Рабочая программа "Финансовая грамотность".
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Рязанцева Светлана Викторовна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Финансовая грамотность»

№ 6 «Буквоешки»

на 2021 – 2022 учебный год

Воронова К.В.

Рязанцева С.В.

Г. Советский

Содержание

Наименование

Стр.

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи программы 

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

1.4.

Целевые ориентиры освоения программы

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

2.2.

Описание образовательной деятельности

2.4.

Взаимодействие с семьями воспитанников

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Планирование образовательной деятельности

3.2.

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Приложения

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

      Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Актуальность программы Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Дополнительная общеобразовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
  • Устав МАДОУ д/с «Родничок» (утвержден постановлением администрации Советского района от 25.07. 2014 г. № 2748);
  • Лицензия на правоведения образовательной деятельности № 1995 от 30.03.2015 г.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Программа ориентирована на детей 5 – 6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма обучения: очная.

                1.2. Цель и задачи программы

Цель: Расширение экономического кругозора дошкольника, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

а) образовательные:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

б) развивающие:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

в) воспитывающие:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:

  • оснащенность  методической  литературой,  наглядными  пособиями, раздаточными материалами, играми, шахматными досками.
  1. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы работы:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

1.4. Ожидаемый результат и способы его оценки:

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность

и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения программы дети:

- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические

понятия (в соответствии с используемой Программой);

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

-  в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

-  бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши,

краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего  не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

-  проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно

относятся к природе;

- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Критерии оценки:

2 балла (Высокий) - ребенок умеет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимает, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознает необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

- освоил начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научился принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- освоил начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.

1 балл (Средний) - ребенок затрудняется:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

-  осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- в понятии, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понять, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

- осваивать начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- применять начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

0  баллов (Низкий) - ребенок  не  умеет  быстро  и  правильно:

  - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- осознавать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

- в освоении начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

  • 5-6 годам у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
  • старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
  • этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У детей развивается диалогическая речь и некоторые виды монологической речи.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

2.2. Описание образовательной деятельности

        Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) и адаптирована как для занятий в дошкольном образовательном учреждении, творческих студиях, так и для домашнего обучения.

        Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.

Формы совместной деятельности при реализации программы

  1. Рассказ, показ и объяснение.
  2. Соревновательно - игровая деятельность, направленная на создание интеллектуально-игровой коммуникации.
  3. Организация и проведение игр, квестов.

Методы и технологии

Словесные: рассказ, общая беседа, диалог; наглядные; практические методы.

Форма занятий - теоретические, комбинированные (сочетание теоретических и практических занятий), квесты.

Структура занятия по обучению игре в шахматы:

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Новый материал.
  3. Закрепление нового материала.
  4. Итог занятия.

Объем и реализация рабочей программы

Реализация программы рассчитана на 1 учебный год, 36 игровых занятия (1 раз в неделю по 20 мин.). Возраст обучающихся – 5-6 лет.

Программа реализуется педагогом прошедшим курсовую профессиональную подготовка по профилю программы.

2.3. Взаимодействие с родителями детей

        Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

        На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

        Кто и как зарабатывает деньги в семье?

        Как формируется семейный бюджет?

        Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое?

        Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок?

        Как научиться экономить деньги?

        Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

        С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»; разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

         Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

           Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.  

          Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

 

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Учебный план

№ п/п

Название раздела/ темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Финансовая азбука

1

1

-

Входной контроль, наблюдение

Труд

1

-

1

Наблюдение

«Товар. Результаты труда человека»

1

-

-

Наблюдение

«Деньги»

2

1

0,5

Наблюдение

«Семейный бюджет»

1

0,5

0,5

Наблюдение

«Семейные доходы и расходы»

1

0,5

0,5

Наблюдение

«Юные финансисты»    

1

-

0,5

Наблюдение

«Магазины бывают разные»

1

0,5

0,5

Наблюдение

Как деньги попадают к нам в дом

1

0,5

0,5

Наблюдение

Трудовая денежка всегда крепка

1

0,5

0,5

Наблюдение

Образовательный квест «Путешествие с Гномом Экономистом»

1

-

0,5

Наблюдение

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

1

0,5

0,5

Наблюдение

Потребности и желания

1

0,5

0,5

Наблюдение

Где покупают и продают разные товары?

1

0,5

1

Наблюдение

Стоимость и цена товара

1

0,5

0,5

Наблюдение

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

1

-

1

Промежуточный контроль, наблюдение

Создаем рекламу

1

0,5

1

Наблюдение

Выгодно – не выгодно

1

0,5

0,5

Наблюдение

Обмен - подарок

1

0,5

0,5

Наблюдение

Сюжетно – ролевая игра «Торговый центр»

1

-

0,5

Наблюдение

Сюжетно – ролевая игра «Развлекательный центр»

1

-

0,5

Наблюдение

Тратим разумно, экономим

1

0,5

0,5

Наблюдение

Копим и сберегаем

1

-

3

Наблюдение

Творческое занятие «Наша мастерская»

1

0,5

1

Наблюдение

Экскурсия в магазин «Продукты»

1

0,5

1

Наблюдение

Занимаем и одалживаем

1

0,5

0,5

Наблюдение

Учимся планировать

1

-

1

Наблюдение

Викторина «Финансы»

1

-

1

Наблюдение

Наше богатство

1

0,5

0, 5

Наблюдение

Щедрость и жадность

1

-

0,5

Наблюдение

Бережливость

1

0,5

0,5

Наблюдение

Сюжетно – ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

1

-

1

Итоговый контроль, наблюдение

ИТОГО

33

11

22

*Примечание: 1 час – 1 занятие продолжительностью до 20 мин.

