Проект "Клуб финансовой грамотности "Финансистики"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Практико-ориентированный долгосрочный проект по формированию основ финансовой грамотности "Клуб финансовой грамотности "Финансистики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finansistiki.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                 «Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»

                          663606, Россия, Красноярский край, г. Канск, ул. Ангарская, 18/2

                            ИНН 2450013067       КПП 245001001      ОГРН 1022401361751

                                                             Тел (839161) 3-69-92

КЛУБ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«ФИНАНСИСТИКИ»

практико-ориентированный долгосрочный проект

по формированию основ финансовой грамотности

в дошкольной образовательной организации, как  инновационной

формы работы в рамках реализации федерального проекта «Стратегии

повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации

на 2017-2023 годы»

Дрянных Елена Геннадиевна

(воспитатель МБДОУ №39 г. Канска)

Канск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта                                                                                                                             3                                                                                                                                                                                        

Пояснительная записка                                                                                                                  7

Деятельность по реализации проекта                                                                                           9

Используемая методическая литература                                                                                     11

Приложение 1. Модель проекта                                                                                                   12

Приложение 2. Результаты анкетирования                                                                                 13

Приложение 3. Бюджет проекта                                                                                                   14

Приложение 4. План совместной деятельности целевой группы                                             18                                          

Приложение 5. Примерное перспективно-тематическое планирование по работе клуба финансовой грамотности                                                                                                               19

Приложение 6. Планируемые практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности, в ходе реализации данного проекта           28

Приложение 7. План просветительского распространения в СМИ                                           31                                                                

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

        

Название

Клуб финансовой грамотности «Финансистики»

Организация – исполнитель

Г. Канск, ул. Ангарская – 18/2, МБДОУ № 39 «Теремок»,

т. 8(39161)3-69-92

Автор идеи

Дрянных Елена Геннадиевна, воспитатель компенсирующей группы МБДОУ №39

Разработчики  проекта

Дрянных Елена Геннадиевна, воспитатель компенсирующей группы МБДОУ №39

Маклакова Надежда Васильевна,  старший воспитатель

Куратор проекта

Балабина Елена Ивановна, заведующий МБДОУ № 39

Координатор проекта

Дрянных Елена Геннадиевна, воспитатель компенсирующей группы МБДОУ №39

Целевая группа

Дети, родители (законные представители) воспитанников, творческая группа педагогов МБДОУ № 39, сотрудники Канского краеведческого музея, филиал библиотеки №8

Вид проекта

Долгосрочный

Тип проекта

Практико-ориентированный, коллективный

Срок реализации проекта

Сентябрь 2021- май 2022гг.

Актуальность

Успешная реализация проекта по формированию основ финансовой грамотности в дошкольном общеобразовательном учреждении является одной из форм обучения и воспитания целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных,  социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирования общей культуры личности, развития инициативности, самостоятельности и ответственности

Идея проекта

Идея создания в среде ДОУ клуба по формированию основ финансовой грамотности  возникла в связи с тем, что финансовая грамотность является новым направлением в дошкольной педагогике

Проблема

Недостаточная сформированность  представлений у детей об экономических понятиях, элементарных представлений по финансовой грамотности,  отсутствие целенаправленной работы по воспитанию у дошкольников основ финансовой культуры

Цель проекта

Создание клуба финансовой грамотности «Финансистики», как инновационной формы работы по формированию основ финансовой грамотности в среде ДОУ, для создания условий обогащения детей знаниями об элементарных экономических понятиях, формирования финансово-грамотного поведения  и успешной социализации в современном обществе

Задачи проекта

1. Сформировать у дошкольников первичные экономические понятия и умения применять их в конкретных условиях.

 2. Развивать основы финансовой грамотности у дошкольников посредством разнообразных видов деятельности.

3. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

4. Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.

5. Содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию.

6. Активизировать коммуникативную деятельность детей, воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, добросовестность, ответственность, уверенность в себе, бережливость.

7. Модернизировать развивающую предметно пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.

8. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки у дошкольников.

9. Развивать познавательные способности и познавательную деятельность дошкольников.

10. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования финансовой культуры человека.

11. Вовлекать родителей и детей в образовательный процесс для совместной работы по формированию основ финансовой грамотности.

12. Организовать совместную деятельность воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов ДОУ, сотрудников Канского краеведческого музея, филиала библиотеки  №8, творческой группы педагогов  для успешной реализации данного проекта.

Формы и методы работы

В разработке организации проекта будут использованы следующие методы работы: информационный, наглядный, поисковый, экспозиционный, познавательный, словесный, практический, проектный.

Формы: занятия, наблюдения, проектная деятельность, викторины, квест-игры, консультации, игры, беседы, конкурсы, экскурсии, дискуссии, театральные постановки, продуктивная деятельность, экспериментирование, опыты, клубный час,  маршрут выходного дня, анкетирование, рефлексия.

Этапы работы

над проектом

Подготовительный этап.

Создание творческой группы педагогов, руководитель творческой группы - Дрянных Е.Г.

Обозначение цели проекта.

Постановка задач данного проекта.

Подбор и изучение методической литературы по финансовой грамотности дошкольников.

Составление плана реализации проекта.

Определение места расположения клуба финансовой грамотности «Финансистики» в ДОУ.

Организация деятельности детей, творческой группы педагогов, родителей (законных представителей), социальных партнёров по вопросу модернизации развивающей предметно пространственной среды ДОУ согласно теме проекта.

 Подготовка сметы расходов.

