конспект занятия учимся планировать
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
консект непрерывноц образовательной деятельности по теме "Учимся планировать" старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект финансовая грамотность | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №126 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме
«УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»
Старшая группа
Санкт-Петербург
Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста посредством формирования умения ставить цели и достигать результатов.
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с понятиями план, планирование,
- формировать способность анализировать ход выполнения плана, подводить итоги достижения поставленных целей,
- обогащать словарный запас
Развивающие:
- развивать речь, мышление, память, внимание, воображение
- развивать умение аргументировать свои высказывания и рассуждения
- включить планирование в систему ценностей как способ контроля и поиска наиболее эффективных решений,
Воспитательные:
- воспитывать желание и умение ставить перед собой цели, строить планы.
Материалы:
Презентация, фигурки трех поросят, конструктор, схема дома.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга. Коммуникативная игра «Приветствие»:
Яркое солнышко
Встало опять,
«Доброе утро!»
Должны мы сказать!
«Доброе утро!» (Дети встают в круг и приветствуют друг друга).
Основная часть
Показ детям презентации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто у нас сегодня в гостях – это же поросята Ниф-ниф и Нуф-нуф! (На слайде 1 изображены уставшие поросята)
- Но, почему они такие уставшие, ведь еще только полдень?
- Давайте посмотрим, чем они занимались с утра. (на слайде 2 изображены поросята, кувыркающиеся в луже)
- Ребята, правильно ли поросята начали свой день? (ответы детей)
Воспитатель: Кто-то еще к нам сегодня пришел… (слайд 3 – веселый, бодрый поросенок) Это же поросенок Наф-наф!
- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
Воспитатель: Наф-наф, ты такой бодрый и веселый, а твои братья уставшие и грустные, объясни нам почему?
- Я всегда планирую свой день, начиная с распорядка: делаю зарядку, завтракаю, иду на работу и т.д. Мои братья не планировали свой день – вот и устали, вы планируете свой день? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! Теперь и мои братья тоже будут планировать свой день.
Воспитатель: Надо планировать свой день, распределять свое время. А также строить план на долгое время вперед.
- Ребята, вы знаете, что такое план? (ответы детей)
Воспитатель: План – последовательность, порядок и сроки выполнения обдуманных действий.
- Посмотрите, ребята, что-то наши поросята задумались…(слайд 4 – на фоне дома три поросенка, выражение мордочек – задумчивое)
- Поросята, о чем вы задумались?
- Скоро зима. Нам надо отремонтировать дом. Что для этого нужно сделать?
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с поросятами подумаем, что для этого нужно. (ответы детей)
- Да, правильно, деньги.
Давайте с вами встанем в кружок и поиграем в игру «Для чего людям нужны деньги?».
(Я бросаю мяч кому-нибудь из вас, и тот ребенок у кого мяч отвечает, для чего людям нужны деньги.)
Беседа
-Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Деньги помогают людям приобретать товары, продукты, пользоваться услугами.
- А где же люди берут эти деньги?
- Ребята, деньги печатают на монетном дворе. Потом эти деньги поступают в банк. Из банка деньги поступают на разные предприятия, где работают ваши родители. Ваши родители получают деньги.
- Скажите, пожалуйста, а за что можно получить деньги? (за работу, за труд). Совершенно, верно. Люди работают. Они выполняют свой труд добросовестно и за это получают деньги. А как называются деньги за труд? (зарплата). Правильно. Люди трудятся, работают и за свой труд получают зарплату.
- Кто получает зарплату в вашей семье? (папа, мама)
- За что они получают зарплату? (за свой труд)
- В семье есть бабушка и дедушка. Они уже старенькие и не работают. Что они получают? (пенсию) Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.
- А если в семье есть сестра или брат, они студенты. Что они получают за свой труд? (стипендию) Правильно. Стипендию получают студенты за хорошую учёбу.
- Все деньги, которые получают члены семьи – это доход. Вот как складывается семейный бюджет.
- Кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (мама, папа, родители, взрослые)
- А вы приносите доход в свою семью? Нет, потому что вы ещё ходите в детский сад, о вас заботятся родители. Но вы помогаете им хорошим поведением, послушанием, работой по дому (например, вытираете пыль…)
- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Денежки»
Один, два, три, четыре, пять –
Будем денежки считать.
Один, два – оплатим дом,
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить,
На четвёртую – купим есть и пить.
Ну, а пятую пока спрячем на донышке кошелька.
Воспитатель: Ребята, деньги важны, но не сами по себе, а как средство достижения личных целей. А, как вы думаете, что такое цель? (ответы детей)
- Цель – это то, чего хочет добиться или получить человек. Например, если человек хочет пить – это его потребность, его целью станет получение бутылки с водой.
Воспитатель обращает внимание на слайд с изображением поросят.
— Вот и у наших поросят есть цель – ремонт дома.
- У поросят есть доход. Наф-наф работает почтальоном (у него зарплата), Нуф-нуф – студент (стипендия), а Ниф-ниф учиться в школе. (слайд 5 поросята в образе почтальона, студента, ученика)
- Как вы думаете, что им нужно для достижения своей цели? (ответы детей)
- Правильно, им нужно распланировать свой бюджет.
Наф-наф: А как правильно планировать бюджет?
Воспитатель: Поможем поросятам разобраться? (ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, на что же ваша семья тратит деньги?
- Семья платит за свет, отопление, горячую и холодную воду, питание членов семьи, одежду, обувь, детский сад. Эти траты называются расходами семьи.
- Ребята, давайте поиграем. Я буду называть действие, а вы должны назвать, доход это или расход.
