Рабочая программа воспитателя по финансовой грамотности
рабочая программа по основам финансовой грамотности

Новоселова Анжелика Ивановна

Финансовая грамотность для дошкольников -это финансово-экологическое образование детей,направленное назаложение правильных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов ( включает творчество и воображение ). Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа воспитателя

Содержание парциальной программы по формированию основ финансовой грамотности в рабочей программе воспитателя.

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ п/п

Содержание

Оглавление

1

Целевой раздел

Обязательная часть

1.1.

Пояснительная записка

1.2

Цель и задачи реализации программы

1.3

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы:

1.4

Планируемые результаты освоения программы: целевые ориентиры

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1.5

Цель и задачи реализации программы

1.6

Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников старшей группы.

1.7

Планируемые результаты освоения программы

1.8

Педагогическая диагностика

2

Содержательный раздел

Обязательная часть

2.1

Образовательная область «Физическое развитие»

2.2

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

2.3

Образовательная область «Познавательное развитие»

2.4

Образовательная область «Развитие речи»

2.5

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.6

Образовательная область «Физическое развитие»

2.7

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

2.8

Образовательная область «Познавательное развитие»

2.9

Образовательная область «Развитие речи»

2.10

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

2.11

Формы, средства, методы реализации Рабочей программы

2.12

Планирование образовательной деятельности

2.13

Расписание образовательной деятельности

2.14

Примерное комплексно-тематическое планирование на учебный год

2.15

Культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.16

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

2.17

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3

Организационный раздел

Обязательная часть

3.1

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3.2

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3.3

Обеспечение требований к психолого-педагогическим условиям

3.4

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

3.5

Методические материалы, игрушки и игровое оборудование

3.6

Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

3.7

Распорядок и режимы дня

Целевой раздел

Пояснительная записка

В соответствии с существенными изменениями в государственно-политическом и экономическом устройстве России особое внимание уделяется экономическому образованию и воспитанию у подрастающего поколения экономической самостоятельности, инициативности, ответственности, трудолюбия, способности к взаимодействию, восприятию происходящих экономических преобразований, принятию необходимых решений. Становление и развитие данных качеств начинается на этапе дошкольного возраста, как наиболее сенситивного периода развития и социализации личности (Бичева И.Б). Актуальные научно-методические и дидактические аспекты к организации экономического образования детей в условиях дошкольной образовательной организации раскрываются в исследованиях Т.А. Арефьевой, Л.Н. Галкиной, О.А. Гладковой, Л.М. Клариной, Н.А. Крючковой, Е.А. Курак, Р.С. Лукьяновой, А.Ю. Селезневой, Е.А. Сидякиной, А.А. Смоленцевой, Н.А. Струнилиной, Т.Г. Хановой, А.Д. Шатовой и др.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Цель и задачи реализации программы

Цель Программы — помочь детям пяти-семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи Программы

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

 • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях

Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников старшей группы.

В возрасте 5 лет дети уже осознают идеи сбережений, понимают, что такое монеты, банкноты, банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачивать покупки: с помощью наличности и банковских карт, как обналичивать деньги с помощью банкомата.

Старшие дошкольники соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения Программы дети:

адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

 знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

 знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

 понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

 знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

 знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

 адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

 в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

 любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Педагогическая диагностика

Мониторинг образовательного процесса проводится один раз в год в конце мая.

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.

Методы диагностики: индивидуальная беседа, наблюдения.

Описание диагностики и шкал оценки результатов (Приложение 1)

Содержательный раздел

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Блок «Труд и продукт труда (товар)»

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.

Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.

За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи:

 • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

• воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;

 • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама

Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

Сочинение рекламы

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

 — дать представление о рекламе, ее назначении;

— поощрять объективное отношение детей к рекламе;

— развивать у детей способность различать рекламные уловки;

— познакомить с отличием собственных потребностей от навязанных рекламой;

 —дать детям навык правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.).

Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете). Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитание у детей следующих привычек: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?

Что же важнее денег?

Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее). Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность. Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа.

Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.)

Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Педагогические задачи:

 — формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

 — воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

— воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;

— дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

Образовательная область «Познавательное развитие»

2.1.2. Деньги и цена (стоимость)

Понятие «деньги». Что такое деньги и зачем они нужны:

 • Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).

 • Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).

 • Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.

• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.

 • Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.

• Деньги как средство платежа, накоплений.

• Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег(валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.

Цена (стоимость)

• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

Торговля и торг

• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.). Бюджет (на примере бюджета семьи)

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей). Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром». Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия:

деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

— познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;

 — воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

— дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Формы, средства, методы реализации Рабочей программы

В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995), исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:

1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;

2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса — «партнерском» — в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:

 • развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);

 • развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;

 • освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).

 Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.

Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.

Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др. Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений. Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской деятельности.

Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие детской инициативности и самостоятельности). Таким образом, в группах старшего дошкольного возраста (5–7 лет) образовательный процесс может приобрести трехчастную структуру (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995).

Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной/регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. Соответственно, даже в старшем дошкольном возрасте удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.

Учебный блок образовательной деятельности вводится лишь для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) при решении задач формирования у них предпосылок знаково-системных форм мышления. Данный учебный блок вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе.

Педагогические технологии, используемые при реализации рабочей программы

  • проектное обучение;
  • развивающее обучение;
  • интегрированное обучение;
  • проблемное обучение;
  • образовательное путешествие;
  • ТРИЗ;
  • квесты

Примерное комплексно-тематическое планирование на учебный год

Месяц

Лексическая тема

Содержание образовательной деятельности

сентябрь

«Сад. Огород» (Фрукты. Овощи)

или

«Хлеб - всему голова»

Ознакомление дошкольников с профессиями…

Дидактическая игра «Как хлеб на стол попал?»

Дидактическая игра «Садовник», «Собери и сохрани урожай».

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» (Задание: Придумайте альтернативную дидактическую игру по теме «Сад. Огород»)

Задание: подберите подходящую сюжетно-ролевую игру, в которой имеется финансово-экономическое содержание.

октябрь

«Домашние животные»

 Рекламный тренинг «Мое любимое домашнее животное»

ноябрь

«День народного единства»

Кейс «Могут ли деньги объединить страны?» (знакомство с «евро»).

декабрь

«Новогодний праздник»

Культурная практика «Как правильно выбрать подарок?»

январь

День полного освобождение Ленинграда от фашистской блокады

Кейс «Почему во время войны деньги потеряли свою цену?»

февраль

«Что за прелесть эти сказки…» (памяти А.С. Пушкина)

Проект «Социальная реклама в сказках А.С. Пушкина»

март

«8 марта»

Культурная практика «Как правильно подготовить сделать покупки к празднику?»

апрель

«Наша страна»

Проект «О чем рассказывают российские купюры?»

май

«День Победы»

Кейс «Где можно найти Георгия Победоносца?»

июнь

«Лето»

Культурная практика «Как правильно подготовиться к летнему отдыху?»

июль

«Морские истории»

Проект «Торговый флот Петербурга: вчера и сегодня»

август

«Символы нашей страны»

Проект «Орел и решка: почему так названы?»

Культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

Примеры культурных практик:

Культурная практика «Как правильно выбрать подарок?», «Как правильно подготовить сделать покупки к празднику?», «Как правильно подготовиться к летнему отдыху?».

Интерактивные игры: «Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход», «Путешествие по городу профессий», «Ассоциации», «Товарный склад», «Сказка на новый лад».

Художественное творчество:

Изготовление кошелька из бумаги (оригами).

Упаковка для подарка (рисование).

Подарок для бабушки (рисование).

Товары «Чудесной пекарни» (лепка из соленого теста +раскрашивание).

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Построение образовательной программы дошкольного образования строится на праздничном событийном календаре. В рамках финансовой грамотности детей знакомят с некоторыми профессиональными праздниками.

Вариативное наполнение праздничного события:

- мастер-класс от профессионала (представление родителем своей профессии);

- история профессии (путешествие в прошлое);

- «профессиональные» викторины;

- сюжетно-дидактические игры;

- поздравление родителей, связанных с данным видом профессиональной деятельности и т.д.

