Основы воспитания финансовой грамотности
консультация по основам финансовой грамотности
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют такие нормативные документы, как Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 43.13 КБ |
osnovy_finansovoy_gramotosti.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
«ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
СЛАЙД 2
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют такие нормативные документы, как Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 гг.» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025гг.
СЛАЙД 3
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста это новое направление в дошкольной педагогике.
В чём же актуальность данного направления работы? Актуальность заключается в том, что формирование полезных привычек в сфере финансов с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами откроет хорошие возможности и поспособствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
СЛАЙД 4
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).
Экономическое образование необходимо начинать как можно раньше. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.
СЛАЙД 5
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
СЛАЙД 6
Экономическое воспитание позволяет решить следующие задачи:
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
- обогащать словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
СЛАЙД 7
ФГОС ДО также ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает решения сложных арифметических задач и ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения таких понятий как, например, инфляция, биржа, ценные бумаги и др.
Сущность экономического воспитания детей заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.
СЛАЙД 8
Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы:
- игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.
так и современные:
- проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки др.
СЛАЙД 9
Основной вид деятельности, конечно же — игра. Ведь, как известно, именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме, увлекательно рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.
Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребёнка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.).
СЛАЙД 10
Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может быть как регламентированной образовательной деятельностью, так и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности могут быть различные:
∙ деньги, нарисованные детьми;
∙ картотека загадок;
∙ книги художественные и научно-популярные, комиксы;
∙ аудиотека;
∙ альбом: пословицы и поговорки в картинках;
∙ медиатека из презентаций;
∙ медиатека интерактивных игр;
∙ медиатека мультфильмов;
∙ альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
∙ карточки о профессиях;
∙ дидактические игры;
∙ кроссворды;
∙ ребусы;
∙ лабиринты тематические;
∙ игры-путешествия;
∙ банковские карты;
∙ ненастоящие деньги;
∙ банкомат;
∙ металлические устаревшие деньги;
∙ альбом «Эволюция денег»;
∙ атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
СЛАЙД 11
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребёнку первый социальный опыт.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребёнка с финансовой стороной жизни семьи:
- Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет.
- Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
- Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.
- Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей. Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект даёт обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
СЛАЙД 12
Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО: недостаточная информированность педагогов и родителей о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности; отсутствие системной организационной и профессиональной поддержки педагогов; загруженность воспитанников старшей и подготовительной групп в освоении ООП ДО.
СЛАЙД 13
Знание этих проблем даёт импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения:
активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени;
интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО.
СЛАЙД 14
Таким образом, реалии времени требуют новых подходов с учётом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтоб не стало дитя лишь беспомощным ртом – Приучайте его с детства заниматься трудом, Чем он раньше познает, как хлеб достаётся – Тем полезней ему будет в жизни потом!...
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогащать словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями; стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений; сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника. Задачи изучения основ финансовой грамотности :
Ф ормы организации : - загадки; - пословицы; - сказки; - экономические, ситуационные задачи; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - викторины и конкурсы; - занятия.
Основная форма обучения - ИГРА К.Д. Ушинский подчёркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Специально организованная развивающая среда
Взаимодействие с родителями Направление Формы работы Информационное тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки. Познавательное создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. Досуговое праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. Аналитическое анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
«Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
консультация для воспитателей...
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста".
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремлени...
« Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
laquo; Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...
Консультация для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности....