Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Проект "Маленький финансист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Маленький финансист"103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №33»

(МБДОУ «Детский сад №33»)

Проект: «Маленький финансист»

Участники реализации проекта: обучающиеся 5-7 лет

Сроки реализации проекта: 3 месяца

 

 Авторский коллектив МБДОУ

«Детский сад № 33» в составе воспитателей:

1. Логинова Анна Сергеевна,

2. Мингалимова Надежда Ивановна,

3. Сатанина Людмила Александровна,

4. Гумерова Назира Мингалиевна,

5. Коробова Анна Геннадьевна

Ачинск, 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект «Маленький финансист» социально-педагогической направленности разработан на основе Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности, утв. Распоряжением правительства РФ от 25.09. 2017 г.  №2039-р. 

Проблема. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
 Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Новизна 

Новизна данного проекта в том, что за счёт взаимопроникновения двух направлений: финансовой грамотности и физического развития дошкольников с применением  нестандартного  физического оборудования, мы предоставляем обучающимся возможность получить первый опыт «зарабатывания» «своих» денег через реализацию собственной физической  активности, что сопоставимо с трудовыми усилиями во взрослой жизни.

На подготовительном этапе воспитатели  совместно с родителями и детьми изготовят нетрадиционное физическое оборудование, ознакомят с ними детей. Затем с помощью презентаций и экскурсий, дети познакомятся с финансовыми составляющими: деньги, банки и магазины.

 На основном этапе проекта, воспитанники  в процессе физических соревнований с использованием нетрадиционного оборудования будут зарабатывать детскую денежную валюту «Финансики». Свой заработок дошкольники смогут вкладывать в имитационный банк «Финанс Банк».

 На завершающем этапе проекта, ребёнок сможет снять свой вклад и потратить его  на ярмарке.

Актуальность проекта

Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения.  Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.

По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги  должны объяснить детям следующие вопросы: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться?

В процессе реализации проекта, дети начнут понимать, как зарабатываются деньги и улучшат своё физическое здоровье.  Обучающиеся должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Федеральный государственный стандарт Дошкольного образования уделяет большое внимание становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами.

Опираясь на мнение специалистов в области физического воспитания дошкольников утверждающих, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, создаются предпосылки для развития выносливости, скоростно-силовых качеств, происходит совершенствование деятельности основных физиологических систем организма, можно сделать вывод, что необходимо:

1. Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

2. Увеличить объём двигательной активности детей;

3. Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности;

4. Поднять эмоциональный настрой детей.

Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях, а также в играх, эстафетах и самостоятельной двигательной деятельности детей с применением нестандартного оборудования.

Что же понимается под термином «нестандартное физкультурное оборудование»?

Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном уголке, если есть желание и немного фантазии.

Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности.

В ходе реализации проекта, мы даём детям возможность приобрести знания о финансовой грамотности посредством проведения физкультурно - оздоровительных мероприятий, с использованием нетрадиционного оборудования.

Педагогическая  целесообразность.

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что формирование предпосылок к  развитию экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, даёт возможность через участие в физической активности, заработать свои первые «финансики» и распорядиться ими. Приобретаются такие качества, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данного проекта является  взаимопроникновение физической активности и развития предпосылок к формированию финансовой грамотности у обучающихся среднего и старшего дошкольного возраста.

Возраст детей

Проект рассчитан  на  обучающихся 5-7 лет.

Сроки реализации

Срок реализации проекта три месяца: с июня по конец августа 2019г.

Цель: развитие предпосылок к финансовой грамотности у обучающихся  детей  старшего дошкольного возраста через финансово-физическую деятельность  с помощью нестандартного физического оборудования.

Задачи:

- расширить предметно-развивающую среду по физическому развитию детей за счёт создания нестандартного физического оборудования;

- создать оптимальную двигательную среду, с использованием нестандартного оборудования, способствующую развитию предпосылок  к финансовой грамотности.

Сроки реализации: июнь - август 2019

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Будет изготовлено не менее 20 видов нестандартного  физического оборудования.
  2. Разработано не менее 3 презентаций на тему «Финансовая грамотность».
  3. Опубликовано не менее 1 статьи в СМИ о реализации проекта.
  4. Выйдет не менее 1 видеоролика  о проекте в местных СМИ.
  5. Отчёты по каждому этапу проекта будут выставлены на  сайт МБДОУ «Детский сад №33».


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА

п\п

Перечень разделов

Тема

Мероприятие

Дата

Формы организации

Ι.

1.1

Подготовительный

Нестандартное оборудование :«Гантели»;

«Султанчики»; «Бильбоке»;

«Моталочки»

03.06.2019-07.06.2019

Беседа.

