Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
- Сформировать у детей экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).
- Развивать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой.
- Формировать на доступном для старших дошкольников уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.
- Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект для старших дошкольников | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»
ПРОЕКТ
по финансовой грамотности дошкольников старшего возраста
«Маленький финансист»
Воспитатель:
Деваева Т.В.
Курск 2022
Проект «Маленький финансист»
Актуальность:
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно возрастной группы «дошкольник».
Во время наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей были замечены ошибки в элементарных экономических отношениях, неправильной организации игровой зоны. Было решено провести проект для внедрения экономического образования с дошкольниками, формирования у них необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
Задачи:
- Сформировать у детей экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.).
- Развивать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой.
- Формировать на доступном для старших дошкольников уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества.
- Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования.
- Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития у детей основ финансовой грамотности;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через индивидуальные беседы, онлайн- консультации.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (01.03 – 30.04.2022)
Участники проекта: воспитанники группы № 8 и их родители;
воспитатели Деваева Т.В., Пучкова С.С.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Форма реализации проекта: беседы, просмотры презентаций, дидактические, настольные и деловые игры, рассматривание иллюстраций, фотографий; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд; чтение художественной литературы.
Планируемые результаты освоения проекта
У дошкольников:
- сформированы первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- развито экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.);
- развиты представления о профессиях, связанных с экономикой;
- сформирована на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;
- воспитаны социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
У родителей:
- сформированы навыки педагогической культуры по вопросам развития у детей основ финансовой грамотности;
- обобщен и распространен положительный опыт семейного финансового воспитания детей.
Этапы работы над проектом
№№ пп | Мероприятия | Задачи мероприятия | |
Подготовительный этап | |||
1 | Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий и наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр. | Подбор наиболее интересного материала | |
2 | Подобрать дидактические пособия, иллюстрации, репродукции, фотографии по теме «финансы». Подготовить материал для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пластилин, , цветная бумага, клей, картон и т.д.). | Формировать умения самостоятельно добывать знания. Способствовать укреплению тандема ребенок + родители. | |
4 | Составление перспективного плана мероприятий по проекту. | Для определения задач, исходя из поставленной проблемы | |
5 | Провести анкетирование детей по теме методом трех вопросов | Выявить уровень знаний у детей по выбранной теме. | |
6 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по проекту | Информирование родителей о предстоящем проекте и его сроках | |
7 | Взаимодействие со специалистами ДОУ | Подбор репродукций, подвижных игр для спортивного праздника и прослушивания музыкальных произведений | |
Основной этап | |||
Познавательное развитие | Беседы Что такое деньги? Как правильно делать покупки? Потребности семьи Тратим разумно Сберегаем и экономим. Источники дохода семьи Моя копилка Хорошо – плохо (о рекламе товара) Как сберечь семейный бюджет? | Формировать первичные представления о финансировании, о социокультурных отношениях участников финансовых операций, первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Воспитывать бережливость, ответственность. | |
НОД
| Формировать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой. Обогащать словарь, активизировать в речи новые слова, использовать речевые конструкции. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. | ||
Практикум (с родителями): Делаем покупки правильно | Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами | ||
Настольная игра: (приложение) Обменяй Разменяй монетки Сосчитай деньги в каждом кошельке Найди лишний Продолжи ряд Копилка Математические пазлы Что продается, а что нет? Что где купить? Доход-расход Хочу - надо | Формировать представления у дошкольников о профессиях, связанных с экономикой, представления о финансировании, о социокультурных отношениях участников финансовых операций, первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Обогащать словарь, активизировать в речи новые слова, использовать речевые конструкции. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. | ||
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» «Мини-банк» «Магазин игрушек» | Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим». Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). | |
Просмотр презентации «История денег» «Семейный бюджет» | Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. | ||
Дидактические игры: На что бы я потратил деньги? Что быстрее купят? Услуги и товары Найди и обведи только деньги Груша – яблоко Кто кем работает? Какое слово лишнее? | Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования, считать деньги и ресурсы. Закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. | ||
Просмотр мультфильмов: Азбука финансовой грамотности (Смешарики) «Как старик корову продавал» | Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | ||
Деловая игра Купи другу подарок Азбука финансов Банкиры и Финансисты Аукцион идей | Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.). Развивать представления о профессиях, связанных с экономикой, взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества. Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного их использования. | ||
Самостоятельная игровая деятельность | Учить договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия. Развивать самостоятельность в организации игр, диалоговую речь. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. | ||
Речевое развитие | Чтение произведений А. Романов «Чудеса в кошельке» К. Чуковский «Муха-Цокотуха» Сказка «О приключениях монеток» Пушкин А. «Сказка о попе и работнике его Балде» Сказки (приложение): «Натуральный обмен» «Деньги» «О пушистом банкире» «Финансовая грамотность» | Учить выделять особенности содержания, отвечать на вопросы по содержанию произведений, передавать в речи впечатления от прочитанного.Закреплять понятия: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от его качества | |
Загадки о финансовой грамотности (приложение) | Развивать интерес к малым фольклорным формам. Учить правильному отношению к деньгам, способам зарабатывания денег и разумного использования. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | ||
Чтение и разучивание стихотворений по теме «финансовая грамотность» Г.Остер «Вредные привычки» Шмакова Л. «Деньги», «Экономика» Степанова Е. «Не в деньгах счастье» «Обойдусь и без покупок» | Помочь понять содержание стихотворений. Учить декламировать, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием и передаваемым настроением. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Монетный двор» «Герои сказки «Муха-цокотуха»
| Учить использовать освоенные раннее приемы в лепке, использовать различные техники и материалы. Развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.). | |
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет». | Учить использовать освоенные раннее приемы раскрашивания мелких деталей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | ||
Свободная изобразительная деятельность | Предложить выполнить рисунок на тему «Банк», «В магазине» и т.д., отразить в нем самые яркие воспоминания, впечатления о событиях. Учить использовать различные техники и материалы. | ||
Ручной труд: «Страна Финансия» (отрывная аппликация, коллективная работа) | Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.). Развивать творческие способности детей, доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе. | ||
Рассматривание иллюстраций «Деньги разных стран» «Монеты и купюры России» | Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.). | ||
Заключительный этап | |||
1. | Викторина: «Путешествие в денежную страну» | Развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.), представления о профессиях, связанных с экономикой. Формировать взаимосвязь понятий: труд-продукт-деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | |
Участие воспитанников Челленже «Вредные финансовые советы» (по книге Г.Остера «Вредные привычки») | Помочь понять содержание стихотворений, учить анализировать тексты. Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.). | ||
2. | Изготовить «Экономический словарик» | Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.), развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.), представления о профессиях, связанных с экономикой. | |
3. | Развлечение «Путешествие на экономическую планету «Финансия» | Вызвать радостное настроение от праздника, желание участвовать в соревнованиях и конкурсах. Укреплять здоровье, развивать уверенность в себе, смелость. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. | |
4. | Участие воспитанников во Всероссийском и региональном конкурсе «Финансовая грамотность» | Формировать первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности; развивать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа юного финансиста
Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...
План проведения недели «Юный финансист» в средней группе
План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...
Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"
Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...
Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука
муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юног...
Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.
В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...
презентация "Я финансист"
Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...