«Обучение финансовой грамотности дошкольников»
статья по основам финансовой грамотности

Михайлова Елена Николаевна

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни,  в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_finansam.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение финансовой грамотности дошкольников»

Цель:   Создание необходимой мотивации для повышения детей дошкольного возраста финансовой грамотности.

Задачи :

Образовательные: формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.

Развивающие: развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни,  в том числе и финансовой.

Мы начали искать литературу, которая бы знакомила детей с трудом, профессиями, и это заставило взглянуть на давно знакомые произведения другими глазами, ведь, как оказалось, практически в каждом художественном произведении персонажи трудятся. Продолжили знакомить детей с профессиями, дети узнали о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. Что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда.

В группе дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, обыгрывая разные профессии.

В результате работы у детей формировались представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий,  они учились уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Знакомство с людьми разных профессий воспитывало уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду. Дали детям представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Перед детьми был поставлен вопрос, как появились деньги. Мы смотрели презентации о том, что служило древним людям деньгами. Также мы организовали выставку поделок копилка, дети с удовольствием складывают в свою копилку монетку, которую зарабатывают за день.  

Познакомили детей с деньгами разных стран.

Мы объединили настольно-печатную игру «Покупки» и сюжетно-ролевую игру «Магазин», и учили детей распределять деньги на покупки и покупать точно по списку, провели игру, в которой сначала дети были только покупателями, и уже когда они научились общению с продавцом, поняли, что нужно делать, некоторые дети попробовали себя в роли продавца. В игре также решались и такие вопросы, как рассчитать свой бюджет и выбрать игру по возможностям, понять, что часто бывает так, что некоторые покупки не по карману.

 Воспитываем у детей осознанное отношение, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

         Начали знакомство детей с понятием «реклама» просмотрев мультфильм по рассказу С. Михалкова «Как старик корову продавал». По данной теме детям были продемонстрированы и другие мультфильмы и прочитаны произведения.

В беседе на тему «Реклама» мы просили детей вспомнить те случаи, когда вам понравилась реклама, вам что-то купили из-за нее, но вам не понравился продукт. Дети рассказали о некоторых игрушках и сладостях, которые не соответствовали их ожиданиям, и пришли к выводу, что не всегда в рекламе говорят правду.

Чтобы дети понимали, что такое семейный бюджет, и на что он тратится, мы организовали игру,  «Семейный бюджет».  Дети объединялись в одну семью, каждый взрослый член семьи получал доход, общий доход каждого – это семейный бюджет.

 Обсуждали расходы, которые предвидятся для семьи в этом месяце, и дети должны выделить из семейного бюджета деньги на обязательные расходы и положить их,  на непредвиденные, и в итоге понять, сколько осталось, и принять всей семьей решение потратить эти деньги на досуг и что-то желаемое, или отложить эти деньги на потом.

Мы считаем, что поставленные цели достигнуты, будем продолжать и дальше работать над формированием основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта Учета индивидуальных способностей дошкольников по обучению финансовой грамотности

Карта индивидуальнго развития по дополнительной программе "Финансовая грамотность дошшколят"...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Методическая разработка мероприятия по обучению финансовой грамотности старших дошкольников 5-6 лет

Тема: «Умная копилка»Форма проведения: беседа, дидактическая игра, мастер-класс, развивающие игры.Цель: познакомить старших дошкольников с понятием «экономия», воспитать финанс...

Опыт работы "Обучение финансовой грамотности дошкольников"

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных ф...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста....

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

. В статье рассматривается использование ролевой игры как метода интерактивного обучения финансовой грамотности дошкольников. Описаны преимущества ролевых игр в формировании у детей начальных представ...