Конспект НОД "Путешествие золотой монетки по познавательному развитию
методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное
Образовательно учреждение
«Детский сад комбинированного вида
«Лузинский»
Омский муниципальный район
Омской области
Воспитатель:
Панченко
Татьяна Михайловна
Тема: «Развитие связной речи как форма социализации
старших дошкольников»
«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний»
К.Д.Ушинский
С каждым годом растет число детей имеющих отклонение в развитии речи. А речь - это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит.
Речь - “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. И чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте.
Лучше всего речь детей дошкольного возраста развивается посредством игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка. Игрой он живет и дышит, познает мир и готовится к взрослой жизни, она ему более близка и понятна. Недаром В.А. Сухомлинский подчеркивает, что, «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Существует много игр для развития связной речи ребенка, но, на мой взгляд, основной является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, познавать мир взаимоотношений взрослых, правила общения и нормы поведения в обществе; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Словом, сюжетно-ролевая игра - сильнейшее средство социализации ребенка, компонент составления социального организма. А главное, в процессе игры, происходит формирование речевых навыков и умений ребенка.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносит слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.
Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышлений ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, рассказывая сюжет игры, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в себе.
Развитие связной речи способствует: обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способности выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падеж.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние не только на духовный мир ребенка, его знакомства с социумом, но и на развитие речи. Поэтому я для своей работы выбрала развитие связной речи через сюжетно-ролевую игру.
В какие игры чаще всего играют дети? Это « Семья», «Магазин», «Больница» «Парикмахерская» и т.д. Я составила модель сюжетно-ролевой игры с многотемным сюжетом, например «Семья» (таблица …)
Весь процесс построения сюжетно-ролевой игры я разбила на этапы (модули) по дням недели и составила общую таблицу, которая стала основной для всех игр. А поскольку я работаю в логопедической группе, то стараюсь включать в нее как можно больше приемов и методов, направленных на улучшение речи детей. Таблица-основа перед вами …
На примере одной сюжетно-ролевой игры я хочу показать как использую эти таблицы в своей работе. Игра «Транспорт», сюжет: «Правила дорожного движения» (таблица…). По аналогии строятся все с/ролевые игры.
В ходе организации сюжетно-ролевых игр значительное место занимает индивидуальная работа с детьми, в которой я стремилась показать свою заинтересованность в каждом, без исключения ребенке. Особое значение такая работа имеет для малоактивных и замкнутых детей. Для этого использовала индивидуальные беседы, составление описательного рассказа по схеме, по образцу, заучивание поговорок, пословиц, стихотворений (пиктограммы), придумывание загадок, словесные игры и упражнения, проговаривание чистоговорок, потешек, дидактические игры и другое.
Очень нравится детям такие приемы – игра - придумывание (воспитатель+ ребенок) в форме «телефонных» разговоров, например: «Буратино и Воспитатель», «Баба-Яга и Продавец», «Принцесса и Полицейский» и другие, сочиняем сказку «Бабушкина избушка», «Помоги Айболиту», «Жили были…» и другие.
Словесные игры, например: «Подберем красивые слова», «Я начну, а ты продолжи», «Повторяй-ка», «Будь внимателен!» и другие.
Элементы сюжетно-ролевых игр стала использовать и на занятиях – диалоги в парах, например: «Гирлянды ассоциаций» (мама-любимая-красивая- добрая-бабушка-пирожки-сладкие-конфеты…). «Семья слов» (дружить-подружка-дружок-дружочек- дружище- дружба- дружелюбны- дружеские-) по сюжетно-ролевой игре «Моя семья» (лексическая тема «Профессии») и другие.
Нестандартная форма организации сюжетно-ролевых игр – использование макетов. На столах, секциях шкафов, в картонных коробках, которые специально переделаны и оформлены, разворачиваются декорации для игр с мелкими игрушками. Таким образом, организуются любимые игры детей: «Сельский двор», «ПДД», «Мини-магазин». За макетом разворачивается режиссерская игра: ребенок придумывает сюжет, события, выполняет сразу одну или несколько ролей.
Таким образом стараюсь привлекать в игру всех детей, помогаю разнообразить игры, включить в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц.
Однако я не навязываю тему, сюжет игры, а даю только рецепты поведения. Руководя игрой, решаю и развивающие, и воспитывающие задачи. В совместной игре с детьми я постепенно перевожу их к более сложному преобразованию знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Необходимым условием успешного развития речи детей в с/ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т.д. словом, развивающей среды. И здесь на помощь приходят родители нашей группы. Они помогают изготавливать атрибуты к сюжетно-ролевым играм, шить костюмы, подбирают иллюстрации для оформления альбомов, активно участвуют в постановках, конкурсах-викторинах, родительских собраниях.