Основной этап.

Вовлечение в образовательный процесс всех участников проекта.

Создание комплекса условий, направленных на реализацию проекта клуб финансовой грамотности «Финасистики», посредством организации развивающей предметно пространственной среды.

Реализация мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта.

Расширение, обновление и пополнение развивающей предметно пространственной среды клуба финансовой грамотности.

 Итоговый этап.

Разработка и проведение повторного, более углубленного анкетирования воспитанников и родителей (законных представителей), направленное на определение уровня знаний основ финансовой грамотности.

Анализ эффективности данной формы взаимодействия педагогов с родителями.

Подготовка отчёта по реализации проекта на педсовете.

Перспективы развития проекта.

Представление данного опыта работы на методических объединениях, семинарах, конференциях и т.д.

Ожидаемый результат

Для детей: обогащенные и систематизированные знания основных экономических и финансовых понятий; осознание, что труд основа жизни, любой труд – это хорошо; обладание установкой положительного отношения к миру, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; знания, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; понимание, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам; соотношение понятия «хочу» и «могу», понимая, что тратить нужно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, бесполезно; понимание, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и сложности его производства; понимание, что не все продается и покупается.

Для родителей: повышенная компетентность родителей по данной теме, избрание родителями нужных ориентиров в воспитании, укрепление родительских взаимоотношений с детьми, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов работы с детьми и родителями, самореализация.

Для социальных партнёров: в результате совместной деятельности повысится социальная активность, профессионализм, самореализация.

Новизна проекта

Создание организационно-педагогических условий в ДОУ для формирования основ финансовой грамотности дошкольников при приоритетном использовании материала через организацию клуба финансовой грамотности.

Ожидаемые

риски

Сопротивление родителей и социальных партнёров участию в реализации проекта вследствие высокой загруженности.

Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в области финансовой грамотности дошкольников.

Недостаток средств для реализации проекта по внедрению финансовой грамотности дошкольников, на обновление предметно развивающей среды и информационно-методического обеспечения.

Предупреждение рисков

Распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями, социальными партнёрами, педагогами.

Разработка стратегий и тактики привлечения участников проекта для его создания.

Оперативный обмен необходимой информацией между целевой группой посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают воспитанников, родителей, педагогов.

Добровольность участия целевой группы в реализации проекта.

Стимулирование педагогов к участию в реализации проекта повышением стимулирующих выплат.

Повышение квалификации педагогических работников.

Привлечение внебюджетных средств и рациональное их использование.

Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовой ресурс: Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования, Устав МБДОУ Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок», внесение изменений в локальные нормативные акты (положение о стимулирующих надбавках).

Информационные ресурсы:

- использование возможностей Интернета в поисках информации, адресов опыта;

   просветительское распространение: размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ, сайте Управления образования г. Канска, публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах, представление на педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, форумах по данной тематике., оповещение в статьях  газеты «Канские ведомости», газеты МБДОУ №39 «Теремок».

Методический ресурс: 

-методическая литература;

-Интернет – источники, аудио- и видео- материалы, сценарии мероприятий, экскурсии.

Материально-технический ресурс: совершенствование материально-технической базы ДОУ согласно смете.

Финансовый ресурс: смета расходов.

Бюджет проекта

Требуется, руб.:

12901.00

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проекта

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию финансовой грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека к обществу, людям, труду, к самому себе, к природе. В современном мире эти отношения проявляются в гуманизме, трудовой направленности, чувстве собственного достоинства, экологической и экономической культуре. Именно экономическая жизнь общества и включает финансовые отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. В то же время экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания. Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна.

Основы финансовой грамотности начинаются именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Дошкольники рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Следовательно, уже с дошкольного возраста дети постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность,  практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.

На основании актуальности данного вопроса, у меня появилась идея организовать проект, направленный на формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.

Для определения значимости проекта в ДОУ №39 провели  анкетирование для родителей и воспитанников (Приложение 2). Всего в анкетировании приняли участие 25 воспитанников старшей и подготовительной группы. В анкете для них было поставлено 3 конкретных вопроса касающихся финансовой грамотности. В результате  был определён недостаточный уровень сформированности  у дошкольников знаний об элементарных экономических понятий. В анкетировании, разработанным для родителей, приняли участие  25 семей. Результаты показали, что 96% родителей считают, что знания основ финансовой грамотности у детей является очень важным. На вопрос: «Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по формированию основ финансовой грамотности у вашего ребенка были бы вам интересны?» наибольшее количество принявших участие в анкетировании,   отдали своё предпочтение  именно клубу финансовой грамотности.

На основании результатов анкетирования в целях формирования основ финансовой грамотности у дошкольников, в сентябре 2021 года, на установочном педсовете перед педагогами была поставлена задача: поиск новых, эффективных форм направленных на формирование основ финансовой грамотности.  

Мною, воспитателем компенсирующей группы МБДОУ №39, Дрянных Еленой Геннадиевной, было предложено создать в микросреде ДОУ совместно с педагогами, воспитанниками и их родителями (законными представителями) практико-ориентированный проект по организации клуба финансовой грамотности «Финансистики» как инновационной формы работы в рамках реализации федерального проекта «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы».

Проект по созданию клуба финансовой грамотности  направлен на создание условий для предпосылок формирования финансовой грамотности у детей, на воспитание бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем, к тому же реализация этого проекта будет способствовать выстраиванию плодотворного сотрудничества между родителями и педагогами.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Подготовительный этап (сентябрь 2021 – ноябрь 2021).

В сентябре  была обозначена  цель проекта и поставлены задачи. Далее были изучены учебно-практические пособия и методическая литература. Составлен план деятельности по организации клуба финансовой грамотности. Затем рассчитана смета расходов для реализации проекта (Приложение3). Согласно смете, реализация проекта не требует серьёзных финансовых вложений, всё основное оборудование и материалы имеются в наличии ДОУ.

Определили и подготовили место расположения и функционирования клуба финансовой грамотности «Финансистики». Клуб будет располагаться в компенсирующей группе №2 МБДОУ №39.

На ноябрь планируется составление   плана совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей направленного на реализацию данного проекта.

Основной этап (декабрь 2021 – май 2022).

Определить и изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр с родителями и детьми, педагогами творческой группы,  которые будут располагаться в клубе финансовой грамотности.

Организовать сбор художественной литературы, ориентированной на освоение экономических понятий.

Оформить клуб финансовой грамотности, используя следующие средства обучения: средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально- художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами); средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Разработать перспективно-тематическое планирование по работе с клубом.

Расширять, обновлять и пополнять материально-техническими ресурсами пространство клуба.

Освещение в СМИ: газета «Каннские ведомости», сайт МБДОУ №39, сайт Управления образования г. Канска, газета МБДОУ №39 «Теремок».

При разработке проекта учитывается возникновение непредвиденных ситуаций и проблем в ходе реализации проекта, поэтому целесообразно добавить в основной этап  следующие пункты:

- дополнение сметы, корректировка бюджета проекта;

- расширение и обновление материально-технического ресурса.

Итоговый этап.

Разработать с творческой группой педагогов диагностический материал для воспитанников, провести повторное, более углубленное  анкетирование воспитанников и родителей (законных представителей), направленное на определение уровня знаний основ финансовой грамотности.

Выяснение удовлетворения родителей деятельностью по созданию и функционированию клуба финансовой грамотности «Финансистики» и своё участие в нём (опрос, анкетирование, мониторинг).

Анализ эффективности данной формы взаимодействия педагогов с родителями.

Подготовить отчёт по реализации проекта на педсовет.

Определить перспективы развития проекта.

Представить данный опыт работы на методических объединениях, семинарах, конференциях и т.д.

Конкретные ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта планируется достигнуть следующих результатов:

- повысится уровень образования и воспитания подрастающего поколения;

- повысится уровень знаний детей социально-экономического характера;

- повысится познавательная активность, самостоятельность, инициативность, развитие креативности через создание творческих работ;

- повысится интерес к окружающему миру;

- повысится речевая активность, внимание, мыслительные операции в процессе познавательно-игровой деятельности;

-  повысится уровень педагогических компетенций  целевой группы;

- улучшится качество партнерских отношений между ДОУ и родителями (законными представителями),  социальными партнёрами;

- будет внесен вклад в развитие предметно-организационной среды ДОУ родителями (законными представителями);

- обогатятся знания о представлении финансовой составляющей современной семьи;

- сформируется уважительное  отношение к разным видам профессий;

- повысится  педагогическая компетентность родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности у дошкольников;

- будут формироваться проектно-исследовательские умения и навыки дошкольников.

Результат проекта планируется быть положительным для всех участников. Клуб финансовой грамотности послужит объединению, сплочению целевой группы вокруг  общей цели.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

После завершения проекта клуб финансовой грамотности «Финансистики» продолжит функционировать в ДОУ. В будущем планируется  пополнение тематическими разделами, в которые будут входить новые разделы, направленные на углубление познания основ финансовой грамотности  и решения  новых задач.

Клуб финансовой грамотности можно использовать в перспективном проведении клубного часа для всех групп детского сада. На базе клуба или с использованием его атрибутики можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Данный проект можно реализовывать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует больших материальных затрат, в его реализацию будут активно включаться родители воспитанников, социальные партнёры.

Сохранение и расширение функциональности данного проекта предполагается осуществить за счет:

 - обмена опытом и материалами с другими образовательными организациями при личном общении на конференциях, круглых столах, слетах и др. мероприятиях городского, регионального, федерального уровня;

- размещения и хранения информации о проекте на сайте организации.

Данная технология может быть тиражирована и использована в ДОУ региона и шире. Методические материалы занятий будут распространены. Их могут использовать педагоги и специалисты ДОУ, студенты.

Столь актуальная тема, несомненно, должна разрабатываться и в дальнейшем, поэтому итоги, наработки, анализ достижений и возможных недочетов данного проекта будут использованы для совершенствования образовательных и воспитательных методик в области финансовой грамотности.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аблитарова А.Р., Саганджиева Э.Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 36– 39. – URL

2. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.

3. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.

4. Галкина Л.Н. Экономика для детей: метод. пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112с.

5. Галкина Л.Н. Готовность педагогов ДОУ к осуществлению экономического образования детей дошкольного возраста // Образование и наука на XXI век: Материалы с 9 Международной научной практич. конференции. – 2013. – Т. 7. – Педагогические науки. – София: Бял ГРАД-БГ, 2013. – С. 51–57.

6. Емельянова М.Н. Технология организации познавательно- исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2016. – № 9. – С. 9–16.

7. Ивченко Т.А., Белова Н.Н., Садкова З.И. Клуб по интересам и поддержке детских инициатив в познавательной деятельности//Воспитатель ДОО. – 2018. – № 1. – С. 58–64.

8. Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

9. Семёнова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 18–23.

10. Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

11. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

12. Смоленцова, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А.А. Смоленцова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

13. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 39–41.

14. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы//Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 22–26.

15. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24. 29. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2005. – 254 с.

http://detsadmdou15.ucoz.ru/_ld/1/198_alO.pdf

https://iro51.ru/images/upload/2020/ФГОС/ФГОС_ДО/2020-МР-Основы-финансовой-грамотности-ДОО.pdf

http://45detsad.ru/wp-content/uploads/2019/07/финансовая-грамотность-Зубарева-Кулиненко-конвертирован.pdf

https://fmc.hse.ru/data/2016/08/08/1119379240/Методические%20рекомендации.pdf

Приложение 1

Модель проекта клуба финансовой грамотности «Финансистики»

        

        

                

        

        

        

Приложение 2

Результаты анкетирования

Анкетирование воспитанников ДОУ №39

Знаешь ли ты, что такое «экономность»?

51%

Знаешь ли ты, что такое доход и расход?

49%

Знаешь ли ты, что такое бюджет семьи?

61%

Ты часто совместно с родителями совершаешь походы в магазин?

84%

У тебя есть копилка?

75%

Знаешь ли ты, что такое финансы?

47%

Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ №39

Считаете ли вы, важным формировать у детей основы финансовой грамотности в ДОУ?

96%

Разговариваете ли вы с ребенком о стоимости разных товаров?

30%

Объясняете ли вы ребенку, почему не можете купить ему то, что просит?

67%

Есть ли у вашего ребёнка копилка?

75%

Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

71%

Считаете ли вы важным развивать у ребенка бережливость, экономность, расчетливость?

100%

Вы финансово грамотный человек?

58%

Желаете ли вы получить консультацию по вопросам формирования основ финансовой грамотности у ребенка?

100%

Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по формированию основ финансовой грамотности были бы вам интересны?

- экскурсии, маршрут выходного дня;

30%

- чтение литературы по данной тематике;

62%

- встречи для родителей по проблемам воспитания патриотических чувств у современных дошкольников;

15%

- посещение ребенка клуба финансовой грамотности?

81%

Приложение 3

Бюджет проекта

№ п/п

Наименование и характеристика приобретаемых товаров, работ, услуг

Кол-во (шт.)

Стоимость единицы товара, работ, услуги

(рубли)

Сумма, руб.

ОБОРУДОВАНИЕ

Стеллаж

1

2000

2000.00

Стенд

1

1000.00

1000.00

USB флеш накопитель 128MB

1

109.00

109.00

РАСХОДЫ НА МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бумага для печати

1

294.00

294.00

Глина для лепки

4

116.00

464.00

Цветной картон

5

42.00

210.00

Белый картон

4

30.00

120.00

Гуашь

1

250.00

250.00

Цветные карандаши

1

120.00

120.00

Фломастеры

1

150.00

150.00

Скотч двухсторонний

1

90.00

90.00

Пластилин восковой

10

135.00

1350.00

Цветная бумага

5

55.00

275.00

Цветная самоклеющаяся бумага

6

151.00

906.00

Клей ПВА

1

85.00

85.00

ТИПОГРАФСКИЕ РАСХОДЫ

Печать фотографий на цветном принтере

50

10.00

500.00

Цветная печать

25

25.00

625.00

РАСХОДЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ РППС

Согласно смете

13

4353.00

ИТОГО:

12901.00

Смета расходов

Типографские расходы

Наименование статьи  

затрат 

Стоимость одного экземпляра, руб. 

Тираж,  

руб. 

Всего,  

руб. 

Имеется,  

руб. 

Требуется,  

руб. 

Печать фотографий

на цветном принтере

 10.00

 50

 500.00

 0.00

 500.00

Цветная печать

 25.00

 25

625.00

 0.00

625.00

Итого: 

 35.00

 75

 1125.00

 0.00

 1125.00

Расходы на модернизацию РППС

Вид мероприятия

Стоимость, руб. 

Количество (шт.) 

Всего, руб. 

Имеется, руб. 

Требуется, руб. 

Игра настольная «Денежка. Покупаем одежду и обувь»

390.00

1

390.00

 0.00

390.00

Набор обучающий с деньгами «Мои денежки»

290.00

1

290.00

0.00

290.00

Дидактическая игра «Мои потребности»

340.00

1

340.00

0.00

340.00

Игровой набор «Мой магазин»

290.00

1

290.00

0.00

290.00

Тематический комплект «Азбука финансов»

550.00

1

550.00

0.00

550.00

Сюжетно-ролевой игровой набор «Мои первые деньги»

199.00

1

199.00

0.00

199.00

Экономическая игра «Лесная ярмарка»

380.00

1

380.00

0.00

380.00

Художественная литература

319.00

6

1914.00

0.00

1914.00

Итого: 

 

 

 0.00

4353.00

Расходы на оборудование

Наименование оборудования 

Цена, руб. 

Количество 

Всего, руб. 

Имеется, руб. 

Требуется, руб. 

  Согласно смете

7423.00

 1

 7423.00

 0.00

 7423.00

Итого: 

 

 1

 7423.00

 0.00

 7423.00

 Полная стоимость проекта

Расходы на оборудование

Типографские расходы

Расходы на модернизацию РППС

Итого

Требуется 

7423.00

1125.00

4353.00

12901.00

Полная стоимость проекта

12901.00

Участие сотрудников в реализации проекта

Должность по проекту, ФИО

Обоснование необходимости участия каждого сотрудника в процессе реализации проекта.

