Конспект НОД "Путешествие золотой монетки"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД. Тема: «Путешествие золотой монетки»
(для детей старшей группы)
Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег;
систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России. (Дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение денег, развить воображение.)
Обучающие:
- познакомить с историей развития денег.
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
Развивающие:
- научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
Воспитательные:
- воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.
- воспитывать основы финансовой грамотности.
-воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.
Материал и оборудование: монетка, картинки с предметами, бумага для рисования, фломастеры, кошелек с шоколадными монетками.
Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Методика и технология проведения занятия.
Данное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Используются методические приемы: игровые, наглядные, словесные. Словарная работа: финансы, деньги. Организация работы: в подгруппах, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Приветствие «Круг»
Вот и собрался наш круг.
Ладошку дал другу друг.
Кладём ладошку на ладошку
И поздороваемся ладошками.
Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и, чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:
Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет (Монета)
(на мониторе появляется изображение монетки)
Монеточка: Здравствуйте, мои друзья. Меня зовут Монетка. Я очень хочу попросить вас помочь мне понять, как же я появилась на свет, что было раньше? У меня есть пульт управления от машины времени и, если вы не побоитесь и отправитесь со мной в путешествие, я буду очень благодарна.
Готовы мне помочь?
Воспитатель: Отправляемся в прошлое и узнаем откуда появились деньги.
Проведи пальцем по линии и нажми на кнопку.
Воспитатель: Мы оказались в древнем мире. Было время, когда человечество, ещё не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, бусинки и многое другое.
Так люди обменивались различными предметами своего труда.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру «Обмен»
Посчитайте, сколько предметов в каждой корзине и сравните их количество. Поставьте знак (больше, меньше)
Воспитатель: Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги.
Видите как было не удобно обмениваться друг с другом без денег нужно было носить какой-то товар собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги.
Воспитатель: Смотри машина времени включилась, отправляемся дальше.
Мы оказались с вами в Древнем Египте. В те времена изобрели заменитель вещи, на которые будет обмениваться нужный товар- первые в мире деньги.
Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлинёнными, полукруглыми и круглыми. Их можно было держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготавливались из драгоценных металлов: золота, серебра… Но это были драгоценные дорогие металлы, и люди стали чеканить деньги из металла. Так появились металлические деньги – Монетки.
Игра; Найди и обведи первые в мире деньги, которые нашли в Египте.
Какой они формы?
Воспитатель: Когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах выдавливали три, пять точек, так как население было не грамотными и люди не могли прочитать, какая это монетка.
Давайте и мы с вами попробуем нарисовать свою монетку, как это делали в древности, будем с вами мастерами! Нарисуйте свои неповторимые узоры..
Но прежде , чем мы начнём рисовать, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика;
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
(шагают на месте)
БУДЕМ ДЕНЕЖКИ СЧИТАТЬ,
(сжимают и разжимают пальцы)
ОДИН, ДВА, КУПЛЮ КРОВАТЬ,
ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ЧТОБ ПРОДУКТЫ НАМ КУПИТЬ
(разжимают пальцы по одному)
ПЯТЬ, ОБ ОДЕЖДЕ НЕ ЗАБЫТЬ!
(пальцем грозим)
Воспитатель: Справились с заданием, скорей отправляемся дальше.
Мы посетим Древний Китай.
У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди придумали выход. Так и появились на свете БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ.
Появились они в Китае, так как на территории Китая не хватало полезных ископаемых, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага. А расписывались бумажные деньги иероглифами –китайскими буквами.
Игра «Нарисуй иероглиф»
Воспитатель: Заводим машину времени, куда она нас перенесёт в этот раз, как думаете? (флаг РФ)
Мы вернулись назад в наше время! Это наша страна – Россия. Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по разному.
В нашей стране деньги называют –РУБЛИ.
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Что в мешочках?
Это металлические деньги-монеты! КОПЕЙКИ!
Воспитатель: Посчитайте монеты в каждом мешочке, и напишите ответ. В каком больше всего монет, а в каком меньше всех?
Монеточка: Ну, а мне пора прощаться свами , до свидания ребята!
Воспитатель: Давайте, скажем МОНЕТКЕ спасибо за путешествие..
