"Азбука финансов"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Азбука финансов»
Подготовительная группа
Пояснительная записка
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
Основной идеей данной разработки является – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена );
-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;
-воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
Формы работы Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Материал подобран для детей 6 -7 лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, длительность – 20 минут.
Содержание разработки
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной разработке закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
Целевые ориентиры
К концу года дети смогут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
4. Учебно-тематический план
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | «Наши финансы» (ознакомительное занятие) | Создание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена. |
«История возникновения денег» презентация | Раскрыть суть понятия «деньги». Развивать логическое мышление учащихся, учить, находить главное, существенное. | |
октябрь | «Семейный бюджет» | Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства. Познакомить со статьями доходов и расходов. Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики. |
«Идем за покупками» | Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессиях: продавца, кассира, | |
ноябрь | «БАНК» (виртуальная экскурсия в банк) | Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка. 2. познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение, 3. показать детям как с помощью банковской карты, сберегательной книжки можно пользоваться виртуальными деньгами. |
Игра «Груша-яблоко» | Учить считать деньги и ресурсы | |
декабрь | «О царице ЭКОНОМИКЕ и ее помощниках» | 1. Познакомить с понятиями "экономия", "бережливость", "скупость"; 2. Развивать познавательные процессы: мышление, навыки разумного ведения домашнего хозяйства; 3. Воспитывать уважение к людям труда. |
«Виды денег» (монеты, банкноты, пластиковые карты) | раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. | |
январь | «Сохранить и приумножить» | научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; |
Игра «Детский мир» | формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; -развивать способность совместно развертывать игру согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; | |
февраль | «Копейка рубль бережет» | Сформировать у детей представление о денежной единице. Развивать воображение, логическое мышление, память, наблюдательность. |
«Моя любимая игрушка» | Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности | |
март | «Самостоятельная покупка» | Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. |
«Размен» | Продолжать учить считать деньги | |
апрель | «Цена товара» | Получение навыков совершения реальной покупки в магазине. донести до детей, что: Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. что цена – это количество денег, которые надо отдать |
«Дети и деньги» | Сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни. | |
май | «Деньги –помощники» | Сформировать культуру обращения с деньгами, как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни. |
«Путешествие на экономическую «Финансы» | Сформировать первичные экономические понятия; научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; |
Литература
- Блохина О.А., Терешева О.В. «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» – Калининград КОИРО, 2017 Сборник методических разработок.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
- Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5 – 7 лет М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Программа "Азбука Финансов"
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...

Презентация "Азбука финансов"
Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономически...

Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
прграмма по финансовой грамотности...

Семинар по проекту "Азбука финансов"
Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель: повысить знания и умения воспитателей в экономич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...