"Азбука финансов"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Пескова  Ирина Леонидовна

Методичкеская разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Азбука финансов»

  Подготовительная  группа

 Пояснительная записка

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Основной идеей данной разработки является – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

   Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. 

Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

 Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена );

-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;

-воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

Формы работы Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии,  игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

Материал подобран для детей 6 -7 лет.       

Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, длительность – 20 минут.

Содержание разработки

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной разработке закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

          Целевые ориентиры

К концу года дети смогут:

1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей

6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

4. Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

«Наши финансы»

 (ознакомительное занятие)

Создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена.

«История возникновения денег»  презентация

Раскрыть суть понятия «деньги». Развивать логическое мышление учащихся, учить, находить главное, существенное.

октябрь

«Семейный бюджет»

Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.

Познакомить со статьями доходов и расходов.

Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.

«Идем за покупками»

Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессиях: продавца, кассира,

ноябрь

«БАНК» (виртуальная экскурсия в банк)

Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.

2. познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение,

3. показать детям как с помощью банковской карты, сберегательной книжки можно пользоваться виртуальными деньгами.

Игра «Груша-яблоко»

Учить считать деньги и ресурсы

декабрь

«О царице ЭКОНОМИКЕ и ее помощниках»

1. Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость", "скупость";

2. Развивать познавательные процессы: мышление, навыки разумного ведения домашнего хозяйства;

3. Воспитывать уважение к людям труда.

«Виды денег» (монеты, банкноты, пластиковые карты)

раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

январь

«Сохранить и приумножить»

научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Игра «Детский мир»

формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;

-развивать способность совместно развертывать игру согласовывая

собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

февраль

«Копейка рубль бережет»

Сформировать у детей представление о денежной единице.

 Развивать воображение, логическое мышление, память, наблюдательность.

«Моя любимая игрушка»

Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности

март

«Самостоятельная покупка»

Показать принципы финансового планирования и  разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

«Размен»

Продолжать учить считать деньги

апрель

«Цена товара»

Получение навыков совершения реальной покупки в магазине. донести до детей, что: Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.  что цена – это количество денег, которые надо отдать

«Дети и деньги»

Сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.

май

«Деньги –помощники»

Сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.

«Путешествие на экономическую

 «Финансы»

Сформировать первичные экономические понятия;

научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Литература

- Блохина О.А.,   Терешева О.В. «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» – Калининград КОИРО, 2017 Сборник методических разработок.

- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

- Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 7 лет М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Программа "Азбука Финансов"

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...

Презентация "Азбука финансов"

Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономически...

Консультация для родителей "Азбука финансов"

Консультация для родителей "Азбука финансов"...

Семинар по проекту "Азбука финансов"

Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...