конспект занятия учимся планировать
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

консект непрерывноц образовательной деятельности по теме "Учимся планировать" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект финансовая грамотность24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №126 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме

«УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»

Старшая группа

Санкт-Петербург

Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения ставить цели и достигать результатов.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомить детей с понятиями план, планирование,
  • формировать способность анализировать ход выполнения плана, подводить итоги достижения поставленных целей,
  • обогащать словарный запас

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, память, внимание, воображение
  • развивать умение аргументировать свои высказывания и рассуждения
  • включить планирование в систему ценностей как способ контроля и поиска наиболее эффективных решений,

Воспитательные:

  • воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы.

Материалы:

Презентация, фигурки трех поросят, конструктор, схема дома.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга. Коммуникативная игра «Приветствие»:

Яркое солнышко

Встало опять,

«Доброе утро!»

Должны мы сказать!

«Доброе утро!» (Дети встают в круг и приветствуют друг друга).

Основная часть

Показ детям презентации.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите кто у нас сегодня в гостях – это же поросята Ниф-ниф и Нуф-нуф! (На слайде 1 изображены уставшие поросята)

- Но, почему они такие уставшие, ведь еще только полдень?

- Давайте посмотрим, чем они занимались с утра. (на слайде 2 изображены поросята, кувыркающиеся в луже)

- Ребята, правильно ли поросята начали свой день? (ответы детей)

Воспитатель: Кто-то еще к нам сегодня пришел… (слайд 3 – веселый, бодрый поросенок) Это же поросенок Наф-наф!

- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

Воспитатель: Наф-наф, ты такой бодрый и веселый, а твои братья уставшие и грустные, объясни нам почему?

- Я всегда планирую свой день, начиная с распорядка: делаю зарядку, завтракаю, иду на работу и т.д. Мои братья не планировали свой день – вот и устали, вы планируете свой день? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Теперь и мои братья тоже будут планировать свой день.

Воспитатель: Надо планировать свой день, распределять свое время. А также строить план на долгое время вперед.

- Ребята, вы знаете, что такое план? (ответы детей)

Воспитатель: План – последовательность, порядок и сроки выполнения обдуманных действий.

- Посмотрите, ребята, что-то наши поросята задумались…(слайд 4 – на фоне дома три поросенка, выражение мордочек – задумчивое)

- Поросята, о чем вы задумались?

- Скоро зима. Нам надо отремонтировать дом. Что для этого нужно сделать?

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с поросятами подумаем, что для этого нужно. (ответы детей)

- Да, правильно, деньги.

Давайте с вами встанем в кружок и поиграем в игру «Для чего людям нужны деньги?».

(Я бросаю мяч кому-нибудь из вас, и тот ребенок у кого мяч отвечает, для чего людям нужны деньги.)

Беседа

-Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

Деньги помогают людям приобретать товары, продукты, пользоваться услугами.

- А где же люди берут эти деньги?

- Ребята, деньги печатают на монетном дворе. Потом эти деньги поступают в банк. Из банка деньги поступают на разные предприятия, где работают ваши родители. Ваши родители получают деньги.

- Скажите, пожалуйста, а за что можно получить деньги? (за работу, за труд). Совершенно, верно. Люди работают. Они выполняют свой труд добросовестно и за это получают деньги. А как называются деньги за труд? (зарплата). Правильно. Люди трудятся, работают и за свой труд получают зарплату.

- Кто получает зарплату в вашей семье? (папа, мама)

- За что они получают зарплату? (за свой труд)

- В семье есть бабушка и дедушка. Они уже старенькие и не работают. Что они получают? (пенсию) Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.

- А если в семье есть сестра или брат, они студенты. Что они получают за свой труд? (стипендию) Правильно. Стипендию получают студенты за хорошую учёбу.

- Все деньги, которые получают члены семьи – это доход. Вот как складывается семейный бюджет.

- Кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (мама, папа, родители, взрослые)

- А вы приносите доход в свою семью? Нет, потому что вы ещё ходите в детский сад, о вас заботятся родители. Но вы помогаете им хорошим поведением, послушанием, работой по дому (например, вытираете пыль…)

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Денежки»

Один, два, три, четыре, пять –

Будем денежки считать.

Один, два – оплатим дом,

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить,

На четвёртую – купим есть и пить.

Ну, а пятую пока спрячем на донышке кошелька.

Воспитатель: Ребята, деньги важны, но не сами по себе, а как средство достижения личных целей. А, как вы думаете, что такое цель? (ответы детей)

- Цель – это то, чего хочет добиться или получить человек. Например, если человек хочет пить – это его потребность, его целью станет получение бутылки с водой.

Воспитатель обращает внимание на слайд с изображением поросят.

— Вот и у наших поросят есть цель – ремонт дома.

- У поросят есть доход. Наф-наф работает почтальоном (у него зарплата), Нуф-нуф – студент (стипендия), а Ниф-ниф учиться в школе. (слайд 5 поросята в образе почтальона, студента, ученика)

- Как вы думаете, что им нужно для достижения своей цели? (ответы детей)

- Правильно, им нужно распланировать свой бюджет.

Наф-наф: А как правильно планировать бюджет?  

Воспитатель: Поможем поросятам разобраться? (ответы детей)

- Скажите, пожалуйста, на что же ваша семья тратит деньги?

- Семья платит за свет, отопление, горячую и холодную воду, питание членов семьи, одежду, обувь, детский сад. Эти траты называются расходами семьи.

- Ребята, давайте поиграем. Я буду называть действие, а вы должны назвать, доход это или расход.

