Формирование финансовой грамотности дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности

ЖАРНИКОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

«Всё преимущество иметь деньги, заключается в возможности ими пользоваться»
Бенджамин Франклин

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО» Юридический адрес: 671840,Республика Бурятия, Кяхтинский район, город Кяхта, ул. Ленина 11. Тел.83014291699 Электронный адрес: mbdou 2014@ mail . ru Сайт ДОО: https://7-solnyshko.tvoysadik.ru/ Мастер –класс Педагогический совет №3 «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Форма проведения - кейс игра. Подготовила:Жарникова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель МАДОУ детский сад №7 «Солнышко»

Слайд 2

Цель : Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников. Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки Актуальность Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления и применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Слайд 3

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Проводя анализ психолого-педагогической литературы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.), можно отметить, что авторы рассматривают экономическое воспитание дошкольников с позиции нравственно-трудового воспитания. Хотя проблема организации трудовой деятельности в семье заслуживает особого анализа. Большинство ученых считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. (В.В.Чумаченко, А.П.Горяев) На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. (А.А.Смоленцева, Г.П. Поварницина , Ю.А.Киселева).

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей . Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности .

Слайд 5

Рабочая программа основ финансовой грамотности «Финансовая грамотность» для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации программы - 2021-2023 учебный год .

Слайд 6

Цель: Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи , зафиксированные во ФГОС ДО: 1.Создание благоприятных условий развития детей. 2.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. 3.Формирование общей культуры личности детей. 4.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования. 5.Обепечение психолого – педагогической поддержки семьи. На основе программы по изучению основ финансовой грамотности можно выделить .

Слайд 7

Методы и приемы работы с детьми по финансовой грамотности интеллектуальные игры и развлечения сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры тематические занятия беседы чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок

Слайд 8

Работу со старшими дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на четыре блока: 1 блок: «Труд-продукт» 2 блок: «Деньги, цена, стоимость» 3 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

Слайд 9

4 блок: «Полезные навыки и привычки в быту»; Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

Слайд 10

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.); -осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; -понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными; осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей; -понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем; иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности; -осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь; -следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества .

Слайд 11

Рекомендации родителям, педагогам по воспитанию детей Не скрывайте от ребенка, каким способом зарабатываются семейные деньги и на что они расходуются. Объясняйте ребенку, какой вид деятельности какой доход приносит. Просите ребенка купить к обеду продукты на определенную сумму в Вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните, у кого и почему это получилось лучше. Если вы решили давать ребенку деньги на карманные расходы, то старайтесь, чтобы на игрушки он купил сам, откладывая желанную покупку на какое –то время. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения. Внушайте ребенку, что ничто не дается даром: надо потрудиться, чтобы зарабатывать деньги. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться получать желаемое ценой собственных усилий. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической направленности. Играйте с детьми . Создавайте ППРС.

Слайд 12

Взаимодействие с семьей анкетирование консультации р одительские собрания создание и обогащенние развивающей среды

Слайд 13

Проект решения педсовета. Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности через совместную деятельность – в течение учебного года. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, как педагогическое условие экономического воспитания дошкольников в течение учебного года. Организация образовательной деятельности в старших и подготовительных к школе группах в течение учебного года.. Изготовление игр и пособий по экономическому воспитанию. Тематический контроль: «Определение эффективности работы педагогов по экономическому воспитанию дошкольников» - апрель 2022г. Выступление на заседаниях методического совета МАДОУ. Применение в практике педагогической деятельности. Рекомендовать для участия в интеллектуальной олимпиаде дошкольников .( район,республика )

Слайд 14

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО»

ПРИНЯТО:                                                                                            

Педагогическим советом №1

10.09.2021                  

Утверждаю:

Заведующая  МАДОУ

детский сад №7                                                                                                                                                                                                  м.п.            __________ С.В.Батомункуева.

                                                 

Рабочая программа основ финансовой грамотности

«Финансовая грамотность»

для детей старшего дошкольного возраста

Срок реализации программы - 2021-2023 учебный год.

Разработчик:

Старший воспитатель: Жарникова Т.В.

                                                       

г. Кяхта

2021

Содержание

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………...3

1.2. Цель, задачи программы…..…………………………………………………....4

1.3. Планируемые результаты освоения программы……………………………...5

  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1. «Труд и продукт (товар) « ……………..………………………………............24

2.2. «Деньги и цена (стоимость)»…………………………………………………...26

  1. «Реклама: правда, ложь, разум, чувства, желание, возможности»…………..27
  2. Полезные экономические навыки и привычки в быту……………………….28
  3. Формы, способы, методы и средства реализации программы кружка……...30
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
  1. Материально-технические условия реализации программы ………..............31
  2. Организация кружковой деятельности ………………………………………..32
  1. Методическое обеспечение ……………………………………………………..35

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Финансовая грамотность» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей дошкольного возраста 5-7 лет». Одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом требований ФГОС ДО и образовательной программы дошкольного образования

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Актуальность программы

     Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле – продаже и других финансово

– экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом. О хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережном отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребенок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»,

«подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально – экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

1.2.Цель и задачи кружка

Цель данной программы кружка:

-сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость;
  •         научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок»,

«спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека Развивающие задачи:
  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Основные принципы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • гармоничного восприятия экономической культуры;
  • экономической направленности в воспитании;
  • целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • системность и последовательность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность;
  • доступность;
  • активность.

1.3.Планируемые результаты освоения программы.

Результаты        освоения        Программы        кружка        представлены                в        виде        целевых ориентиров        дошкольного                образования,        которые        являют        собой        возрастные

характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

2.СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)»,

«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:

  • занятия-соревнования,
  • занятия-путешествия,
  • занятия-экскурсии,
  • занятия-викторины и т. д.

Занятия по данной программе включают:

  1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  2. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
  3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации:

«Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».

  1. Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).
  2. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», « Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  3. Решение арифметических задач, кроссвордов.

Учебный тематический план

Перечень базовых финансово-экономических понятий

Понятие

Описание

5-6 лет

1

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

2

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Виды денег (бумажные и металлические).

3

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет,

домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

4

Сбережения, копилка,

кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

5

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец,

выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка»

6

Долг, должник, займы

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть   (возвратить).

Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это  серьезное обязательство.

6-7    

1

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

2

Потребность, капризы,

желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

3

Торговые предприятия:

магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

4

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

5

Богатство, бедность,

жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Календарно – тематическое планирование

Тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны? Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

Название раздела

Количество

Форма аттестации

1

Труд – основа жизни.

8

2

Что такое деньги, откуда они

берутся и зачем они нужны?

7

3

Покупаем, продаем и

обмениваем.

16

4

Тратим разумно, сберегаем и

экономим

10

5

Учимся занимать и отдавать

долги.

5

6

Учимся планировать

7

7

Богатство и бедность.

8

Первый год обучения. Старшая группа

п/п

Тема

Содержание образовательного

мероприятия

Педагогические технологии

Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

1

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

2

Домашний труд.

Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела

– это плохо.

Беседа, игра-соревнование

«Мои домашние обязанности

3

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

4

Все работы хороши, выбирай на вкус (1)

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадайпрофессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

5

Все работы хороши, выбирай на

вкус (2)

Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для

продажи (товар).

Социо-игровая технология (работа в малых группах). Загадки «Все профессии

важны, все профессии нужны»

6

Трудиться -

всегда пригодиться

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки,

представляем, рисуем

7

Мини- спектакль «В волшебном

лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини- спектакль

8

Труд во благо

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

9

Как придумали деньги

Деньги мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена(инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ

10

Какие бывают

деньги

Виды денег (монеты, банкноты).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы»

11

Как выглядят

деньги и откуда берутся

Изготовление денег: печать,

чеканка.

Беседа, исследование,

чтение,– придумываем деньги для группы.Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

12

Как деньги попадают к нам         в дом.

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный труд.

Беседа, обсуждение, игра «Как

потопаешь, так и полопаешь»

13

Трудовая

денежка всегда крепка

Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не            в чужом.

Сказка «Трудовые деньги».

Рассказ «Отец и сын»

14

Образовательн

ый веб-квест

«Путешествие с Гномом Экономом»

Закрепляем понятия «деньги»,

«труд», «доходы», «расходы».

Веб-квест «Путешествие с

Гномом по Денежному городу»

15

Откуда берутся

деньги и зачем они нужны?

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

16

Потребности и

желания (1)

Домашнее хозяйство, главные

потребности человека, желания и капризы.

Исследование: что необходимо

человеку для жизни, игра

«Выбираем самое важное»

17

Потребности и

желания (2)

Соотносим потребности, желания и возможности.

Ситуационные задачки,

Рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

18

Мини-

спектакль

«История про заек Мазаек»

Различаем разницу между

желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

Интерактивный мини-

спектакль

19

Где покупают и

продают разные товары? (1)

Торговые предприятия: магазины,

киоски, ларьки

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка- передвижка «Мы идем за покупками»

20

Где покупают и

продают разные товары? (2)

Торговые предприятия: базары,

рынки, ярмарки, торговые центры.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд.

21

Наша

мастерская (1)

Изготавливаются товары для

ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

22

Наша мастер -

класс (2)

Изготавливаются товары для городамастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

23

Стоимость и

цена товара

Разбираем цепочку товар-

стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это стоит?»,

беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

24

Реклама вокруг

нас: хорошо или плохо?

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах). Рекламируем собственные поделки.

25

Создаем

рекламу

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для  мини-спектаклей

26

Выгодно –

невыгодно

Волшебные правила для покупателяи продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра

«Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

27

Обмен –

подарок

Волшебные правила для покупателяи продавца, обмен, подарок, реклама.

Сказка «Что за птица?» –

обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение

28

Русская

ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и

скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Обсуждение, игра-праздник

«Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

29

Сюжетно-

ролевая игра

«Торговый Центр»

Закрепление материала по темам:

труд, деньги, товар, реклама.

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

30

Сюжетно-

ролевая игра

«Развлекательный Центр»

Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

п/п

Тема

Содержание образовательного

мероприятия

Педагогические технологии

Второй год обучения                                                           6-7 лет

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

1

Тратим

разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и

поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги

получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев»,

игра «Открываем бутербродную»

2

Мини-

спектакль

«Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети

уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Интерактивный мини-

спектакль

3

Копим и

сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и

сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Ситуационные задачки, папка- передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем»

4

Мини-

спектакль

«Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать»,

«копить», «сберегать».

Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини-

спектакль

5

Творческое

занятие «Наша мастерская» (1)

Развиваем у детей потребность

радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома.

6

Творческое

занятие «Наша мастерская» (2)

Развиваем у детей потребность

радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Дети делают поделки и

экономят материал: бумагу, краски и пр.

7

Мини-

спектакль

«День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать

заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Интерактивный мини-

спектакль

8

Экскурсия в

магазин

«Продукты»

Учимся сопоставлять цену товара с

имеющимися наличными деньгами, производить операции купли- продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем продукты к

празднику»

9

Экскурсия в

магазин

«Игрушки»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли- продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем подарки на день рождения»

10

Досуг

«Сберегаем и экономим»

Закрепление материала.

Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

Итоговое мероприятие по теме

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

11

Занимаем и

одалживаем

Знакомимся с понятиями

«одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные

задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка

«Занимаем и одалживаем».

12

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины

Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем

рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

13

Заплатить долг

скорее, так будет веселее

Осознаем, что если взял что-то в

долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Обсуждаем русские

пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

14

Мини-

спектакль

«Долг»

Закрепляем понятия: «занимать»,

«одалживать», «долг», «должник».

Интерактивный мини-

спектакль

15

Досуг «Долг и

ответственност ь»

Закрепление материала.

Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 6. «Учимся планировать»

16

Учимся

планировать

Знакомим с понятием «план».

Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня.

Учимся организовывать свое время.

Технология «Клубный час».

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

17

Планируем

свои расходы

Учимся решать несложные

экономические задачи.

Экономические задачки

(сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

18

Творим добро

Понятие «потребности человека»,

закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Сюжетно-ролевая игра

(работа в подгруппах)

19

Сделал дело –

гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что

планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игра «Сделал дело – гуляй

смело», исследование, ситуационные задачки

20

Мини-спектакль

«План лисенка Рыжика»

Закрепляем понятия: цель, план,

планировать.

Интерактивный мини-

спектакль

21

Ставлю цель и

планирую

Закрепление материала.

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Технология «Ситуация

месяца».

22

Планируем

свои дела

Закрепление материала.

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Итоговое мероприятие

Тема 7. «Что такое богатство?»

23

Все работы

хороши, выбирай на вкус

Знакомство с профессиями в

контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

24

Наше богатство

(1)

Выясняем, что не все продается и

покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Беседа, ситуационные задачи,

игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ

«Как Валюша бабушке сон покупала».

25

Наше богатство

(2)

Формируем представление об

истинных ценностях и богатстве человека.

Читаем и обсуждаем сказки

«Бедные богатые», «Ум и богатство».

Конкурс проектов «Наше богатство»

26

Щедрость и

жадность (1)

Разбираемся, что такое корысть,

жадность и почему это плохо.