*зарплата папы
*заплатили за квартиру
*мама получила премию
*вся семья сходила в кинотеатр
*пенсия бабушки
*дедушке купили таблетки
*подарили подарок на день рождения
*порвались штаны у брата
*сестре купили новое платье
*маме купили новые туфли
*заправили машину бензином
*оплата за садик
*покупка игрушки
*продажа собранных на огороде овощей
*поездка на море
*купили продукты в магазине
*стипендия сестры
*мне купили велосипед
- Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? (ответы детей)
- В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Бюджет семьи позволяет контролировать деньги в семье и правильно их распределять.
- Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги.
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда).
- Ребята, скажите в магазине можно всё, что захочется покупать. (ответы детей)
Конечно, нет. Если мы захотим всё купить, то возможно, даже на это, на всё денег не хватит. И если даже мы всё купим, у нас денег не останется. И мы не сможем с вами купить необходимые товары. Таким образом, невозможно, ребята, купить всё, что хочется. Каждая семья должна планировать свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что – в следующий раз.
- Как мы знаем, любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер, ремонт дома и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.
И главное, надо понимать, что мама и папа не могут потратить деньги на то, что вы просите (игрушки, сладости, развлечения), поэтому клянчить покупки не следует.
- Ребята, но, сколько же денег нужно на всякие товары. Давайте рассмотрим схему, какая часть денег нужна на всякие приобретения. (слайд 6 схема)
- Посмотрите, самая большая часть денег идёт на что? (на еду, продукты) Правильно. Деньги нам нужны: для покупки продуктов питания, чтобы нам быть сильными и здоровыми.
- Посмотрите, чуть поменьше сумма нужна для оплаты коммунальных услуг. Мы с вами только что сказали, что нужно заплатить за свет, за воду, за газ, за интернет.
- Посмотрите, поменьше денег мы должны отложить на транспорт. Для чего? Для оплаты проезда на транспорте. Прежде чем поехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд.
- Ещё часть денег нужна на непродовольственные товары. Это те средства, которые необходимы в доме, в квартире, чтоб квартира была чистой.
- Ещё мы тратим деньги на обувь и на одежду. Потому что может порваться обувь, либо одежда уже не подходит по размеру.
- Ну и последняя часть денег тратиться на отдых, покупку квартиры или ремонт дома. Здесь откладывается сумма для того, чтобы поехать отдохнуть, сделать ремонт.
- А ещё деньги нам нужны для оказания помощи бедным. Такая деятельность называется благотворительностью – помочь бедным, брошенным животным. Это очень хорошее дело. Мы помогаем людям и животным, и желаем, чтобы эти деньги обязательно им помогли.
- Теперь мы знаем, сколько денег и куда тратятся.
- Ребята, относиться к деньгам нужно бережно и экономно, не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили? (ответы детей)
Гимнастика для глаз
Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
Закрыть глаза, погладить веки.
Воспитатель: Наф-наф, ты понял, что такое планирование? Да, планирование – это постановка перед собой цели, задач и действий на будущее, распределение ресурсов для достижения поставленных целей.
- Теперь вы знаете, что нужно сделать, чтобы отремонтировать дом к зиме.
- Успешные люди достигают целей наилучшим образом, если заранее просчитывают все имеющиеся в их распоряжении ресурсы.
- Чтобы выполнить планы и достичь цели каким должен быть человек? (ответы детей)
- Правильно, целеустремленным, обязательным, обладать силой воли.
Практическая деятельность «Дом для поросят»
Воспитатель: Ребята, давайте построим дом поросятам. (Ответы детей)
- У нас с вами есть цель – дом для поросят.
- Что теперь надо сделать? (ответы детей)
- Правильно, чтобы успешно добиться нашей цели надо обдумать план действий.
- Сначала выберем материал для строительства – деревянный конструктор.
- Возьмём схему постройки. С чего начинается строительство дома? (ответы детей). Правильно, с основания. Дальше построим стены и в конце поставим крышу.
- Ну, вот и построили дом.
Давайте обсудим итоги нашего дела.
Посмотрите хороший дом получился? Все правильно сделали? Все получилось? А что не получилось? (почему?) Если что-то не получилось, надо исправить. Нравится вам и поросятам дом? (ответы детей)
Как вы думаете почему у нас получился хороший дом? (ответы детей)
- Верно: у нас была цель, план.
- Важные дела надо всегда планировать и всегда надо анализировать что получилось, а что нет и почему. Никогда не надо останавливаться на начатом деле, если с первого раза оно не получается.
Заключительная часть
Воспитатель подводит итог, побуждает детей к общению.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что надо делать, чтобы быть успешным человеком?
- Какие качества помогают человеку в выполнении планов и достижении цели?
Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Учимся играть и работать дружно"
Данный конспект поможет научить детей контролировать свое поведение детей здерживать себя и прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдво...
Конспект занятия «Учим стихи руками» для детей логопедической подготовительной к школе группы
Использование способа мнемотехники позволяет детям быстрои качественному запоминать и воспроизводить стихотворные тексты....
Конспект занятия «Учимся любить книгу».
Все что сказано умом,Все к чему душа стремится,Как янтарь на дне морскомВ книгах бережно хранится....
конспект занятия "учимся быть артистами"
занятие "учимся быть артистами" может быть использовано в кружковой работе с детьми старшей группы. В занятие использованновый новый театр "театр ног".Ззадача это развитие диалогической ре...
конспект занятия "Учимся справляться с гневом"
конспект занятия "Учимся справляться с гневом " программы социально-коммуникативного развития для старших дошкольников...
конспект занятия "Учимся играя"
Доминантное занятие для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект занятия "Учимся дружить"
Открытое занятие для детей старшей группы "Учимся дружить"...