Финансовый словарь
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Корнева Наталья Александровна

Финансовый словарь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовый словарь

hello_html_m51e9fb64.jpg

Познакомить старших дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне.

  1. ПОТРЕБНОСТИ

Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись.

Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).

Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.

Материальные потребности – это потребности, которые удовлетворяются через материальный предмет.

Нематериальные потребности: потребности в образовании, в отдыхе, в дружбе, в любви, в заботе и др.

 Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

  1. ТРУД

 Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.

 Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).

 Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)

Продукт труда – результат труда.

Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

  1. ТОВАР

Товар – продукт труда для обмена или продажи.

Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.

Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.

Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.

Покупка – приобретение товара за определенную плату.

Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.

Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека.

Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи.

  1. ДЕНЬГИ

 Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.

Монеты – деньги, изготовленные из металла.

Банкнота – вид бумажных денег.

Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.

Вклад – деньги, хранящиеся в банках.

Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.

Валюта – денежная единица страны.

 Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.

  1. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи.

Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в результате какой-либо работы.

Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Доходы семьи – это деньги, которые члены семьи приносят в дом.

Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.

Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.

Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.

Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.

Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию базового модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».

 Нравственные качества и финансовая грамотность

Счастье не сводится к обладанию деньгами;

оно заключается в радости труда и свершений.

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».  Мы с детьми говорили про деньги, для чего они нужны, как нужно их зарабатывать и потратить с умом. Совместно с детьми мы пришли выводу, что деньги – это неотъемлемая часть нашей жизни. Они являются воплощением труда людей и появились именно тогда, когда в них возникла неотложная потребность. С тех пор деньги играют важную роль в жизни каждого человека. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, — они окажутся бесполезными. У детей уже в дошкольном возрасте возникает интерес ко всему новому, в том числе и к деньгам. Грамотное знакомство с деньгами – это первые шаги в формировании правильной финансовой грамотности детей, которое ведет к формированию правильного финансового поведения. Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. Планируется провести в группе занятие «Поможем кукле Маше», где дошкольникам будет предложено обсудить как кукла Маша, может угостить бабушку, которая придёт ее поздравлять с днем рождения. Дети будут предлагать помочь Маше испечь пирог, но для этого нужно покупать продукты. Будет составлен список необходимых продуктов, каждому ребенку дадим возможность самому выбирать товар из списка, в соответствии с ценой за товар, и суммой денег, которую они «заработали» в течении недели.  Необходимо объяснить детям, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей.

 Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что хорошо, а что плохо, мы должны донести до ребёнка, что в зависимости от ситуации в одном случае надо   — помочь, в другом — поддержать. Организация таких занятий в дошкольном учреждении позволяет сформировать у детей умения соотнести свои доходы и расходы, грамотно распоряжаться личными финансами. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

Для обогащения словаря успешно применяется задание на усвоение значений слов путем подбора ряда текстов, в которых предполагается последовательное сужение значения изучаемого слова. При составлении та...

Развитие словаря у детей с речевыми нарушениями. Примеры игр для развития словаря.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей....

Блок "Расширяем словарь и развиваем связную речь" (Игры на развитие словаря)

Активный словарь детей накапливается очень быстро, поскольку каждому родителю знакомо, то чувство, когда с ребенком становится  общаться все легче. Ведь он стал так много понимать и учится объясн...

Финансово – экономическая азбука словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста

Акция – специальная ценная бумага, которая выдается всем, кто вложил деньги в производство каких – либо товаров или услуг, дает им право на получение части прибыли и управление производств...