Вариативный перечень праздничных событий:

21 апреля – День главного бухгалтера России

01 августа – всероссийский день инкассатора

08 сентября – день финансиста

10 ноября – международный день бухгалтерии

21 ноября – день работников налоговых органов

02 декабря – день банковского работника России

08 декабря – день образования российского казначейства

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

В процессе формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста необходимо активное взаимодействие с семьями воспитанников. В семье ребенок приобретает первый опыт хозяйственно-экономической деятельности.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

Тематическое выступление на родительском собрании (знакомство с парциальной программой).

Консультации для родителей (по основным блокам парциальной программы).

Конкурс семейных газет.

Обмен опытом «Домашней экономики» в рамках родительского чата группы.

 Мастер-класс от профессионала (представление родителями своей профессии).

Конкур-выставка детско-родительских работ «Моя копилка лучше всех».

Буклеты, стендовые консультации «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность», «Дети и финансы», «Основы воспитания финансовой грамотности дошкольников» и др.

Проведение маршрута выходного дня «Посещение банка», «Торговый центр», «Рынок».

 

Организационный раздел

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

Учебно-методический комплекс

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. / Авторы: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С. – М.: изд-во СБЕРбанк, 2017. – 28 с.
  2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. - М., 2017.

                 

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Финзнайка.рф

bobrenok.oc3.ru

Методические материалы, игрушки и игровое оборудование

Блок парциальной программы

Методические материалы, игровое оборудование для совместной деятельности педагога с детьми

Игрушки, игровое оборудование для самостоятельной деятельности детей

«Труд и продукт (товар)»

Л.В.Любимова Открытия феечки Копеечки

Наглядно-дидактические пособия «Кем быть», «Стройка», «Профессии», «Как появился хлеб»

Наборы «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Хлебобулочные изделия», «Продукты».

Настольная игра «Играем в магазин» Корзины, сумки, фартуки, прилавок магазина, игровые модули «Салон красоты», «Мастерская» и т.п.

«Деньги и цена (стоимость)»

Коллекция монет и купюр

Банкомат, кошельки, монетница, муляжи монет и купюр разного достоинства, ценники, банковские карты.

Настольная игра «Денежка без сдачи», «Касса»

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Рекламные флаеры (изготовленные самостоятельно), вывески для игровых модулей

«Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Копилки «Кошечка», «Лягушка»

Режим и распорядок дня.

Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц. При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).

Приложение 1

Диагностика результатов освоения программы

«Финансовая грамотность»

  1. Наличие представлений о профессиях взрослых и новых современных профессиях.

Методы диагностики: индивидуальные беседы.

Вопросы: 1. Как ты думаешь, почему все взрослые получают профессию и трудятся, работают?

2. Какие профессии ты знаешь?

3. Можешь вспомнить, как называется профессия мамы, папы, бабушки (и других членов семьи).

4. Какая профессия взрослых тебе кажется самой интересной и привлекательной?

5. Какую профессию выберешь ты, когда станешь взрослым и почему?

Оценка:

3балла – ребенок среди перечисленных называет две – три новые профессии; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, папы, потому что интересная и т.д.)

2 балла – называет одну-две профессии среди знакомых. Не называет профессии своих близких (родителей и т.д.), но раскрывает содержание их деятельности.

1 балл – ответы расплывчаты и неточны. Не знает ни одной новой современной профессии, мало ориентируем в данной области, ничего не знает о работе своих родителей.

2.Проявляет интерес к современной социально – экономической стороне жизни людей.

Методы диагностики: наблюдение за ребенком в повседневной жизни; индивидуальная беседа, для которой потребуется картинки с изображением различных товаров.

Вопросы: 1. Чем славится город, в котором мы живем?

  1. На каких предприятиях, которые есть в нашем городе, работают твои родители?
  2. Какая продукция, товары, изготовляемые на наших заводах, нужны всем людям?
  3. Выбери картинки с изображением продукции, которую выпускают предприятия нашего города?

Оценка:

3 балла – ребенок отвечает на все вопросы, выполняет задания.

2 балла – отвечает на два вопроса, выполняет задания.

1 балл – отвечает на один-два вопроса, дает формальные ответы, задания не выполняет.