Краткое описание должностных обязанностей каждого сотрудника проекта.

Куратор проекта

Балабина

Е. И.

Внесение изменений в локальные нормативные акты (положение о стимулирующих надбавках).

Анализ хода исполнения проекта в целом, отдельных его задач, выявление отклонений, которые могут негативно повлиять на конечный результат, проведение мероприятий по исправлению ситуации. Проведение инструктажа работников по вопросам охраны труда (первичный, повторный, целевой и внеплановый), выполнение предусмотренных 

мероприятий, контроль над соблюдением требований законодательства и должностных обязанностей в данном вопросе.

Разработчики  проекта:

Дрянных Е.Г.

Маклакова Н.В

Разработка проекта.

 Определение целей и текущих задач по направлению деятельности и организация работ по их достижению, прогнозирование результатов. Определение перечня работ, которые необходимы для реализации предложенной инициативы, а также количество, наименование и стоимость нужных ресурсов. Подготовка бюджета, плана исполнения проекта и других документов, необходимых для внедрения проекта.

Представление проекта на конкурс.

Координатор проекта:

Дрянных Е.Г.

Работа с информацией, относящейся к внедрению начинания (сбор, обработка, хранение, использование, своевременная передача другим участникам).

Планирование и координация деятельности по отдельным видам процессов или работ, контроль над качеством исполнения полученных заданий.

Реализует плановые мероприятия на всех этапах реализации проекта в пределах своей компетенции.

Создаёт атмосферу сотрудничества, конструктивного взаимодействия с родителями.

 

Приложение 4

План совместной деятельности целевой группы по реализации проекта

Название мероприятия

Сроки проведения

Организатор

Участники

1

Мастер-класс по изготовлению макета банкомата «Сбербанк»

Декабрь

(1 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г.

Родители (законные представители), воспитанники, педагоги творческой группы

2.

Акция «Сбор литературных и художественных произведений ориентированных на освоение экономических понятий»

Декабрь

(2 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г.

Родители (законные представители), воспитанники, педагоги творческой группы, сотрудники библиотеки филиала №8

3.

Квест-игра «Поиск коллекции монет»

Декабрь

(3 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г.

Родители (законные представители), воспитанники, педагоги творческой группы

4.

Создание мультфильма «Как мы трудимся»

Декабрь

(4 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г., педагоги творческой группы

Воспитанники ДОУ

5.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Банк»

Январь

(2 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г.

Родители (законные представители), воспитанники, педагоги творческой группы, воспитанники ДОУ

6.

Вечер встреч с интересными людьми (работники банка, магазина и других различных сфер) рассказ о своей профессии

Январь

(3 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г., педагоги творческой группы

Родители (законные представители), воспитанники, сотрудники библиотеки филиала №8

7.

Экскурсия в Канский краеведческий музей «История монет»

Январь

(4 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г., сотрудники Канского краеведческого музея

Родители (законные представители), воспитанники

8.

Экскурсия в торговый центр

Февраль

(1 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г.

Родители (законные представители), воспитанники ДОУ

9.

Литературная викторина «Путешествие по стране Экономия»

Февраль

(2 неделя)

Воспитатель Дрянных Е.Г., сотрудники библиотеки филиала №8

Родители (законные представители), воспитанники

Приложение 5

Примерное перспективно-тематическое планирование по работе клуба финансовой грамотности

Тема 1. Труд – основа жизни. При изучении темы дети должны научиться чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела. Педагогу необходимо дать установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе. Ребёнку важно научиться овладеть чувством собственного достоинства, получить начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека. Дети должны познакомиться с профессиями, которые тесно связаны с менеджментом, маркетингом, предпринимательством, рекламой, страхованием, биржей, банками, а также спонсорством, конкуренцией и монополией.

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Обогащение РППС

Сотрудничество с родителями

Беседы, занятия

«Профессии родителей»

Цель: уточнить знания детей о профессиях родителей.

 «Какие я знаю профессии?»

Цель: расширить знаниях детей о многообразии профессий.

«Кем я хочу стать?»

Цель: закрепить представления детей о профессиях, ориентировать детей в выборе той или иной профессии.

«Для чего надо трудиться?»

 Цель: раскрыть значение труда в жизни человека.

«Плата за труд…»

Цель: учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и выполненной работой.

Чтение художественных произведений

Б. Заходер «Портниха», С. Маршак «Почта», С. Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?»,

В. Маяковский «Кем быть»,

А. Толстой «Буратино», Ш. Перро «Золушка» и т. д.

Работа с поговорками и пословицами: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпение и труд все перетрут» и т. д.

Отгадывание загадок о профессиях и труде.

Цель: приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу.

С/р. игры «Мастерская», «Фабрика игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительная компания», «Банк», «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Парикмахерская» и т. д.

Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках сюжетно-ролевой игры.

Развитие игрового взаимодействия.

Д/игры «Профессии», «Метро», «Кому что нужно для работы», «Что лишнее», «Лото» и т.д.

Цель: закрепление представлений детей о значении профессий и труде.

Просмотр мультфильмов: «Разные колёса», «Дудочка и кувшинчик», «Кем быть», «Маша больше не лентяйка», «Сказка про лень», «Чем пахнут ремесла» и т. д.

Цель: приобщение детей к труду взрослых через просмотр мультфильмов.

Презентации: «Труд в природе», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Ручной труд», «Маленькие помощники» и т.д.

Цель: формирование положительного отношения ребенка к труду.