Тесное взаимодействие с семьей - основа нашей работы. Только совместными усилиями можно добиться эффектных результатов. Для родителей проводим консультации, тренинги «Как я играю с ребенком», «Ребенок и сюжетно-ролевая игра», совместные семейные проекты «Семейное дерево». Организовывали выставки совместных рисунков и поделок, папки-передвижки, проводили родительские собрания.
В результате совместной работы педагогов и родителей речь воспитанников стала лучше, расширялся словарный запас, речь стала логична и последовательна.
Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, придумыванию сказок, загадок; стали внимательно слушать сверстников, замечать ошибки и исправлять их. И для меня важно, чтобы моя работа не прошла даром, чтобы моим советом воспользовались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_istoriya_zolotoy_monetki.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Лузинский»
КОНСПЕКТ НОД
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
воспитатель: Панченко Т.М.
Конспект НОД
Познавательное развитие (ФЭМП, социальное и предметное окружение)
Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие
Тема: «Путешествие золотой монетки»
Цель: Расширить и уточнить представления детей об истории возникновения денег, о монетах достоинством 1,5,10 копеек и 1, 2,5, 10 рублей, их набором и разменом, их назначении через составление интеллект-карты.
Задачи:
Образовательные: Дать возможность применить на практике полученные знания о монетах разного достоинства, активизировать словарь по теме.
Развивающие: Продолжать развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор, воображение, зрительное внимание, мелкую моторику; совершенствовать умение составлять интеллект-карту с использованием картинок; закреплять навыки счета в пределах 10, умение выполнять размен монет.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к деньгам, желание детей работать в парах и команде, умение прислушиваться к мнению сверстников, взаимопомощь.
Оборудование: ноутбук, видео подборка слайдов, «пульт управления» машиной времени, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», доски для лепки, стеки, кошельки бумажные с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка, карточки с примерами (билеты), цифры от 0 – 9, ватман, маркеры, картинки для интеллект-карты, клей-карандаш, тарелочки, монеты достоинством - 1, 5, 10 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей.
Ход занятия:
1 этап. Мотивация детей к деятельности, приветствие
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте, поприветствуем наших гостей и друг друга.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! "
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО! (говорят друг другу и гостям)
Воспитатель приглашает детей на ковер и обращает внимание на сумку-кошелек.
- Ребята посмотрите, какой необычный, большой предмет. Что это такое, как вы думаете?
- Может в нем можно что-нибудь хранить? А что, догадались? (ответы детей)
- Верно, это кошелёк. Скажите, а для чего он служит?
- Правильно, кошелёк мы используем для хранения денег.
- Откроем, интересно узнать, что там внутри? (воспитатель открывает кошелек и в это время на экране появляется золотая монетка).
Видео обращение:
- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка и я хочу попросить у вас помощи. Мне очень хочется понять, как и где я появилась на свет, какая я была раньше? А ещё мне интересно, что вы знаете о монетах своей страны? Я отправила вам пульт управления от машины времени и, если вы не побоитесь и отправитесь в путешествие, то я буду вам очень благодарна».
Воспитатель: - Ребята, кто обратился за помощью? Вы готовы помочь монетке? (ответы детей)
2 этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности
Воспитатель: - Ребята, о чём монетка попросила узнать? А как мы с вами можем в этом ей помочь? Что нам для этого нужно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, мы должны отправиться в путешествие по времени, узнать историю появления монетки, а затем рассказать о монетах нашей страны. А чтобы лучше запомнить информацию и поделиться её, мы с вами составим интеллект-карту. Монетка сказала, что оправила нам пульт управления, только где же он? Может надо проверить кошелек? Мы ведь не успели его открыть. Так, вот пульт управления (отметить, что кнопочки обозначены цифрами до 10), а еще здесь лежат какие-то бумажки с цифрами, значками… Как вы, ребята, думаете что это? Кто уже догадался? (наводящие вопросы и ответы детей). Правильно, это монетка прислала нам билеты на машину времени, но они необычные, нужно сначала решить, а потом только вы узнаете свое место. Вот билеты, считайте и занимайте места в машине времени (проверить правильность решения).
3 этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Игра – «Путешествие в машине времени»
Воспитатель: - Ну вот, все сели на свои места. Я предлагаю вам отравиться в прошлое и узнать, как и в какой стране появились первые деньги и наша монетка. Готовы? Для того чтобы машина времени заработала, нам нужно нажать кнопочки на пульте управления от 10 до 0. Пожалуйста, Катя, бери пульт, нажимай кнопочки и считай.
