь

  1. «Путешествие в денежную страну»;
  2. «Путешествие в страну Финансов»;

ноябрь

  1. «Приключение девочки Танечки»;
  2. «Путешествие в страну Рублика»;

декабрь

  1. «Рекламный бизнес»;
  2. «Как проверить и посчитать деньги»;

январь

  1. «Расходы. Как потратить деньги с пользой»;
  2. «Доходы»;

февраль

  1. «Удачная покупка»;
  2. «Мы ребята деловые»;

март

  1. «Что? Где? Когда?»;
  2. «Деньги в жизни людей»;

апрель

  1. «Финансы – это интересно»;
  2. Диагностика по итогам образовательного курса.

май

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1.Открытое мероприятие «Маленькие финансисты»;.

2. Фотовыставка в уголке группы «Я – экономист »;

3. Выставка творческих работ «Мы  – учимся покупать»;  

4. Размещение фотовыставки детских поделок на сайте ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Базовый модуль «Финансовая азбука»

Сентябрь

  1. Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука».
  2. Тема: «Азбука денег»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Октябрь

  1. Тема: «Почему взрослые работают?»

Цель: Развитие представлений о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

  1. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Цель: Закрепление полученных экономических знаний        в разных видах Экономической деятельности.

Ноябрь

  1. Тема: «Открываем супермаркет»

Цель: Систематизация знаний детей о разнообразии товаров. Познакомить детей многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

  1. Тема: «Юные финансисты» 

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.

Декабрь

  1. Тема: «Приключения Грамотея и Капризки»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

  1. Тема: «Бартер»

Цель: Формирование элементарных экономических знаний.

Январь

  1. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» 

Цель: Раскрытие сущности  понятий  «семейный  бюджет»  и  его основных

источников (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

  1. Тема: «Музей денег»

Цель: Формирование представлений детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.

Февраль

  1. Тема: «Путешествие в сказочную страну Экономию»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

  1. Тема: «Экономия тепла, света, воды»

Цель: Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое  объяснение  понятий  энергосбережения.

Март

  1. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» 

Цель: Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.

  1. Тема: «Деньги всякие нужны» 

Цель: Раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Апрель

  1. Тема: «Путешествие в страну «Экономград»

Цель: Формирование финансовой грамотности и просвещения дошкольников.

  1. Тема «Путешествие в страну денег»

Цель: Формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.

Май

  1. Тема: «Путешествие по сказкам» 

Цель: Формирование начальных представлений о         финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.

  1. Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука».

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Расширенный модуль «Занимательные финансы»

Сентябрь

  1. Входная диагностика по базовому модулю «Занимательные финансы»;
  2. Тема: «Творим добро»

Цель: Обобщение знаний детей о потребностях человека через знакомство с новыми понятиями «бартер», «благотворительный фонд».

Октябрь

  1. Тема: «Что такое деньги?»

Цель: Создание условий для знакомства с деньгами, их историей.

  1. Тема: «Чудо - деньги»

Цель: Ознакомление детей с историей возникновения денег их предназначением.

Ноябрь

  1. Тема: «Путешествие в денежную страну»

Цель:  Развитие  экономических знаний через игровые действия.

  1. Тема: «Путешествие в страну финансов»

Цель: Развитие  экономических понятий через игровые действия.

Декабрь

  1. Тема: «Приключение девочки Танечки» 

Цель: Развитие у дошкольников экономической грамотности.

  1. Тема: «Путешествие в страну Рублика»

Цель: Формирование у детей первичных элементарных экономических представлений.

Январь

  1. Тема: «Рекламный бизнес»

Цель: Формирование у детей представление о рекламе

  1. Тема: «Как проверить и посчитать деньги»

Цель: Формирование умений у дошкольников распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых.

Февраль

  1. Тема: «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Цель: Формирование у дошкольников представлений о расходах семьи.

  1. Тема: «Доходы»

Цель: Формирование у дошкольников представлений о доходах семьи.

Март

  1. Тема: «Удачная покупка»

Цель: Повышение финансовой грамотности дошкольников.

  1. Тема: «Мы ребята деловые»

Цель: Развитие экономического мышления у дошкольников, через необходимость   рационального поведения в сфере экономики.

Апрель

  1. Тема: «Что? Где? Когда?»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

  1. Тема:  «Деньги в жизни людей»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей.

Май

  1. Тема: «Финансы — это интересно и увлекательно»

Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

  1. Диагностика по итогам образовательного курса.

Дополнительные материалы для использования в работе с дошкольниками:

Тема

Детская художественная литература с экономическим содержанием

Мультфильмы с экономическим содержанием

Потребности

Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;

Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»;

Английская сказка «Три поросенка»;

Маршак С.Я. «Кошкин дом», «Телефон»;

Русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила»;

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Чуковский К.И. «Телефон»;

«Уроки тетушки Совы» 7 серия «Потребности и возможности»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Кошкин дом»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Телефон»;

«Цветик-семицветик»;

«Малыш и Карлсон»;

«Ох и Ах идут в поход»…

Труд

Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;

Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»;

Чуковский К.И. «Федорино горе»;

Русская народная сказка «Мужик и медведь»;

Маяковский В.В. «Кем быть?»;

Джанни Родари «Чем пахнут ремесла»;

Михалков С.В. «А что у вас?», «Как печатали вашу книгу»…

«Уроки тетушки Совы» 6 серия «Работа и зарплата»;

«Доктор Айболит»;

«Самый главный»;

«Незнайка учится»;

«Барбоскины» («В эфире новости»);

«Барбоскины» («По закону»);

«Рекс - спасатель».

Товар

Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;

Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»;

Михалков С.В. «Как старик корову продавал»;

Чуковский К.И. «Муха-цокотуха»;

Русская народная сказка «Как барин овцу купил»;

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»;

Хагер Ф. «Продавец и лось»;

Сапгир Г. « Как лягушку продавали»;

Английская сказка «Три поросенка»…

«Уроки тетушки Совы» 2 серия «Ценные вещи»;

«Муха-цокотуха»;

«Аленький цветочек»;

«Как старик корову продавал».

Бартер, обмен

Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;

Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»;

Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик»;

Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко»;

«Лисичка со скалочкой»,

Братья Гримм «Выгодное дело»…

«Петушок и бобовое зернышко»;

«Дудочка и кувшинчик»;

«Лисичка со скалочкой»…

Деньги

Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;

Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»;

Успенский Э.Н. «Бизнес крокодила Гены»;

Толстой А.Н. «Приключения Буратино»;

Андерсен Х.К. «Огниво», «Серебряная монета».

Чуковский К.И. «Муха-цокотуха».

«Уроки тетушки Совы» 1 серия «Что такое деньги»;

10 серия «О банке»;

11 серия «Кредиты и депозиты»;

12 серия «Безналичные деньги»;

«Приключения Буратино».

Банк

Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;

Попова Т. «Волшебный банкомат. Детям об экономике»;

Успенский Э.Н. «Бизнес крокодила Гены»;

«Уроки тетушки Совы» 10 серия «О банке»;

Реклама

Ш. Перро «Кот в сапогах»;

Михалков С.В. «Как старик корову продавал»;

Успенский Э.Н. «Бизнес крокодила Гены»;

Братья Гримм «Три счастливца».

«Как старик корову продавал»;

«Кот в сапогах»;

Семейный бюджет

Ульева Е. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»;

Успенский Э.Н. «Трое из Простоквашино».

«Уроки тетушки Совы» 3 серия «Семейный бюджет»;

4 серия «Карманные деньги»;

5 серия «Умение экономить»;

12 серия «Безналичные деньги»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Каникулы в Простоквашино».

Взаимодействие с семьями дошкольников:

Важной задачей проекта является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.

Этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию о данном проекте.

№ п/п

Тема

1.

Беседа  «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка».

2.

Папки-передвижки «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка.

3.

Консультация « Как  накопить на любимую игрушку».

4.

Тематическая памятка « Принципы финансового воспитания в семье».

5.

Буклет «Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников».

Вывод:

Все разделы курса  объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Литература:

  1. «Играем в экономику» Л.Г. Киреева;
  2. Интернет – ресурсы:
  1.  «Волшебный банкомат. Детям об экономике» Татьяна Попова;
  2. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Елена Ульева.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...