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы

27

Щедрость и

жадность (2)

Обсуждаем такое качество

человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Читаем и обсуждаем сказку

«Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы

28

Бережливость

Осознаем, что бережливый человек

всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Интерактивный мини-

спектакль «Секрет белочки»

29

Сюжетно-

ролевая игра

«Супермаркет»

Закрепление материала по теме

Сюжетно – ролевая игра

30

Сюжетно-

ролевая игра

«Торгово – развлекательный центр»

Праздник в рамках «Финансовой

недели».

Сюжетно – ролевая игра

       

Взаимодействие с семьями

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: Кто и как зарабатывает деньги в семье. Из чего складывается семейный бюджет.

Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

                        Направления. Формы работы

Направления

Формы работы

Информационн ое

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной

образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными

людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта,

анализ мнений и запросов родителей.

  1. «Труд и продукт (товар)»

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию. Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.

Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.

Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд        взрослые        получают        деньги.        Деньги        определяют        достаток        семьи,        ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические задачи:

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
  1. Деньги и цена (стоимость)

Понятие «деньги» Что такое деньги и зачем они нужны:

  • Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
  • Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
  • Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
  • Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
  • Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
  • Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
  • Деньги как средство платежа, накоплений.
  • Обмен денег (причины, правила).

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

 Зачем людям нужны деньги?                Цена (стоимость)

  • Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
  • Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают. Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.

Торговля и торг

  • Торговля, купля-продажа; видыиформыторговли        (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
  • Хозяин товара и продавец.
  • Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).
  • Бюджет (на примере бюджета семьи) Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
  • Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
  • Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что —

в следующий раз (приоритетность, планирование).

Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Источники дохода

Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».

Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия. Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

  • познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

                  Реклама: правда и ложь, разум   и чувства,  желания и возможности

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Что такое реклама

Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.) Где она размещается (в общественных местах,

в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Беседы о рекламе, запомнившейся детям.

Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).

Сочиняем рекламу

Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр,

в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы. Педагогические задачи:

-дать представление о рекламе, ее назначении;

-поощрять объективное отношение детей к рекламе;

-развивать у детей способность различать рекламные уловки;

-учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;

  • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

  1. Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

      Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственнооправданныхпривычек,оказывающихвлияниенавыборобщественноодобряемыхспособовэкономическогоповедения(нежадничать,уметьпользоватьсяобщимивещами,игрушками,пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

     Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.

Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать) самостоятельно.

Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.).

Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство.

  Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее. Предусматривать все предстоящие расходы, такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т.д. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.

В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление, а именно: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.

Воспитание у детей следующих привычек:

-бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим

взрослым, сверстникам;

-разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

-экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);

-нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок

«Труд и продукт (товар)»

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».

Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги». «Деньги и цена (стоимость)»

Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого

«Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».

«Реклама»

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

Основные понятия: бережливый, хозяйственный,экономный,расточительный,щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
  • воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
  • дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

Описание форм, способов, методов средств    реализации      программы кружка.

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: в основном игровую, познавательно- исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

-сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),

-дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),

-настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),

-речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

    Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,

«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно

«добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

  1. Уровень - предполагает ведущую роль педагога.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

  1. Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.

Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

  1. Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
  2. Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы: подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;

предложение рассмотреть  явление с различных позиций («две стороны   медали»);

побуждение детей к сравнению, обобщению выводам         из ситуации, сопоставлению фактов;

постановка проблемной        задачи( например, с недостаточными или противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.).

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
  • подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
  • индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  1. Материально-технические условия реализации программы.

Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

  • осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
  • организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а

также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
  • обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
  • обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

  1. Организация кружковой деятельности.

      Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Сроки реализации программы: 1год. Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет .  Режим занятий – 4 раза в месяц.

Время проведения: вторая половина дня.

Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

Количество занятий - 36

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного  оборудования. Длительность занятия 30 минут.

    Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

  • упражнения на мелкую моторику;
  • экспериментальная деятельность;
  • игровые ситуации;
  • мозговой штурм;
  • чтение произведений детской литературы;
  • рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои  добрые дела»;
  • поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3.3 Методическое обеспечение

  1. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
  2. Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
  3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  4. Щербинина С.М "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. /. - г. Усолье - Сибирское, 2010.
  5. Сказки о деньгах.
  6. Интернет источники.

     www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

в данной публикации расположены рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности...

Формирование финансовой грамотности дошкольников

В данном материале раскрывается важность формирования финансовой граммотности у дошкольников....

"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...

"Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитателям, работающим с детьми  дош...

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...