Консультация для педагогов ДОУ. Тема: “Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста”
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Основы воситания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
Тема: “Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста”
Подготовила: Франц Н.В.
“Если хочешь быть богатым,
Нужно быть финансово грамотным
Роберт Кийосаки”
Финансовая грамотность – это особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста и которые показывает умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Современное поколение детей принимают активное участие в покупках в магазине, с 4-х лет детям могут разрешить иметь свои карманные деньги. Но при всём этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, новым игрушкам. Поэтому возникает необходимость нам, педагогам, и родителям объяснить детям очень важные вопросы: что такое деньги? Откуда они берутся? Как ими правильно распоряжаться? Если детям правильно не объяснить эти вопросы, то вскоре у них сложиться своё мнение, далеко не всегда правильное.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка–товарно–денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, продукты, товары, цены, дорого, дёшево, экономить и т.д. Поэтому проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового “здоровья”. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Так же следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируется полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течении продолжительного периода на основе принципа “от простого к сложному”, в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Важно помнить, что сегодня дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Надо закладывать основы финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, понимание о взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Но прежде чем формировать основы финансовой грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи. Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детского сада. Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (как результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогащать словарный запас и познакомить с понятиями – трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, откладывать, копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- формировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотности;
Так же нужно предусмотреть следующие формы и методы работы с детьми в направлениии формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности:
- игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приёмы, интерактивные театральные мини – постановки);
- словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтения с обсуждение прочитанного);
- наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций);
- практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).
Но базовой формой и методом является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: сюжетно-ролевые театрализованные, режиссёрские, интеллектуальные, дидактические, семейные. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает детей положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления.
Главное – говорить с ребёнком на доступном ему языке, поэтому играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно ‘обучаются’ экономике.
- “Семья”
- “Больница”
- “Аптека”
- “Парикмахерская”
- “Строители”
- “Дом Моды”
- “Фермеры”
Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи используя разнообразные способы и средства. В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, “как будто”, но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Задача взрослых – объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена; И этическими сторона: честность, щедрость, экономность. Безусловно, в период дошкольного детства играет семья и то, какую культурную базу она создаёт для формирования у ребёнка отношения к экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания – ведущий социальный институт. Ребёнок становиться свидетелем всех экономических проблем которые она решает. В семье - реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие.
Так же в своей работе я использую поговорки про деньги:
- Без счёта и денег нет
- Бережённая копейка рубль бережёт
- Деньги дело наживное
- Денежка любит счёт, а хлеб – меру
Для усвоения детьми основ финансовой грамотности, я использую самые разнообразные методы и приёмы: например, сказка С. Маршака “Кошкин дом”
Какую нужду испытывали котята?
Какие возможности были у тёти Кошки?
Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: “Без труда не вытащить и рыбку из пруда” и т.д.
Процесс воспитания финансовой грамотности я реализую через различные формы его организации. Это даёт возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.
Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и несомненно интересна. Этому способствовали создание развивающей среды и подбор художественной литературы. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми младшего и среднего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности....
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности....
Консультации для педагогов ДОО «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Консультации для педагогов ДОУ«Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Вовлечение педагогов в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников....