Рабочая программа "Финансовая грамотность"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Рабочая программа по финансовой грамотности рассчитана на детей от 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_finansovaya_gramotnost.docx | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
на 2021 – 2022, 2022 – 2023 учебные годы
Разработчик: воспитатель Лисянская Н.В.
с.Корлики, 2021 г.
Содержание.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 | Пояснительная записка………………………………………………………………. | 3 |
1.2 | Квалификационные требования к воспитателям, реализующим программу…………………………………………………………………………….. | 6 |
1.3 | Возрастные особенности старших дошкольников………………………………… | 6 |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы…………………………………… | 7 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 | Формы образовательной деятельности……………………………………………... | 8 |
2.2 | Варианты взаимодействия с семьями дошкольников……………………………... | 10 |
2.3 | Содержание программы……………………………………………………………... | 11 |
2.3.1 | Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшей группы (5-6 лет)………………………………………………………………………. | 11 |
2.3.2 | Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми подготовительной группы (6-7 лет)………………………………………………... | 13 |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. | Описание материально-технического обеспечения Программы…………………. | 14 |
3.2 | Организация образовательной деятельности………………………………………. | 14 |
3.3 | Диагностические материалы………………………………………………………… | 15 |
3.3.1 | Входная диагностика перед изучением курса……………………………………… | 15 |
3.3.2 | Диагностика по итогам изучения образовательного курса программы «Финансовая грамотность»……………………………………… | 18 |
Литература …………………………………………………………………………… | 23 | |
Приложения ………………………………………………………………………….. | 24 | |
Приложение 1 | 24 | |
Приложение 2 | 26 | |
Приложение 3 | 27 |
Целевой раздел
- . Пояснительная записка
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Дополнительная образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана на основе парциальной программы по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е. В. Семенковой, Л. Ю. Рыжановской и предлагается для реализации в МБОУ «Корликовская ОСШ».
Образовательная программа «Финансовая грамотность» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " ст. 48 (далее – Закон № 273-ФЗ)
- Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». "Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
- дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
- Образовательная программа МБОУ «Корликовская ОСШ» (дошкольная ступень)
- Устав ДОУ.
Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Цели реализации программы:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- трудиться, работать и зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить, способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
- Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Срок реализации «Программы» – 2 года.
Программа, рассчитанная на 18 занятий, построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.
- й концентр (1 год обучения – 9 занятий) – базовый модуль «Финансовая азбука», в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги»,
«семейный бюджет».
- й концентр (2 год обучения – 9 занятий) включает разделы: «Потребности и труд»,
«Деньги», «Семейный бюджет», развивающие и углубляющие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:
- непосредственно образовательная деятельность;
- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная деятельность;
- двигательная форма активности ребенка.
В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу в старшей группе - не более 25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут. Так как курс «Азы финансовой культуры для дошкольников» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.
В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий.
Квалификационные требования к воспитателям, реализующим Программу.
Реализация программы осуществляется педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, квалификация которых соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н,
с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. № 448н. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития дошкольников старшего возраста.
1.3.Возрастные особенности развития старших дошкольников
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций.
Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять.
Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.
Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды.
Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности детей, соблюдать чувство меры и осторожность.
Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа предлагает вариативные формы обучения - возможность творчески использовать в работе содержание тематического плана.
Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
1.4.Планируемые результаты освоения программы
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность
и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся:
- регулировать потребности в соответствии с возможностями,
- выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
- понимать значимость труда,
- выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
- разумно расходовать деньги,
- понимать необходимость экономии семейного бюджета.
С целью диагностики уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете, а также для оценки эффективности реализации Программы базового модуля разработаны задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации. Диагностика проводится на первом, заключительном занятии базового модуля и на завершающем этапе изучения курса. Всего на диагностику в программе отведено 2 занятия.
Форма проведения – групповая. Задания, предлагаемые детям для выполнения, различны по форме. Основу составляют: прослушивание и анализ сказки, беседы, упражнения, работа с карточками, игры, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Применение диагностики обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных составляющих программы, так и всего курса в целом и позволяет определить уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий) на разных этапах освоения Программы.
Содержательный раздел программы.
- Формы образовательной деятельности
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется
«обратная связь» с семьёй.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно- исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого- педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.
Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
Варианты взаимодействия с семьями дошкольников.
Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Взаимодействие с семьями дошкольников и социумом | Формы взаимодействия | Периодичность сотрудничества |
Единое образовательное пространство | Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов; создание библиотеки; педагогическая поддержка; папки- передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки | В течение года |
Широкое информационное поле | Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий | Не реже 1 раза в месяц |
Создание условий | Помощь в создании предметно- развивающей среды | По мере необходимости |
Наблюдение и контроль | Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта | В течение года |
Содержание программы
- Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми старшей группы
(5-6 лет).
Месяц | Тема занятия | Содержание занятия | Формы и методы проведения | |
Входная диагностика. | ||||
Без труда нет жизни на земле. | ||||
Сентябрь | 1. Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда | Беседа, игра- соревнование «Мои домашние обязанности», папка- передвижка «Наша семья трудится, тематический стенд о труде | |
Октябрь | 2. Все работы хороши, выбирай на вкус. | Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар) | Игры: «что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны, угадай профессию по продукту труда | |
Ноябрь | 3. Всякому делу учиться надо | Разбираем, чему необходимо научиться для каждой профессии | Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков | |
Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны | ||||
Декабрь | 4.Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг) Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка | Беседа, чтение, рассказ | |
Январь | 5. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка | Труд и доходы. Вознаграждение за частный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом | Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». | |
Февраль | 6. «Как правильно тратить деньги?» | Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. | Беседа, упражнения, просмотр мультфильма | |
Покупаем, продаем, обмениваем | ||||
Март | 7.Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение | |
Апрель | 8. Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену | Игра «Сколько это стоит?», беседа «как складывается стоимость товара, обсуждение | |
Май | 9. Выгодно - невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого – дешево, выгодно - невыгодно», |
- Учебно-тематический план по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Месяц | Тема занятия | Содержание занятия | Формы и методы проведения |
Тратим разумно, сберегаем и экономим. | |||
Сентябрь | 1. Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам | Беседа, чтение, игра «Деньги получил- ерунды накупил», викторина «разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» |
Октябрь | 2. Мини- спектакль «Мишкина копилка» | Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка может понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | Интерактивный мини- спектакль |
Ноябрь | 3. Понятие «Карманные деньги» | Развитие понятия «карманные деньги». Что с ними можно делать. | Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра, проблемный диалог |
Учимся занимать и отдавать | |||
Декабрь | 4. Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». | Беседа, ситуативные задачи, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем». Чтение, обсуждение |
Январь | 5. Заплати долг скорее, тогда будет веселее. | Осознаем, что если взял в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство | Обсуждаем русские пословицы:
|
Учимся планировать | |||
Февраль | 6. Все по плану! | Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время | Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа |
Март | 7. Сделал дело – гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща | Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение |
Богатство и бедность | |||
Апрель | 8. Хочу купить все! | Выясняем, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала» |
Май | 9. Жадность | Разбираем, что такое жадность и почему это плохо для человека. | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки:
-сам потонет, а воды не даст.
|
Диагностика по итогам изучения модуля |
Организационный раздел программы
- Описание материально-технического обеспечения Программы.
Технические средства обучения | ноутбук – 2шт; колонки 1 шт Принтер 1 шт. Программно-аппаратный комплекс «Колибри» |
Учебно-методические пособия | Игрушки Дидактические игры Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности Презентации Костюмы Мультфильмы Художественная литература Пособия для родителей Папки-передвижки Консультации |
Раздаточный материал | Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, игрушечные деньги |
3.2.Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 18 учебных занятий. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 25-30 минут. С целью сохранения здоровья и, исходя из программных требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование, как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
- активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
- использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
3.3. Диагностический материал
Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая составляющая. Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности, как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом.
С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые предлагаются детям на первом занятии. Они позволяют определить, насколько хорошо дошкольники владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что они знают о труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и оценить представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.), доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных средств.
В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ результатов диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Форма проведения диагностики
– групповая. Диагностическими средствами выступают задания и упражнения, предлагаемые детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игра, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.
Для определения степени эффективности реализации программы предлагаются итоговые задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.
3.3.1. Входная диагностика перед изучением курса
Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение.
Оборудование:
- карточки с изображением потребностей;
- картинки с изображением представителей различных профессий;
- карточки с изображением предметов и денежных знаков;
- мешочек с деньгами (монеты и банкноты);
- маркеры.
Диагностику рекомендуется проводить в два этапа: 1этап – групповой: 2 этап – индивидуальный
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (13–15 баллов): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (9–12 баллов): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (8 и менее баллов): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень экономических знаний ребенка определяется с учетом успешности выполнения всех заданий. Успешность выполнения заданий оценивается по трехбалльной шкале:
3 балла – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.
2 балла – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.
1 балл – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется. Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 4).
Уровни финансовых представлений ребенка в соответствии с полученными в ходе диагностики баллами:
13–15 баллов – высокий уровень
9–12 баллов – средний уровень
8 и менее баллов – низкий уровень.
Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу (категории). Средние показатели уровня финансовых представлений по разделам высчитываются путем сложения баллов, полученных каждым ребенком (от 1 до 3 баллов) по отдельной категории («Потребности», «Труд»,
«Товар», «Деньги», «Семейный бюджет») и деления этой суммы на количество детей. Таким образом, получается средний балл по каждому разделу.
3.3.2. Диагностика по итогам изучения программы «Финансовая грамотность»
Цель: провести диагностику уровня сформированности у детей экономической культуры по итогам освоения образовательного курса программы «Финансовая грамотность»; определить степень использования полученной при изучении курса информации в практической деятельности и в повседневной жизни.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Оборудование:
- карточки для задания «Третий лишний»;
- мяч;
- цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий, картинки с изображением представителей различных профессий;
- набор для игры «Магазин игрушек» (игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги), карточки с изображением качественных и некачественных товаров;
- карточки для игры «Какое слово лишнее?»;
- листы с изображением кругов (прямоугольников);
- карандаши;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- колонки;
Организация детской деятельности
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем заключительное занятие. Как всегда, нас ждет множество интересных приключений, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
1. Выполнение занимательных заданий.
Задание № 1 «Третий лишний»
Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке изображено по три предмета, два из них объединяет один признак, третий отличается от них (карточка
№ 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар, учитель, молоток; карточка № 3: такси, клубника, лекарства; карточка № 4: монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5: деньги, карусели, одежда), ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит, и обосновать свой выбор.
Задание 2
Воспитатель обращается к группе.
- Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному из вас, ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за деньги:
- Товар;
- здоровье;
- услуги;
- дружба;
- образование;
- дом;
- уважение людей;
- талант.
Задание № 3. «Расколдуй слово»
Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.
Скажи, ну кто так вкусно Готовит щи капустные, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды. (Повар.)
В прошлый раз был педагогом, Послезавтра – машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он – … (артист).
Ежедневно в нетерпенье Ждем его мы сообщенья Прямо с самого утра.
Ну когда же, ну когда же Он по радио нам скажет
«Завтра целый день жара»? (Диктор.)
Если где случилось что-то, Он об этом должен знать. Написать, добавить фото, И в газету отослать.
Полететь за новостями Может он на край земли, Для того, чтобы мы с вами Эти новости прочли.
Про тайфун, про наводненье, Кто в футболе чемпион,
Про рекорд, землетрясенье
Раньше всех напишет он. (Журналист.)
Выезжает на дорогу Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. (Водитель.)
У него серьезный вид, Всеми он руководит, Раздает он порученья,
Проверяет выполненье. (Менеджер.)
При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает детям картинку с изображением представителя профессии, о которой шла речь в загадке.
Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей сказать, что объединяет все эти слова.
Дидактическая игра «Назови профессии».
Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людей разных профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
- Воспитатель организует беседу на тему «Что мы знаем о рекламе?». (Беседа 1.)
- Вы знаете, что такое реклама? Вы видели рекламу? (Да.)
- Как вы думаете, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
- Как вы считаете, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее видит?
Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
- Решение проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация 1. «Где продается товар?
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
- Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы; тетушка Сова
- книгу; Лиса – конфеты.
Детям предлагается ответить на вопрос.
- В каких магазинах друзья купили свои подарки?
Проблемная ситуация 2. «Какие бывают товары?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
- Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы, но никак не могли придумать им название.
- На первой улице жили: столы, стулья, диваны…
- На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…
- На третьей: туфли, сапоги, ботинки…
Детям предлагается ответить на вопрос.
- Как можно назвать каждую из этих улиц?
Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между товарами, воспитатель задает вопрос.
- Как можно одним словом назвать товары на первой улице, на второй… Исходя из этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.
Проблемная ситуация 3. «Как поступить?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
- В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т. д.
Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.
Детям предлагается ответить на вопрос.
- Как ты поступишь?
- Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
- Молча, уйдешь в другой магазин.
- Спокойно попросишь продавца поставить ценники.
Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три варианта, но самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит ценники, то другим покупателям будет удобно совершать покупки.
Проблемная ситуация 4
Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на что в первую очередь тратятся деньги семьи:
- покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке: предметы бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.)
- покупка продуктов питания (варианты изображений на картинке: хлеб, макароны, молоко, яблоки и т. д.);
- оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса, банкомат и т. д.);
- оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг, кинотеатр и т. д.);
- оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки и т. д.);
- оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты, мази, микстуры и т. д.);
- оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);
- покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки, машинки, куклы, конструкторы и т. д.);
- оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);
- покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги, газеты, журналы);
- покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной упаковке и т. д.).
Воспитатель организует обсуждение.
- А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без которых мы можем обойтись).
- Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например, покупка дома и покупка билета на транспорт.
- Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов семьи.
Игра «Магазин игрушек».
Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки игрушек и выдает игровые деньги.
- Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.); место производства (где сделан товар: завод, фабрика, гончарная мастерская, швейная мастерская, токарная мастерская и т. д.; кем сделан товар: рабочим, портным, гончаром, токарем, стеклодувом и т. д.); выяснить цену игрушки; выбрать монеты и купить игрушку.
По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
- Выполнение занимательных заданий.
Задание № 4. «Что быстрее купят?»
Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) и дается инструкция:
- Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни причину своего выбора.
Задание № 5. «Какое слово лишнее?» Воспитатель предлагает детям четыре картинки с изображенными на них определенными предметами: 1) 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей (в монетах), доллар (банкнота); 2) кофта, машина, кольцо, солнце; 3) магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом; 4) цена, товар, деньги, ночь. Объясняет задание.
- Вам необходимо найти лишний предмет, для этого объедините три предмета по какому-либо признаку и, назвав лишний предмет, объясните свой выбор.
Задание № 6
Воспитатель предлагает детям листы бумаги с изображением трех кругов (или трех прямоугольников) и дает задание:
- Превратите каждую из этих фигур в рисунок на экономическую тему.
По окончании выполнения задания организуется демонстрация рисунков и обсуждение.
Воспитатель анализирует рисунки в контексте того, насколько они соответствуют экономической тематике (учитывая объяснения детей).
8. Заключительная часть.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.
Категория | Показатели освоения |
«Потребности» | Когнитивный компонент: владеет понятиями: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности». Поведенческий компонент: умеет определять основные и жизненно важные потребности человека в различных ситуациях; соотносить собственные желания и возможности (разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»); регулировать потребности в соответствии с возможностями |
«Труд» | Когнитивный компонент: владеет понятиями: «труд», «профессия», «продукт труда». Поведенческий компонент: умеет определять продукт труда; соотносить профессию с ее атрибутами; понимает значимость труда для человека, осознает взаимосвязь понятий «труд– продукт–деньги» |
«Товар» | Когнитивный компонент: владеет понятиями: «товар», «стоимость», «цена», «покупка», «реклама», «распродажа». Поведенческий компонент: осознает взаимосвязь понятий «труд–товар–потребности». Умеет определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар, объяснять разницу, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством; делать покупки |
«Деньги» | Когнитивный компонент: владеет понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад», «кредит», «валюта». Поведенческий компонент: умеет пользоваться деньгами, разумно расходовать деньги |
«Семейный бюджет» | Когнитивный компонент: владеет понятиями: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование», «экономика семьи». Поведенческий компонент: умеет объяснять структуру семейного бюджета; размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии; решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета. Понимает потребности и возможности семьи; необходимость экономии семейного бюджета |
Эмоционально-ценностный компонент (социально-нравственные
качества личности): проявляет бережливость, смекалку, ответственность, умение планировать, деловитость и предприимчивость, может оценить проявления этих качеств у сверстников.
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень (3 балла) – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.
Средний уровень (2 балла) – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется.
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе Уровень финансовых представлений группы в целом определяется с учетом средних показателей по каждому разделу.
Литература
- Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А.Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
- Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384 с., С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2003.
- Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
- Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
- Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
- Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2001.
- Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2001.
- Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
- Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
- Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1998.
- Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003.
- Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет-ресурсы
- http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
- http://www.nsportal.ru/
- http://www.festival.1september.ru/
- http://www.poskladam.ru/
- http://www.detsadmickeymouse.ru
- http://www.maam.ru
- http://www.indigo-mir.ru
- http://www.usovi.ru/
- http://www.youtube.com
- http://www.youtube.com
- http://www.dutsadok.com.ua
- http://www.paramult.ru/kp
- http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-mvpi- scenka_pro_programmista.html
Приложения
Приложение № 1
Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с дошкольниками
Изучаемые понятия (темы) | Перечень произведений детской художественной литературы с экономическим содержанием | Перечень мультфильмов |
Потребности | С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Телефон»; русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. И. Чуковский «Телефон» | «Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»; «Кошкин дом»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Цветик-семицветик»; «Телефон»; «Малыш и Карлсон»; «Ох и Ах идут в поход» |
Товар | К. И. Чуковский «Мухацокотуха»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»; Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»; Г. Сапгир «Как лягушку продавали»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал» | «Уроки тетушки Совы», 2 серия «Ценные вещи»; «Муха-цокотуха»; «Аленький цветочек»; «Как старик корову продавал» |
Бартер, обмен | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; братья Гримм «Выгодное дело»; В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | «Петушок и бобовое зернышко» |
Деньги | Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»; А. Н. Толстой «Приключения Буратино»; Г.-Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета»; | «Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия «Безналичные деньги»; «Приключения Буратино» |
Труд | В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. В. Михалков «А что у вас?», «Как печатали вашу книгу?» | «Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»; «Доктор Айболит»; «Самый главный»; «Незнайка учится»; «Рекс-спасатель»; |
«Барбоскины» («В эфире новости»); «Барбоскины» («По закону»); «Будни аэропорта» | ||
Банк | Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» | «Уроки тетушки Совы», 10 серия «О банке» |
Реклама | Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; братья Гримм «Три счастливца» | «Как старик корову продавал» |
Семейный бюджет | Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино» | «Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; «Барбоскины» («Дедушка хочет на море»); «Каникулы в Простоквашино» |
Психологическая гимнастика
Приложение № 2.
Упражнение «Отражение в воде» Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Работа в парах.
Один ребенок выполняет роль того, кто стоит на берегу, а другой – того, кто живет в речке. Тот, кто живет в реке, как зеркало отражает действия того, кто стоит на берегу. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды воспитателя:
- скорчить страшную рожицу,
- замахнуться палкой,
- помахать рукой,
- приветливо улыбнулся и др. Вопросы после выполнения упражнения:
- Что вы чувствовали?
- Было ли вам приятно? И т. д.
Упражнения на имитацию
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.
- Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия. Например:
- кот играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается,
- лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка,
- медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга,
- дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья,
- солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. д.
- Воспитатель произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:
- О, горе мне, горе…
- Ах, какой счастливый день…
- Бедная я, несчастная…
- Ура! Я еду на море… и др.
Ролевая гимнастика
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.
- Попрыгать, как кузнечик, козлик, кенгуру.
- Нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.
- Походить, как младенец, глубокий старик, лев.
- Улыбнуться, как кот на солнышке, само солнышко.
- Посидеть, как пчелка на цветке, наездник на лошадке.
Упражнение «Волшебное озеро»
Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление.
Для выполнения упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все дети садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнуться ему.
Приложение № 3.
Экспресс-диагностика
для оценки эмоционального состояния дошкольников
Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка.
Материал: карточки, с изображением трех пустых кружочков, цветные карандаши. Перед началом работы детям предлагают закрасить первый кружок.
- Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение сейчас. Затем карточки откладываются в сторону, и начинается занятие.
Примерно в середине занятия (до или после физкультурной / психогимнастической паузы) детям предлагают закрасить второй кружок.
- Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты на занятии.
Карточки снова убирают в сторону и возвращаются к ним в конце занятия.
- Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение сейчас, когда наше занятие заканчивается (какое впечатление у тебя осталось).
Интерпретация результатов
Обозначение цветов:
- Красный – энергичность, активность, возбужденное, восторженное отношение.
- Оранжевый – радость, веселое настроение.
- Желтый – теплое, доброжелательное настроение, стремление к общению.
- Зеленый – спокойное настроение.
- Синий – спокойствие, удовлетворенность.
- Серый – усталость, грустное, неудовлетворительное настроение.
- Фиолетовый, коричневый – огорчение, стресс, тревожное настроение.
- Черный – печаль, уныние.
Если черным (синим, фиолетовым, коричневым) цветом постоянно закрашивается кружок, относящийся к тому или иному этапу занятия, то воспитателю надо немедленно обратить внимание на это. Можно осторожно узнать у ребенка – почему он выбрал тот или иной цвет (отчего ему грустно, что его беспокоит и т. д.). Такой анализ помогает разобраться в причинах переживания ребенка и по возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. Воспитатель же в свою очередь может скорректировать ход занятия, например, пересмотреть структуру, содержание, чтобы детям было интересно. Необходимо активнее чередовать различные виды деятельности, чаще использовать игровые приемы и психогимнастические паузы для снятия эмоционального напряжения.
Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Данная программа продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не вс...
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа Финансовая грамотность
Рабочая программа "Финансовая грамотность"...