Формирование основ финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_finansovoy_gramotnosti.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.
В нашей стране к деньгам всегда относились с осторожностью, каждый ребенок должен был знать о деньгах лишь то, что обсуждать этот вопрос нехорошо. И на любую детскую просьбу отвечали, что в семье нет средств на новую игрушку или сладости. Сейчас в России стали по-другому относиться к деньгам. Это слово перестало быть запретным, и его можно часто услышать в быту.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – и в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Первое знакомство дошкольника с экономикой происходит в семье. Наблюдая, как относятся к деньгам взрослые, как планируют семейный бюджет, ребенок начинает им подражать. Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.
Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д. Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными - бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость - с другой;
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
Как считает А.А. Богданов, дошкольник должен:
− знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях;
− уметь соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке — копилке, а в банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь;
− усвоить, что зарплата — это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей — это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи — это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п.
− осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Что должен знать ребёнок?
Первая группа – знания о деньгах. Уточнение и представление детей о деньгах.
- какие бывают деньги;
- как можно пользоваться деньгами;
- как правильно считать деньги;
- разумная трата денег;
- как научиться экономить деньги;
- способы защиты денежных средств. А. Фромм, один из ведущих специалистов США в области детской психологии, утверждает, что «искусство пользования деньгами отражает наши умения контролировать свои желания. А умение контролировать свои потребности, способность от чего-то отказаться – одно из самых главных отличий психологически зрелого человека. Именно это является причиной, по которой следует правильно использовать деньги».
Вторая группа – знания о потребностях.
- какие бывают потребности;
- желания и возможности человека.
Формирование у детей представлений о разнообразности потребностей и ограниченности возможностей их удовлетворения. Дети должны знать, что кроме физиологических потребностей, существуют и другие потребности, не менее важные: потребности в любви, дружбе, защите, общении и т.д.
В данном разделе необходимо подводить детей к пониманию того, что человек может удовлетворять свои потребности лишь тогда, когда не мешает удовлетворению потребностей других людей. Важно воспитывать у детей умение делать выбор.
Третья группа – знания о товаре. знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
- от чего зависит цена товара;
- как определить качество товара.
Четвертая группа – знания о труде:
- расширение и углубление знаний детей о разнообразии профессий;
- как определить продукт труда;
- оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;
Одним из необходимых условий эффективного экономического воспитания является высокий уровень трудового воспитания детей. Уже в дошкольном возрасте педагоги воспитывают культуру труда, формируют уважение и интерес к людям труда и самому процессу труда.
Пятая группа – знания о бюджете:
- что такое бюджет, из чего он состоит;
- расходы и доходы семьи;
- какие могут быть источники дохода;
- способы экономии бюджета.
- формирование и представлений о банке и необходимости делать накопления.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и таким образом обучаются экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения.
Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
По мнению Е.А. Корнак, результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду. В их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.
Список использованной литературы:
Табих, Е. Н.
Т12 Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. — Минск : Выш. шк., 2007. —48 с. : ил.
Теоретические подходы в экономическом воспитании Жуйкова Тамара Павловна, кандидат педагогических наук, доцент; Кокухина Анна Александровна, магистрант Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова
Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст]/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание, 1989. - №1. - С. 20-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Конспект занятия по финансовой грамотности «Деньги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование основ финансовой грамотности. Образовательные задачи: Познакомить детей с деньгами, их предназначением. Дать определение понятиям «деньги», для
Занятие по математике для детей 5-6 лет...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...