И попрощаемся…
Физкультминутка
Мы бежали по дорожке
(бег на месте)
Вдруг порвались босоножки!
(громкий хлопок)
Что же делать? Как нам быть?
(руки в стороны поочередно)
Где же обувь нам добыть?
(обнять щёки и покачать головой)
Будем туфли покупать!
(топаем ногами)
Один, два, три, четыре
(хлопаем поочередно вскользь ладони)
Вот, мы туфельки купили!
(нога на пятке, руками показываем)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё ли можно купить за деньги?
Игра: «Что можно купить за деньги, а что нельзя»
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей) (за работу, за продажу товаров, взять кредит и пр.)
Воспитатель: Все заработанные деньги как-будто бы приходят к нам, мы можем считать их- ДОХОДОМ. Какое интересное слово, можно представить, как монеты и банкноты ДОХОДят до нас и прыгают в наш карман.
-А если мы тратим деньги? Что вы можете представить (ответы детей - деньги выходят из кармана и расходятся во все стороны - в магазин, в аптеку, в булочную и т.д).
Правильно, когда мы тратим деньги, это называется РАСХОД.
В каждой семье есть и доходы, и расходы.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»:
Индивидуальная работа .
Воспитатель: Все ли наши желания могут исполняться в реальной жизни? Почему не все?
Если мы хотим что-то иметь, как мы это приобретаем? За ДЕНЬГИ…
Деньги нам нужны для удовлетворения ПОТРЕБНОСТЕЙ. Что такое потребности?
Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Посмотрите к нам в гости пришли два мышонка. Первого зовут ХОЧУ, он постоянно просит маму купить ему не нужные вещи, сладости. Второго мышонка зовут НАДО, этот мышонок всегда знает, что ему необходимо для жизни и не беспокоит маму по пустякам.
Положите в мешочек Мышонка ХОЧУ всё, что нам хочется, а в мешок Мышонка НАДО вещи, без которых мы не можем жить.
-Да, мы это покупаем. Все ли, что продается, нам необходимо покупать? (Нужно спросить у детей поочередно, что они уже покупали и что хотели бы купить.)
Воспитатель: Да, дети, многое можно купить, есть вещи, которые необходимы: это пища, жилье, одежда. Их нам необходимо покупать. А нужен ли нам в группе, например, подъемный кран или грузовик? Что еще, на ваш взгляд, нам не нужно? А без чего мы в группе не можем обойтись? Всегда ли мы должны покупать что хотим?
Воспитатель: Да, ребята, прежде чем что-то покупать, надо задать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь?» Для выбора правильного ответа есть один хороший тест: проживи без этой вещи еще неделю, а потом вернись к вопросу о покупке. Если ответ будет «Да!», то ты скорее всего, не пожалеешь о потраченных деньгах.
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Представьте себе, что вам подарили 1000 рублей, что ты на них купишь? Нарисуйте ответ…
Воспитатель: Итак, ребята, для чего деньги нужны людям? (ответы детей)
Воспитатель: Все верно, в современном мире без них прожить невозможно.
Воспитатель: Что вам понравилось?
А что вас больше всего удивило?
А что-нибудь огорчило?
Чем вы можете помочь своим родителям?
Хочу открыть вам секрет - деньги не появляются сами собой, а зарабатываются, поэтому наши родители работают, сначала зарабатываешь, а Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Вы показали себя сегодня настоящими знатоками денег.
Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Воспитатель: Молодцы... Сегодня в память о нашей встрече я хотела бы вам вручить этот «волшебный кошелек».
Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки ..
Список литературы
1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Путешествие золотой монетки по познавательному развитию
Муниципальное бюджетное дошкольноеОбразовательно учреждение«Детский сад комбинированного вида«Лузинский»Омский муниципальный районОмской области...
НОД по экономическому воспитанию " Путешествие золотой монетки".
Ознакомление детей об истории возникновении денег (монеты, бумажные деньги)...
Конспект ОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие золотой монетки»
Конспект ОД по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие золотой монетки» Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...
Конспект НОД "Путешествие золотой монетки"
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки....
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности «Путешествие золотой монетки»
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие золотой монетки»...
Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие золотой монетки"
Конспект для детей подготовительной к школе группы...