*зарплата папы

*заплатили за квартиру

*мама получила премию

*вся семья сходила в кинотеатр

*пенсия бабушки

*дедушке купили таблетки

*подарили подарок на день рождения

*порвались штаны у брата

*сестре купили новое платье

*маме купили новые туфли

*заправили машину бензином

*оплата за садик

*покупка игрушки

*продажа собранных на огороде овощей

*поездка на море

*купили продукты в магазине

*стипендия сестры

*мне купили велосипед

- Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? (ответы детей)

- В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Бюджет семьи позволяет контролировать деньги в семье и правильно их распределять.

- Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда).

- Ребята, скажите в магазине можно всё, что захочется покупать. (ответы детей)

Конечно, нет. Если мы захотим всё купить, то возможно, даже на это, на всё денег не хватит. И если даже мы всё купим, у нас денег не останется. И мы не сможем с вами купить необходимые товары. Таким образом, невозможно, ребята, купить всё, что хочется. Каждая семья должна планировать свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что – в следующий раз.

- Как мы знаем, любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер, ремонт дома и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

И главное, надо понимать, что мама и папа не могут потратить деньги на то, что вы просите (игрушки, сладости, развлечения), поэтому клянчить покупки не следует.

- Ребята, но, сколько же денег нужно на всякие товары. Давайте рассмотрим схему, какая часть денег нужна на всякие приобретения. (слайд 6 схема)

- Посмотрите, самая большая часть денег идёт на что? (на еду, продукты) Правильно. Деньги нам нужны: для покупки продуктов питания, чтобы нам быть сильными и здоровыми.

- Посмотрите, чуть поменьше сумма нужна для оплаты коммунальных услуг. Мы с вами только что сказали, что нужно заплатить за свет, за воду, за газ, за интернет.

- Посмотрите, поменьше денег мы должны отложить на транспорт. Для чего? Для оплаты проезда на транспорте. Прежде чем поехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд.

- Ещё часть денег нужна на непродовольственные товары. Это те средства, которые необходимы в доме, в квартире, чтоб квартира была чистой.

- Ещё мы тратим деньги на обувь и на одежду. Потому что может порваться обувь, либо одежда уже не подходит по размеру.

- Ну и последняя часть денег тратиться на отдых, покупку квартиры или ремонт дома. Здесь откладывается сумма для того, чтобы поехать отдохнуть, сделать ремонт.

- А ещё деньги нам нужны для оказания помощи бедным. Такая деятельность называется благотворительностью – помочь бедным, брошенным животным. Это очень хорошее дело. Мы помогаем людям и животным, и желаем, чтобы эти деньги обязательно им помогли.

- Теперь мы знаем, сколько денег и куда тратятся.

- Ребята, относиться к деньгам нужно бережно и экономно, не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили? (ответы детей)

Гимнастика для глаз

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Закрыть глаза, погладить веки.

Воспитатель: Наф-наф, ты понял, что такое планирование? Да, планирование – это постановка перед собой цели, задач и действий на будущее, распределение ресурсов для достижения поставленных целей.

- Теперь вы знаете, что нужно сделать, чтобы отремонтировать дом к зиме.

- Успешные люди достигают целей наилучшим образом, если заранее просчитывают все имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

- Чтобы выполнить планы и достичь цели каким должен быть человек? (ответы детей)

- Правильно, целеустремленным, обязательным, обладать силой воли.

Практическая деятельность «Дом для поросят»

Воспитатель: Ребята, давайте построим дом поросятам. (Ответы детей)

- У нас с вами есть цель – дом для поросят.

- Что теперь надо сделать? (ответы детей)

- Правильно, чтобы успешно добиться нашей цели надо обдумать план действий.

- Сначала выберем материал для строительства – деревянный конструктор.

- Возьмём схему постройки. С чего начинается строительство дома? (ответы детей). Правильно, с основания. Дальше построим стены и в конце поставим крышу.

- Ну, вот и построили дом.

Давайте обсудим итоги нашего дела.

Посмотрите хороший дом получился? Все правильно сделали? Все получилось? А что не получилось? (почему?) Если что-то не получилось, надо исправить. Нравится вам и поросятам дом? (ответы детей)

Как вы думаете почему у нас получился хороший дом? (ответы детей)

- Верно: у нас была цель, план.

- Важные дела надо всегда планировать и всегда надо анализировать что получилось, а что нет и почему. Никогда не надо останавливаться на начатом деле, если с первого раза оно не получается.

Заключительная часть

Воспитатель подводит итог, побуждает детей к общению.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что надо делать, чтобы быть успешным человеком?

- Какие качества помогают человеку в выполнении планов и достижении цели?

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Учимся играть и работать дружно"

Данный конспект поможет научить детей контролировать свое поведение детей здерживать себя и прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдво...

Конспект занятия «Учим стихи руками» для детей логопедической подготовительной к школе группы

Использование способа мнемотехники позволяет детям быстрои качественному запоминать и воспроизводить стихотворные тексты....

Конспект занятия «Учимся любить книгу».

Все что сказано умом,Все к чему душа стремится,Как янтарь на дне морскомВ книгах бережно хранится....

конспект занятия "учимся быть артистами"

занятие "учимся быть артистами" может быть использовано в кружковой работе с детьми старшей группы. В занятие использованновый  новый театр "театр ног".Ззадача  это развитие диалогической ре...

конспект занятия "Учимся справляться с гневом"

конспект занятия "Учимся справляться с гневом " программы социально-коммуникативного развития для старших дошкольников...

конспект занятия "Учимся играя"

Доминантное занятие для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Учимся дружить"

Открытое занятие для детей старшей группы "Учимся дружить"...