"Дети и деньги" - мастер-класс для педагогов ДОУ
материал по основам финансовой грамотности
ФГОС дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности , характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях. В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.94 КБ |
![]() | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Чайка»
___________________________________________________________________________
652100, Россия, Кемеровская область, Яйский муниципальный округ,
пгт Яя, ул.Пионерская, 5
«Дети и деньги»
(мастер-класс для воспитателей ДОУ)
Составитель:
Булгакова Валентина
Михайловна, воспитатель,
высшая квалификационная категория,
Яйский муниципальный округ,
2022 г
Мастер класс для педагогов ДОУ «Дети и деньги».
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОУ.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы;
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
-расширить кругозор посредством игр экономической направленности;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ.
Аудитория: воспитатели ДОУ.
Притча: Жила-была семья зажиточного купца: отец, мать и сын. Сын жил на всем готовом, в достатке и в сытости. И когда подрос, отец послал его искать работу, чтобы он учился быть хозяином и зарабатывать деньги для себя, для семьи и для дома. Но сын был ленив и не понимал, зачем ему работать, когда он всегда может взять денег у матери. Да и крестьянского труда он чурался, ибо считал себя высших кровей. И вот проходил целый день, но работу по душе не нашел. Мать пожалела сына и дала ему немного денег, чтобы он отнес их отцу. Радостный сын побежал к отцу и отдал ему деньги. Но отец сказал:
- Это не ты заработал эти деньги, - и бросил их в горящий очаг.
Сын удивился тому, как догадлив отец, но ничего не сказал.
На следующий день всё повторилось.
"Откуда же он знает?" - думал про себя сын. - Возможно эти деньги достаются мне слишком быстро или это потому, что я все время на виду у отца?"
Тогда сын взял у матери все накопления и ушел далеко. Жил целый месяц неизвестно где и вернувшись с остатком суммы, отдал его отцу. Но отец вновь ответил:
- Ты не зарабатывал эти деньги! - и бросил их в костер.
Сын был раздосадован и не понимал, что происходит. У матери денег больше не было, и сын пошел искать любую работу лишь бы прожить. Один кузнец согласился взять его помощником. Неделю он помогал раздувать мастеру меха в кузне, натер себе кровяные мозоли, а заработал лишь пару медных пятаков. И когда пришел домой, валился с ног от усталости.
- Вот, возьми, я заработал их сам! - бросил он на стол отцу деньги.
Отец молча взял монеты и снова бросил их в огонь.
– Ты что творишь? – возопил юноша и голыми руками полез доставать деньги из горячих углей.
И тут отец ответил:
– Вот теперь я вижу, что эти деньги ты заработал сам.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности, начиная с дошкольного возраста. Тем не менее, у большинства родителей дошкольников это вызывает определенные сомнения «Зачем детям так рано что-то рассказывать про деньги?».
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
ФГОС дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура личности , характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях. В этих условиях для ДОУ актуальным становится реализация мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности дошкольников.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения
Таким образом, в детском саду необходимо знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
1.Игра «Загадалки»
Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…(товар)
На товаре быть должна обязательно ...( цена)
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
(Банк)
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке — от одежды до булавки.
(Универмаг, супепмаркет)
Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,
Хрюшка требуется мне, та, что с дыркой на спине.
(Копилка)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… (Кассир)
Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт…( Банкир)
И врачу, и акробату выдают за труд… (Зарплату)
Половинку от зарплаты называют как, ребята? (Аванс.)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким…
(Доход).
Есть он в банке, ресторане,
И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –
Ничего не пропадёт!
(Бухгалтер).
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (Банкомат)
2.Игра «Верю – не верю»
Ведущий: Я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет.
Первый вопрос: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги?
(Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана.)
Второй вопрос: Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев?
(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.)
Третий вопрос: Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?
(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)
Четвертый вопрос: Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».
(Да. Пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
3.Игра «Кто я?»
Ход игры: ведущий надевает на голову участникам шапочки с изображением профессий так, чтобы игроки не видели, кто они. Затем участники, не глядя, берут по 4 карточки с изображениями орудий труда и отдают тому, кому они необходимы. Участники должны угадать свою профессию. После этого можно предложить каждому из них показать, как они выполняют свою работу (построить дом из кубиков, заплести куклу, а также получить зарплату (медальки, жетоны, деньги)
4. Игра «Семейный бюджет»
Играют от 3-4 игроков. Выбирают ведущего. Ведущий раздает карточки с названием расходов, а карточки с изображением расходов кладет перед собой лицевой стороной вниз.
Игровые действия: ведущий берет любую карточку с изображением расходов и показывает ее. Если она подходит к карточке с названием расхода игрока, игрок забирает ее себе. И так до тех пор, пока не соберутся карточки игроков. Выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свои карточки.
Игра №2
Играют от 2-4 игроков. Все карточки с изображением расходов кладут перед собой лицевой стороной вниз в центре стола. Остальные карточки с изображением названием расхода забирают себе.
Игровые действия: участники игры определяют очередность хода. Первый игрок берет любую карточку с изображением расхода и переворачивает ее. Если она подходит к его карточке, игрок забирает ее себе. Если маленькая карточка не подходит, игрок кладет ее на место лицевой стороной вниз. В игру вступает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый и правильно соберёт свою карточку.
Сегодня я познакомила вас с играми, которые вы легко можете использовать в работе по формированию финансовой грамотности у дошкольников.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания и использовать их в своей будущей жизни.
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
В начале мастер-класса вам раздали банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги вы вложили с пользой. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.
Кому был мастер-класс не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.
А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.
Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса. Большинство вложили деньги в …..значит….
Финансового благополучия вам и вашим детям!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-985403-1600840131.jpg)
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/17/picture-1252536-1592383123.jpg)
Мастер-класс для начинающих педагогов «Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей в процессе организации питания».
Мастер-класс для начинающих педагогов по формированию профессиональной компетентности в вопросах культурно-гигиенического воспитания в процессе организации питания....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/20/picture-1263274-1713621780.jpg)
Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/19/picture-1281446-1721403867.jpg)
Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-288042-1550651012.jpg)
«Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов
laquo;Народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...