Экскурсии и целевые прогулки:

в магазин, почту, рынок, ателье и т. д.

Встреча с интересными людьми (работники банка и т.д.): рассказать о своей профессии, о том, что входит в их обязанности, какое образование получил для этого.

Работа с моделями: (предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве с профессиями, изображение предметов на установление последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.);

Продуктивные виды деятельности: рисование людей разных профессий в работе

«Моя мама (папа) на работе». Лепка из солёного теста «Пекари».

Виртуальные прогулки и экскурсии на предприятия, заводы и пр.

Цель: расширение представлений о том, как люди зарабатывают деньги, о профессиях.

Создание мультфильма (из рисунков, пластилиновых, из лего-конструктора и т.д.) «Как мы трудимся».

Цель: знакомство воспитанников с азами мультипликации, закрепление представлений о профессиях.

Создание коллекций о профессиях. Работа с экспонатами в режимных моментах и на занятиях.

Цель: расширение и обобщение представлений дошкольников о профессиях.

Театрализация сказок из книги «Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Рыжановская, Л.Ю. Семенкова: Мини- спектакли.

Цель: развитие творческих способностей и систематизация представлений о профессиях.

Коллекция иллюстраций и картинок по профессиям и орудиям труда, лэпбуки, папки- передвижки, оформление игровых зон, обогащение уголка ряжения костюмами профессий

Подборка художественных произведений по теме блока.

Картотека с/ролевых игр, изготовление атрибутов к играм своими руками (дети и педагоги).

Подборка мультфильмов по теме блока.

Внесение мнемотаблиц. Изготовление карточек-схем

Создание коллекций, картотеки детской деятельности с экспонатами.

Изготовление атрибутов и костюмов

Анкетирование (начальное с целью выявления осведомленности родителей (законных представителей.

Консультации, размещение информации на сайте, оформление фотостенда «Родители на работе», домашнее задание – составление альбома «Кем работают мои мама и папа», «Кем работали мои бабушка и дедушка»,

Детско- родительский проект «Как я был у мамы (папы) на работе»

Привлечение родителей к обогащению игрового пространства атрибутами.

Встреча с интересными людьми (родители): рассказать о своей профессии, о том, что производится на предприятии, какое образование получил для этого.

 Привлечь родителей к созданию мультфильма.

Привлечь родителей к созданию коллекций. Домашнее задание «Составь сказку об экспонате коллекции»

Привлечь родителей к театрализации сказки

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? В этом разделе дети знакомятся с понятием «Деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т.к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги – это средство платежа при купле-продаже. Самое главное в этом разделе – это дать освоить детям начальные навыки обращения с деньгами, показать воспитанникам необходимость грамотно и бережливо относиться к деньгам.

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Обогащение РППС

Сотрудничество с родителями

Беседа «Зачем человеку деньги?», «В каждой ли стране одинаковые деньги?» «Как придумали деньги?», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся?», «Как деньги попадают к нам в дом?», «Как складывается стоимость товара?»

Цель: проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значение в жизни человека.

Занятие «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Цель: формирование знаний о понятиях «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепление знаний о внешнем виде современных денег.

Рисование «Что бы я хотел купить на деньги?», «Деньги России и валюта».

 Цель: продолжать формировать представления детей о значении денег в социуме, развивать фантазию, мышление, умение, передавать в рисунке задуманное.

Просмотр мультфильмов «Фиксики. Деньги», «Смешарики».

Просмотр презентации «Как появились деньги»

Цель: познакомить с историей возникновения денег, их изменением со временем, электронными деньгами.

Дидактическая игра: «Размен денег», «Найди деток для мамы монетки», «Поможем Буратино найти монеты», «Такие разные монеты», «Менеджер», «Монополия», «Денежный поток».

Цель: закрепить умение разменивать крупные монеты на мелкие, счет монет с разным номиналом.

Чтение художественной литературы: народные сказки «Колосок», «Трудовые деньги», «Айога», «Муха-Цокотуха», «Мороз Иванович», «Как старик корову продавал».

Конструирование: построить супермаркет,

изготовление кошельков в технике оригами. Цель: развитие конструктивно-модельной деятельности.

Создание мини-музея денег. Виртуальная экскурсия в музей денег.

Цель: расширение представлений воспитанников о деньгах (купюрах, монетах, древних деньгах).

Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: сравнение монет и купюр по различным характеристикам.

Театрализация сказок из книги «Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Рыжановская, Л.Ю. Семенкова: Мини-спектакли.

Цель: развитие творческих способностей и систематизация представлений о деньгах.

Использование метода фотомоделирования. Составление фотоколлажа «Что такое деньги?» и фотоколлажа «Какие бывают деньги?»

Цель: расширение представлений воспитанников о деньгах.

Работа с моделями: сбор, соединение купюр по странам. Изготовление модели по карточкам и со стрелками «Деньги».

Цель: расширение представлений воспитанников о деньгах.

Совместная с родителями викторина «Лучшие знатоки денег»

«Деньги. Монеты. Банкноты. Пластиковые карты»

Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Салон красоты», «Аптека», «Банк»

Мини-музей денег. Презентация, маршрут по виртуальному музею.

Центр экспериментиро- вания: определить свойство металла, из которого сделаны монеты, и какими свойствами должна обладать бумага.

Сбор фотографий, раскрывающих понятия о деньгах.

Изготовление, внесение карточек предметных и предметно- схематических с обозначением стран (символами), моделей денег разных стран

Выставка «Волшебная копилка».