3.2. Содержание программы.

           Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»; в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

 Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:

- занятия-соревнования,

- занятия-путешествия,

- занятия-экскурсии,

- занятия-викторины и т. д.

Занятия по данной программе включают:

1.        Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

2.        Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.

3.        Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

4.        Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).

5.        Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).

6.        Решение арифметических задач, кроссвордов.

Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».

Для закрепления сложных экономических понятий автор предлагает использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.

Перечень базовых финансово-экономических понятий

 №

Понятие

Описание

11

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

22

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

33

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

44

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

55

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка»

66

Долг, должник, займ

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Месяц

Число

Время проведения

форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема раздела, модуля…

1.

Сентябрь

1 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Финансовая азбука

Групповое помещение

Наблюдение

2.

Сентябрь

2 неделя

По расписанию

Практическое (занятие-игра)

1

Труд

Групповое помещение

Наблюдение

3.

Сентябрь

3 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

«Товар. Результаты труда человека»

Групповое помещение

Наблюдение

4.

Сентябрь  

4 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

«Деньги»

Групповое помещение

Наблюдение

5.

Октябрь

1 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

«Семейный бюджет»

Групповое помещение

Наблюдение

6.

Октябрь

2 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

«Семейные доходы и расходы»

Групповое помещение

Наблюдение

7.

Октябрь

3 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

«Юные финансисты»    

Групповое помещение

Наблюдение

8.

Октябрь

4 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

«Магазины бывают разные»

Групповое помещение

Наблюдение

9.

Ноябрь

1 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Как деньги попадают к нам в дом

Групповое помещение

Наблюдение

10.

Ноябрь

2 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Трудовая денежка всегда крепка

Групповое помещение

Наблюдение

11.

Ноябрь

3 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Образовательный квест «Путешествие с Гномом Экономистом»

Групповое помещение

Наблюдение

12.

Ноябрь

4 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Групповое помещение

Наблюдение

13.

Декабрь

1 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Потребности и желания

Групповое помещение

Наблюдение

14.

Декабрь

2 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Где покупают и продают разные товары?

Групповое помещение

Наблюдение

15.

Декабрь

3 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Стоимость и цена товара

Групповое помещение

Наблюдение

16.

Декабрь

4 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Групповое помещение

Наблюдение

17.

Январь

2 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Создаем рекламу

Групповое помещение

Наблюдение

18.

Январь

3 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Выгодно – не выгодно

Групповое помещение

Наблюдение

19.

Январь

4 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Обмен - подарок

Групповое помещение

Наблюдение

20.

Февраль

1 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Сюжетно – ролевая игра «Торговый центр»

Групповое помещение

Наблюдение

21.

Февраль

2 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Сюжетно – ролевая игра «Развлекательный центр»

Групповое помещение

Наблюдение

22.

Февраль

3 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

Тратим разумно, экономим

Групповое помещение

Наблюдение

23.

Февраль

4 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

Копим и сберегаем

Групповое помещение

Наблюдение

24.

Март

1 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

Творческое занятие «Наша мастерская»

Групповое помещение

Наблюдение

25.

Март

2 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

Экскурсия в магазин «Продукты»

Групповое помещение

Наблюдение

26.

Март

3 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Занимаем и одалживаем

Групповое помещение

Наблюдение

27.

Март

4 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Учимся планировать

Групповое помещение

Наблюдение

28.

Апрель

1 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Викторина «Финансы»

Групповое помещение

Наблюдение

29.

Апрель

2 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Наше богатство

Групповое помещение

Наблюдение

30.

Апрель

3 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Щедрость и жадность

Групповое помещение

Наблюдение

31.

Апрель

4 неделя

По расписанию

Комбинированное

1

Бережливость

Групповое помещение

Наблюдение

32.

Май

1 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

Сюжетно – ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Групповое помещение

Наблюдение

33.

Май

2 неделя

По расписанию

Практическое (занятие – игра)

1

Итоговое занятие

Групповое помещение

Наблюдение

3.4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы

        Технические средства обучения:

- ноутбук (планшет), интерактивное оборудование.

         Учебно-наглядные пособия и материалы:

- демонстрационный материал;

- дидактические игры;

- карандаши, тетрадки.

         Методической основой обеспечения программы является Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова Л. Ю., Рыжановская .

          Кадровое обеспечение программы: педагог имеющий высшее образование или среднее профессиональное педагогическое образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
  2. Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
  3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
  4. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  6. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
  7. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.
  8. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
  9. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Обучающий видеоконтент

  1. Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
  2. Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
  3. Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
  4. Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
  5. Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
  6. Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
  7. Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
  8. Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
  9.  Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
  10.  Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
  11.  «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
  12.  Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»
  13. Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

      Интернет – ресурсы:

  1. www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
  2. fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
  3. минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
  4. и науки Российской Федерации
  5. вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Образовательная программа «Финансовая грамотность»  разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа Финансовая грамотность

Рабочая программа "Финансовая грамотность"...