3Имеет представления о деньгах, сформированы представления «деньги», «дорого», «дешево», «покупать», «продавать», «деньги других стран», «бюджет», «доллар», «евро», «деньги зарабатывают»; представления, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать на покупки товаров (вещей, продуктов) для себя и других.

Методы диагностики: индивидуальная беседа.

Беседа. Вопросы:

3 балла – ребенок правильно, осознанно отвечает на все вопросы; в ответах обнаруживается взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания (купил бы маме, папе, бабушке…)

2 балла – правильно отвечает, отсутствуют знания, определяющие взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, преодолевает направленность на себя.

1 балл – ответы поверхностны, формальны, не имеет представления о том, откуда берутся деньги; отсутствует позиция «для других».

4.Осознает, откуда берутся деньги, зачем они нужны людям.

Методы диагностики: наблюдение за поведением ребенка в режимные моменты, во время продуктивной деятельности, игр; индивидуальная беседа.

Наблюдение. Оценка:

3 балла - ребенок проявляет наблюдательность; по дороге в детский сад замечает курс валюты, новый рекламный щит и т.д. – и с удовольствием делится впечатлениями со сверстниками, по-своему дает оценку; с интересом использует полученные впечатления в играх, в изобразительной деятельности: задает вопросы воспитателю, родителям, интересуется отношением родителей к оценке полученных впечатлений.

2 балла – делится впечатлениями и дает им оценку, но впечатления не находят отражения в практической деятельности.

1 балл – ребенок не наблюдателен, не проявляет активного интереса к полученным впечатлениям: не проявляет потребности обогатить полученные впечатления, узнать отношение других к полученной информации.

Беседа. Вопросы.

1.Зачем людям деньги, как ты думаешь?

2.Какие бывают деньги?

3.Откуда они берутся?

4.Что было, когда денег не было?

5.Что бы сделал, если бы заработал миллион?

Оценка:

3 балла – дети дают такие ответы: «Деньги нужны, чтобы покупать…», «Бывают российские деньги – рубли и иностранные (валюта); бумажные и металлические…», «Деньги зарабатывают.», (Отвечая на последний вопрос, ребенок демонстрирует желание потратить деньги не только на себя, но и на близкого человека).

2 балла – ответы беднее по содержанию; не может ответить на два вопроса.

1 балл – отвечает на первый и третий вопросы; мотив направлен на удовлетворение только своих желаний и интересов.

  1. Имеет представления о рекламе, видах рекламы: сформировано правильное отношение к рекламе.

Метод диагностики: индивидуальные беседы.

Вопросы:

1.Ты можешь вспомнить и назвать какую-нибудь рекламу?

2. Как ты думаешь, зачем нужна реклама?

3. Где ты узнал про нее?

4. Как следует поступить, если реклама обращается ко всем и сообщает: «Купите, это для вас! Это ваше!»?

Оценка:

3 балла – называет разные виды рекламы, знает ее название, имеет представление о том, кто делает рекламу и участвует в ней; объясняет, как следует воспринимать рекламу.

2 балла – в ответе ребенка присутствует три показателя.

1 балл – содержание ответов поверхностное; недостаточно осознанное, фрагментарное.

  1. В пределах своих возрастных, физических способностей проявляет финансовую грамотность в повседневной жизни: умеет вести себя в магазине.

Методы диагностики: наблюдение за поведением ребенка во время режимных моментов, в ходе свободной игровой деятельности.

Наблюдение. Оценка.

3 балла – ребенок не любит беспорядок, аккуратен; пытается исправить оплошности сам; умеет ставить цель и находить рациональные способы организации ее достижения; имеет опыт самостоятельного творческого применения полученных знаний в повседневной жизни.

2 балла – стремится к порядку, аккуратен, исправляет оплошности при напоминании взрослого; знает, как надо себя вести, но на практике применить не может.

1 балл – показатели отсутствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

Рабочая программа по формированию финансовой грамотности

laquo;Экономика и дети» для детей 6-7 лет на 2020-2021 учебный год...

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»

Мастер-класс для воспитателей  по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно та...

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: "Воспитываем в детях финансовую грамотность"

Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, к...

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...