Консультация для родителей «Дети и деньги». Цель: способствовать повышению грамотности родителей в вопросе экономической стороны воспитания ребенка в семье.

Квест-игра «Найди по схеме, где спрятан клад».

Совместная с родителями викторина «Лучшие знатоки денег»

Тема 3. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Здесь можно рассказать детям о том, что все их желания называются потребностями. Что бывают потребности, в которых нуждаются все люди, такие как: пища, воздух, жилье. А есть такие потребности, в которых нуждается только он один, или его семья, или их детский сад. Необходимо научить детей понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей).

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Обогащение РППС

Сотрудничество с родителями

Занятия «Какие бывают потребности?», «Что такое «семейный бюджет» и чем он отличается от «личного бюджета»?

Цель: дать детям представления об естественных, необходимых и желаемых потребностях и умении распределять, экономить бюджет.

 Беседа «Почему тратить деньги нужно бережно?»

Цель: научить детей тратить деньги грамотно.

Игры «Деньги получили, ерунды накупили», «Надо и хочу», «Семейный бюджет», «Груша- яблоко», лото «Копеечка», «Размен», «Семейный бюджет», «Потребности необходимые и не очень».

Цель: дать представления о независимости качества товара от упаковки, о важности умения планировать свои покупки, о бережном отношении к ресурсам и экономии.

Дидактические сюжетно-ролевые игры «Открываем бутербродную, закупаем товары», «Нужные покупки», «Магазин». Цель: формировать у детей отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

Квест-игра «Деньги любят счет».

Цель: формирование первичных экономических понятий: финансы, товар, зарплата, банк, потребности, экономия, бережливость, бюджет.

Интерактивная игра «Что важнее?»

 Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости.

Просмотр мультфильмов «Ох и Ах идут в поход», из серии «Смешарики» - «Потребности».

Цель: продолжать закреплять знания детей о практичности.

Моделирование «Разные потребности», «Распределение семейного бюджета».

Цель: дать детям представления о личных, семейных и других видах потребностей.

Разгадывание кроссвордов и ребусов.

Цель: развитие мышления, памяти, внимания.

Изготовление лэпбука «Учимся экономить». Цель: формирование умения вести познавательно-исследовательскую деятельность, развитие творческих способностей.

Работа с поговорками и пословицами.

Цель: развитие мышления, внимания, памяти.

Изготовление, внесение дид. игр «Надо и хочу», «Семейный бюджет», Лото «Копеечка», «Размен»

Изготовление и внесение атрибутов для сюжетно- ролевых игр: «Магазин» (продуктовый, игрушек, и т.д.)

Изготовление предметных и предметно- схематических моделей.

Изготовление и внесение кроссвордов и ребусов.

Подготовка материалов для изготовления лэпбука

Консультация «Нужны ли ребенку карманные деньги?»

Помощь в обогащении атрибутами сюжетно- ролевых игр «Бутербродная».

Памятка для родителей «Детская копилка».

Размещение информации на сайте детского сада.

Реализация детско- родительского исследовательского проекта «Как мы экономили энергоресурсы и семейный бюджет»

Тема 4. Покупаем, продаем и обмениваем. Многие потребности, которые люди удовлетворяют с помощью денег, называют товарами и услугами. Каждый товар и услуга имеет свою цену, которая складывается из затрат и предполагаемой прибыли. Завышение цены очень выгодно продавцу, а занижение – покупателю. Но занижение цены может быть выгодно и продавцу, т.к. покупатель купит больше товаров.

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Обогащение РППС

Сотрудничество с родителями

Занятия «Товар и услуги», «Путешествие в страну Экономика».

Цель: формирование представлений воспитанников о товарах, услугах, понятиях (продавец, покупатель, продажа, покупка, обмен, бартер и пр.)

Чтение художественной литературы.

Раздел «Потребности современного человека».

Работа с пословицами и поговорками.

Цель: закрепление понятий, полученных на занятии.

Экономическое лото «Обмен»

Цель: расширять представления воспитанников о товарах и услугах, о процессе купли-продажи.

Театрализация.

Интерактивный мини-спектакль (умение определять действительно ли нужна та или иная вещь и возможность купить).

Цель: развитие творческих способностей и систематизация представлений о купле-продаже и товарах-услугах.

Организация мастерской и реализации своей продукции. Наша мастерская (товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим).

Организовываются сюжетные и сюжетно- дидактические игры: «Супермаркет», «Рынок», «Канская ярмарка», «Аукцион», «Лесной рынок» (с включением проблемных ситуаций «Где купить мёд?», «Удачная покупка», «Выгодный заказ» и пр.). (А.А. Смоленцева «Введение в мир экономики или как мы играли в экономику»).

Ситуативные беседы «Как складывается стоимость товара?», «Что такое «купля-продажа»?», «Зачем нужна реклама?», «Что такое стоимость товара?», «Товар и цена». Цель: развивать диалогическую речь, учить размышлять, защищать свою точку зрения, аргументировать.

Придумывание и обыгрывание рекламы «Рекламируем собственные поделки».

Цель: развитие творческих способностей.

Просмотр мультфильмов из серий «Уроки тетушки Совы», «Смешарики».

Экскурсия в кафе, парикмахерскую, почту и т.д. Виртуальные экскурсии на предприятия, рынок, ярмарку.

Цель: расширение представлений о процессе купли- продажи, о товарах и услугах.

Создание совместно с детьми кроссвордов и решение их.