I. Ребята, мы оказались в древнем мире
СЛАЙД № 1
Воспитатель: Это было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Люди просто обменивались между собой полезными и необходимыми для жизни вещами.
СЛАЙД № 2
Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами своего труда.
Воспитатель: Как вы думаете, удобно ли было проводить обмен? А почему? (ответы детей). Да, было неудобно обмениваться друг с другом без денег, нужно было носить товар с собой. Это было тяжело, товар занимал много места, в карман не положить как деньги. Ребята, а может и вы, попробуете обменять один товар на другой? Хотите стать участниками такого обмена?
ИГРА «ОБМЕН».
Воспитатель: Я приглашаю вас выбрать себе партнёра и совершить обмен товарами, как это делали люди в древнем мире.
-Для этого раздам карточки с изображением товара, который у вас есть, а вот вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить необходимую вам вещь. Как, будете проводить обмен? Что для этого нужно сделать? (ответы детей)
- Правильно, надо договориться и обменять свой товар на другой. Работать будете в парах, рассмотрите картинки и подумайте, что вам нужно и как вы проведете обмен. Пожалуйста, какая пара готова? Расскажите нам (ответы и показ детей).
Воспитатель: - Понравилось вам обмениваться своим товаром? Получили желаемый результат? (ответы детей)
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся ОБМЕН.
Воспитатель: - Ребята, отправляемся на машине времени дальше. Садитесь на свои места, снова набираем цифры на нашем пульте от 7до 0 (Кристина, пожалуйста).
II. Древний Египет (каменные – металлические деньги)
СЛАЙД № 3
Воспитатель: Ребята, мы оказались с вами в Древнем Египте. В этой стране и придумали первые в мире деньги. Сначала они были каменными и существовали в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, продолговатыми, полукруглыми и круглыми. Их даже можно было носить на шее.
СЛАЙД № 4
Но такие деньги были тяжелыми, неудобными и постепенно их стали изготавливать из золота, серебра, меди или бронзы. Рисунок наносили на такие монеты, какой угодно. Но это были драгоценные металлы, которые были не в каждой стране. Позже люди догадались чеканить деньги из обычного металла, так появились металлические деньги - МОНЕТКИ…
Работа за столами в мастерской
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам стать мастерами и сделать монеты, как это было в древности. Приглашаю в нашу мастерскую. На столе лежат «монеты» и палочки, с помощью которых вы будете наносить нужный рисунок. Это могут быть точечки, линии или другие элементы. Приступаем к изготовлению монет.
Воспитатель: - Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые вы нанесли свой неповторимый узор. Оправляемся дальше, и снова нажимает кнопочки на пульте от 1до 6 (Саша Б.)
III. Древний Китай (бумажные деньги).
СЛАЙД № 5
Воспитатель: - Ребята, а теперь мы с вами оказались в древнем Китае.
У металлических монет был один важный недостаток – они были тяжелыми и занимали много места. И поэтому люди стали думать, искать выход и придумали бумажные деньги, которые были гораздо легче металлических.
СЛАЙД № 6
Воспитатель: - И первые бумажные деньги появились в Китае в 812 году. Для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. После того, как первые европейцы посетили Китай, в Европе и в других странах постепенно большой популярностью стали пользоваться бумажные деньги. Какие деньги было удобно использовать? Почему? Ребята, а мы всё узнали, о чём просила монетка ? Какую просьбу мы не выполнили? Мы не рассказали о монетах нашей страны. Тогда, продолжим наше путешествие. Но сначала мы немного отдохнём и выполним физминутку.
Физминутка: «Ай да счет, игра и только»
Сколько раз в ладоши хлопнем (показать цифру, например, 10)
Сколько раз ногами топнем (5)
Мы подпрыгнем столько раз (4)
Мы наклонимся сейчас (3)
Мы присядем ровно столько (6)
Ай да счет, игра и только!
Воспитатель: - Возвращаемся в нашу машину времени, интересно, куда она нас теперь перенесет? Проходите, садитесь. Пульт у Кирилла, отсчет от 9 до 2.
IV. Наше время (монеты – копейки, рубли)
СЛАЙД № 7
Воспитатель: - Ой, ребята, мы вернулись в наше время, что мы видим? (на экране появляются картинка с изображение Москвы, Омска, Лузино).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, в какой стране мы оказались? Как она называется? (Россия). В каждой стране есть свои деньги и называются они по-разному. В нашей стране деньги называют как? Правильно – РУБЛИ, КОПЕЙКИ.
Воспитатель: - А нашей стране всегда такие деньги были, как сейчас? Как вы считаете? (ответы детей)
СЛАЙД № 8 (Древняя Русь)
На Руси тоже были деньги сначала металлические разной формы и с разным рисунком, а позже появились бумажные. Вот сколько мы с вами, ребята, сегодня узнали об истории возникновения монет.
Воспитатель: Приглашаю вас к столу, на котором лежат кошелки, давайте откроем их.
- Что в них лежит? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, это металлические деньги – монеты, которые мы называем КОПЕЙКАМИ И РУБЛЯМИ. Покажите и назовите мне, какие копейки у вас есть (1, 5, 10 копеек). Как можно разменять 5 и 10 копеек? (работа в парах и ответы детей) Хорошо. А какие рубли (10, 5, 2, 1 рубль). Как можно разменять 5 и 10 рублей? (работа в парах и ответы детей) Правильно! А бумажные деньги есть в вашем кошелке? Какого достоинства? (10 рублей) Как называются бумажные деньги, кто знает?
Воспитатель: - Бумажные деньги называем купюрой. Повторите, пожалуйста, хором –КУПЮРА. Хорошо. А какого достоинства ещё есть бумажные деньги? (10, 50, 100, 200, 1000, 2000, 5000 рублей). Деньги у вас есть, предлагаю поиграть. Вы будете покупателями, а я - продавцом. У меня в магазине школьные принадлежности и вам, как будущим первоклассникам, нужно выбрать необходимую вещь для школы. Подходите к прилавку, выбирайте товар. Как узнать его стоимость? (по ценнику) Кто уже выбрал и готов оплатить свою покупку? Пожалуйста (выбор покупки, оплата). Все приобрели товар, рассчитались, никто не ошибся. Какие вы молодцы! Постарались. А скажите, пожалуйста, за деньги можно все купить? А что нельзя, как вы считаете? (ответы детей). Все согласны?
4 этап. Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Ребята, у меня есть интересная игра – дидактическое лото «Что можно купить?» и мы сейчас проверим ваши ответы. Выбирайте по одной карточке, на которой есть значок в виде кошелька. Обратите внимание, что есть кошелёк, который перечеркнут красной линией. Что он обозначает?
- Правильно, это значит, что нужно выбрать предмет для этой карточки, который нельзя купить за деньги. На столе лежат разные картинки, вам надо выбрать подходящие для вашей карточки. Готовы? Приступайте (проверка в парах, ответы детей).
Воспитатель: Отлично, со всем справились. Как думаете, можем уже составлять интеллект-карту? Да, можем. Проходите к столу, прежде чем приступим к работе, давайте, вспомним все, о чем мы сегодня говорили.
- В каком мире люди обменивались предметами? Что заменяло деньги?
- Какими были самые первые деньги? Какую форму они имели? В какой стране?
- В какой стране впервые придумали бумажные деньги?
- Деньги Древней Руси – они какие?
- Как называются деньги в нашей стране (России)
- Кто к нам обратился за помощью? (ответы детей на закрепление и составление интеллект-карты). Значит, в центре что будет? Верно, монетка. Сколько главных моментов надо отметить? (ответы детей) Молодцы! Выбирайте себе картинки и приступайте к составлению интеллект-карты (напоминание, совет, поощрение, взаимопомощь).
5 этап. Рефлексия, подведение итогов, обсуждение результатов
Воспитатель: Мы помогли нашей золотой монетки? Да, мы узнали историю ее появления. Что ещё удалось нам выполнить? (участвовали в изготовлении денег, составили интеллект-карту, поиграли в магазин с монетами) Что было самым интересным для вас? А вы помогали друг другу?
- Ребята, а зачем мы составили интеллект-карту? Она нам пригодится? (ответы детей – лучше запомнить, поделиться информацией с друзьями, с родителями)
- Какие вы молодцы, ребята! Так активно сегодня работали. Мне очень понравилось!
Воспитатель: Ребята, предлагаю оценить свои результаты: монетка улыбается – вы справились, было интересно, монетка грустная – не все удалось, были затруднения.
Воспитатель: - Ребята, я оставлю вам кошельки с монетами и купюрами, вы можете поиграть с ними в свободное время (дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Золотая осень"
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ, родителей. Конспект содержит познавательную беседу, словесные и дидактические игры....
конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Веселая дымка и золотая хохлома"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной для школы группе. В ходе обучения дети закрепляют знания об истории возникновения вещей,...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе . «Подарки Золотой Осени»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе .«Подарки Золотой Осени»...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему "Золотая осень"
Конспект ООД с использованием ИКТ по образовательной области «Познавательное развитие» для детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Осень золотая»
Конспект НОД по познвательному развитию продолжает знакомить детей с основными признаками осени. В разработке активно используется интеграция образовательных областей (познавательной, речевой, художес...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Осень золотая"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Осень золотая» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Зада...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «В поисках золотой лилии»...