Обучение дошкольников финансовой грамотности, как основа гармоничного и успешного развития личности ребенка
статья по основам финансовой грамотности

Лободенко Наталья Леонидовна

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников финансовой грамотности,

как основа гармоничного и успешного развития личности ребенка

Лободенко Наталья Леонидовна

Старший воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 62 «Радуга»

E–mail: det.62@yandex.ru

Взросление ребенка дошкольного возраста -  процесс интересный и очень ответственный. Интересный он потому,  что дети в этот период начинают более активно познавать мир,  контактировать с ним и развиваться.                            Всестороннее развитие дошкольника -  это основа, фундамент его будущей жизни! И чтобы максимально к ней подготовиться, нужно уделить внимание  процессу обучения, которому принадлежит ведущая роль в развитии личности ребенка. То, что дети делают с помощью взрослых, далее будут выполнять самостоятельно – то, что входит в зону ближайшего развития посредством обучения переходит на уровень актуального развития.

Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания.    Говоря о проблеме нравственного воспитания, необходимо отметить  и экономическое воспитание, включающее в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

Экономическая грамотность, это неотъемлемая часть нашей жизни. В современном мире она особенно нужна и начинать обучение необходимо с раннего возраста, совместно с педагогами и родителями. Необходимо обогатить разные виды детской деятельности определенными знаниями, сформировать мышление.

       Одним из новых направлений в дошкольном обучении и воспитании является финансовое просвещение обучающихся. Дети очень рано познают экономическую сторону жизни семьи, производя покупки с родителями,

просматривая рекламу. Понимают, что необходимо работать для благосостояния своей семьи. Это первичные знания и небольшой опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте, что может способствовать финансовому благополучию в зрелом возрасте.

Обучение финансовой грамотности в ДОО достаточно актуально. Оно  формирует полезные привычки в сфере финансов: поможет избежать ошибок, поможет приобрести самостоятельность и финансовую  безопасность, привить ответственность и аккуратность ведения бюджета в будущем.

Финансовая грамотность (англ. Financialliteracy) —это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Одним словом, знания, позволяющие достичь финансового благополучия и сохранить его по жизни.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, адекватной оценки результатов труда, а также формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком...

Бесспорно, обучение основам финансовой грамотности объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольной организации. Смыслом экономического воспитания является  не организация специального обучения экономике, а обогащение детской деятельности экономическим содержанием.

Экономическое воспитание не является самостоятельным направлением в дошкольной педагогике. Многие исследователи: И. В. Житко, Л.С.Дзинтерс, Л.Я.Мусатова считают его синтезом  нравственного, трудового и идейно-политического воспитания.

Педагогическая деятельность в  ДОО по изучению основ финансовой грамотности может быть результативной только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. При включении экономического воспитания в образовательную деятельность,  педагогический коллектив должен предусмотреть и  финансовое просвещение родителей, обеспечить их необходимыми материалами, которые родители могут использовать в домашних условиях, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.

С чего же начать знакомство ребенка с финансовой составляющей их детской жизни? Необходимо объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке,  остановиться на способах заработка родителей.  Дать понять ребенку, что ежедневные походы на работу родителей, это цель получения финансовых средств, на которые будет жить семья. Постараться помочь понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Правильно  привить понятия «необходимого» и «желаемого».  Объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а конфеты– это желание.  Дети должны понять, что «необходимое», например,  важно для здоровья, а без «желаемого можно обойтись. Провести консультации для родителей о пользе и вреде «карманных  денег». Чтобы ребенок понимал, как и на какие нужды он может использовать свои средства.

Проведенный опрос (анкетирование) среди родителей нашей дошкольной организации показал, что некоторые из них, считают преждевременным и нецелесообразным введение в дошкольное воспитание основ финансовой грамотности. Они считают, что детский разум еще не готов правильно мыслить в денежных вопросах. Таких родителей 28 %. 72% респондентов поддерживают  необходимость использования экономических представлений в условиях дошкольного учреждения, будучи уверены, что чем раньше ребенок узнает, что такое «труд», «бюджет», «потребность» и многое другое, тем легче войдет во взрослую жизнь. Сегодня, это требование времени.

Рекомендуется исключить развитие потребительского отношения к родителям. Ребенок  должен понимать, что любые действия, требуемые родителями, необходимо делать  не за поощрение, в качестве подарков или денег, а для его блага. Многие родители совершают, именно, эти ошибки, уговаривая детей и обещая поощрить (финансовыми средствами) за тот или иной поступок.

Дошкольная организация, это то место, где обучение  финансовой грамотности, может проводиться различными методами: с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий.

По-другому, это можно назвать игровыми и словесными методами.

Игровые методы обучения вызывают у детей  интерес, положительные эмоции, концентрируют внимание. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии.

Словесные методы (беседа, тест, логические задачи  и многое  другое) позволяют оперативно передавать детям информацию, ставить перед ними задачу и указывать пути ее решения.  Эти методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая их  эффективными.

Существуют авторские программы для  обучения детей дошкольного возраста по этой проблеме, целью которых является, воспитание этического поведения и приобщения детей  к экономическим ценностям. Это такие программы:  А. Е. Пушкарь «Дети и деньги»; Н.А. Крючкова «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» и др. Мы успешно используем  их в работе.

В нашей дошкольной организации педагоги активно включились  в работу по обучению основ финансовой грамотности и уже наработан определенный материал. Разработаны проекты, один из которых, долгосрочный - «Бизнесмен с пеленок». Подготовлен наглядный материал. Разработано множество сценариев, игр по различным направлениям. Поставлена музыкальная сказка в новой интерпретации «Репка». Проведены мероприятия с родителями в режиме онлайн, мероприятия с работниками библиотеки.

Это,   то немногое, что дает понять и принять  нашим детям основы и навыки экономической культуры. Развить нравственные принципы  такие,  как  бережливость, скромность, ответственность, дружеские отношения.

А перед педагогами стоит задача,  дать возможность осознать дошкольнику, что успехов достичь можно только упорным трудом, с определенными знаниями и навыками и умениями.

Использованная литература:

1.Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. – 1989.

2. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.

3.Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989

4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. УльеваЕ. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников финансовой грамотности

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Для того, чтобы дошкольнику было легче освоить азы финансовой грамотности мы решили проводить обучение через театрализованную деятельность.Вед...

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"

Проект "Обучение дошкольников финансовой грамотности"...

"ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста не знакомы с финансовыми отношениями, поэтому проблема отсутствия или наличия финансов им непонятна. А для родителей понятия «дети» и «ден...

Использование информационно – коммуникационных технологий при обучении дошкольников финансовой грамотности

В статье представлен опыт применения информационно – коммуникационных технологий при обучении детей дошкольного возраста финансовой грамоте....

Методика обучения дошкольников финансовой грамотности.

      Актуальность  обучения дошкольников  в формировании полезных привычек в сфере финансов, необходимо начинать с раннего возраста, это поможет избежать дет...