Цель: развитие мышления, памяти, пространственной ориентировки на бумаге.

Лепбук «Копилка расходов и доходов».

 

Изготовление атрибутов и костюмов

Родительское собрание в форме деловой игры «Товары и услуги».

Консультация в интернет- сообществе по данной теме.

Тематические стенды «Как мы делаем покупки», «Как надо планировать покупки».

Участие родителей в играх, миниатюрах. Привлечь родителей к театрализации сказки.

Привлечь родителей к участию в Ярмарке.

Памятки для родителей по темам: «Покупаем, продаем, обмениваем». (Ввести родителей в курс дела, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми)

 

Тема 5. Учимся планировать. Необходимо помочь воспитанникам освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Обогащение РППС

Сотрудничество с родителями

 Познавательно-творческий проект «Собираем портфель школьнику».

Цель: формирование умений детей планировать свои действия при покупке необходимых товаров.

Беседа «Школьные принадлежности».

Цель: обогатить знания детей о школьных принадлежностях, их необходимости».

Работа с моделями «План покупки», «Планирование семейного бюджета».

Цель: формировать умения в составлении алгоритма действий.

Дидактические игры «Выбери нужный товар», «Выбери нужный магазин»; «Для чего нужен предмет?».

Цель: закрепить знания детей о школьных принадлежностях».

Настольно-печатные игры «Лото», «Идём в магазин».

Цель: развитие психических процессов, систематизация представлений о планировании покупок.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин».

Цель: закреплять умение детей выбирать и совершать покупки необходимых товаров.

 Театрализация сказок из книги «Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Рыжановская, Л.Ю. Семенкова: Мини-спектакли.

Цель: развитие творческих способностей и формирование умения планировать бюджет.

Использование метода фотомоделирования. Составление фотоколлажа «Наши траты». Цель: расширение представлений воспитанников о планировании своих покупок.

Презентация выполнения домашнего задания. «Как мы планируем бюджет»

Изготовление и внесение дидактических игр, настольно- печатных игр«Лото», «Идём в магазин», образцы моделей- алгоритмов. Картинки, плакаты, иллюстрации с изображением школьных предметов; энциклопедии

Анкетирование родителей «Кто планирует свой бюджет».

Консультация для родителей «Для чего нужно планировать свой бюджет»

Создание папки- передвижки «Сэкономил- заработал».

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

Домашнее задание «По карте распределить семейный бюджет – планирование семейных трат»

Приложение 6

Планируемые практики сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности, в ходе реализации данного проекта

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

- Кто и как зарабатывает деньги в семье.

- Как формируется семейный бюджет.

- Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

- Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.

- Как научиться экономить деньги.

Перед нами стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано  человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам. Тесный контакт между семьей и педагогом помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Совместное планирование помогает облегчить основные процессы, связанные с общественным поведением, образованием и воспитанием детей. По мере того, как педагог готовится к обучению детей, важно, чтобы он осознавал тот факт, что обучение начинается не с того момента, когда ребенок приходит в группу. Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения. Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является воспитание образованного ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

В содержание работы с родителями входят:

1. Информационные методы: для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.

2. Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта.

Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

3. Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий. 

4. Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей…

Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации, как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей. Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.

5. Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители страховой компании, бизнесмены… Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда.

6. Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей». 

7. Изготовление семейных экономических газет. 

8. Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т.д.

9. Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».

10. Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность. В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.

11. Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия, собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и показать себя настоящим магистром семейного бюджета. Участие в фестивале позволяет юным участникам научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество.

На площадке мероприятия может быть организовано много бесплатных активностей на тему финансовой грамотности: мастер-классы по изготовлению поделок, ярмарка, где за фестивальную валюту можно будет выгодно их продать, магазин с ассортиментом из подарков и сувениров, в котором можно потратить заработанные фестивальные деньги, презентации лучших проектов Минфина России, лекции с открытыми дискуссиями для родителей, юридические консультации для взрослых, образовательные спектакли для всей семьи, мультфильмы, игры, интеллектуальные конкурсы, выставка об истории денег, мюзиклы, и многое другое

Приложение 7

План просветительского распространения проекта в СМИ

Наименование СМИ

Форма изложения информации

Количество информации

Официальный сайт МБДОУ № 39 «Теремок» г. Канск

https://www.sites.google.com/site/ds39kansk/

Подробные информационные заметки и промежуточные отчеты о содержании и реализации проекта.

3

Сайт Управления образования г. Канска

 uo-kansk.ru 

Пресс-релизы о запуске и результатах проекта.

2

Газета МБДОУ «Теремок»

Информационные заметки для ознакомления общественности с целями, задачами и актуальностью проекта.

Газеты «Канские ведомости»

Информационные заметки для ознакомления общественности с целями, задачами и актуальностью проекта.

2

Телеканал «Лимон ТВ», «5 канал»

Информационные сообщения в новостных рубриках с целью сообщения населению об общем ходе реализации проекта, его основных мероприятиях, привлечения внимания населения региона к вопросам сотрудничества ДОУ и семьи.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация педагогам по финансовой грамотности детей "Финансовая сказка"

laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.Перечитав много сказок, я выделила для себя нескольк...

«Финансовая сказка» Рекомендация педагогам по финансовой грамотности

laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности....

Буклет для родителей "Финансовая грамотность = финансовое благополучие"

Буклет разработан для родителей воситанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Деловая игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый ринг»

Деловая игра для педагогов ДОУпо финансовой грамотности«Финансовый ринг» Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотност...

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...