Изготовление

ОРУ с предметом

1.2

Презентация «Деньги»

10.06.2019

Показ.

Беседа.

1.3

Экскурсия в «Банк»

14.06.2019

Экскурсия.

1.4

Нестандартное оборудование:

«Спортивные кубики»;

«Чудо - сачок»;

«Волшебные колечки»;

«Массажер»

17.06.2019-21.06.2019

Беседа.

Изготовление

ОРУ с предметом

1.5

Имитационная игра «Финанс Банк»

24.06.2019

Игра.

1.6

Нестандартное оборудование:

«Ленты»;

«Стойки»;

«Кольцеброс»;

«Солнышко»;

25.06.2019-28.06.2019

Беседа.

Изготовление

ОРУ с предметом

1.7

Экскурсия в «Супермаркет»

01.07.2019

Экскурсия.

1.8

Нестандартное оборудование:

«Лыжи-скороходы»;

«Ходунки»;

«Бадминтон»;

«Волшебный колпак».

02.07.2019-05.07.2019

Беседа.

Изготовление

ОРУ с предметом

1.9

Имитационная игра «Супермаркет».

08.07.2019

Игра.

1.10

Нестандартное оборудование:

«Шнуры»;

«Классики»;

«Мишени»;

«Твистер».

09.07.2019-12.07.2019

Беседа.

Изготовление

ОРУ с предметом

ΙΙ.

2.1

Основной

Соревнования:

«Попади в цель»

15.07.2019

Соревнования:

Метание предметов в цель.

2.2

Игра: «Угадай, кого накрыли».

17.07.2019

Подвижная игра.

2.3

Соревнования :«Преодоление препятствий».

19.07.2019

Соревнования.

2.4

Подвижная игра: «Твистер».

23.07.2019

Подвижная игра.

2.5

Соревнования:

«Кто быстрее».

25.07.2019.

Соревнования.

2.6

Игра: «Классики»

29.07.2019.

Подвижная игра.

2.7

Соревнование: «Попади в мишень».

31.07.2019.

Соревнования.

ΙΙΙ

3.1

Заключительный

Ярмарка «Маленький финансист»

Август 2019

Анализ деятельности в рамках проекта.

Содержание проекта.

 Проект будет реализован на базе  МБДОУ «Детский сад № 33»  в группах старшего дошкольного возраста.  Реализация проекта начнётся с погружения детей в проблему недостаточного развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

В реализации нашего проекта три этапа:

1. Подготовительный.

На данном этапе мы планируем ознакомление и приобщение воспитанников старшего дошкольного  возраста с финансовыми составляющими и с нетрадиционными атрибутами для развития физического развития. Планируется привлечение родителей в изготовлении нестандартного оборудования.

Нестандартное оборудование должно быть:

Безопасным;

Максимально эффективным;

Удобным к применению;

Компактным;

Универсальным;

Технологичным и простым в применении;

Эстетичным.

На подготовительном этапе будут организованы просмотры презентации «Деньги», проведены имитационные игры и выездная экскурсия в «Банк»  и «Супермаркет».

В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений. Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты.

Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

Старшие дошкольники соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Поэтому необходимо формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными  – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

- научить правильно, относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

2. Основной.

На данном этапе будут проведены различные соревнования, игры с использованием нетрадиционного оборудования. Воспитанники старшего возраста смогут испытать свои силы в таких соревнованиях как «Попади в цель», «Кто быстрее», «Преодолей препятствия» и в различных подвижных играх.

На данных мероприятиях ребёнок не только будет развивать свои физические способности, но и будет вознаграждён за свои успехи детской денежной валютой «Финансиками». Заработанные средства дошкольники смогут вкладывать в «Финанс Банк».

 

3. Завершающий.

Подведение итогов будет проходить по нескольким направлениям. Во-первых, в ходе имитационной игры «Финанс Банк», дошкольники смогут получить наличные «Финансики», заработанные в ходе проекта.

Во-вторых, закрытие проекта пройдёт крупномасштабной ярмаркой «Маленький финансист», которая будет реализована совместно с родителями. На которой дети старшего дошкольного возраста смогут потратить свои заработанные «Финансики».

На этом этапе будет подготовлен отчёт о деятельности по проекту и представлен на официальном сайте образовательной организации.  

Условия реализации проекта.

Для эффективной реализации  проекта   должны быть созданы следующие условия:

Нормативные условия:

Положение Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности, утв. Распоряжением правительства РФ от 25.09. 2017 г.  №2039-р. 

Настоящая Стратегия определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период. В соответствии с требованиями, которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС, образовательное учреждение обязано:

- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

рассуждений;

- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь

на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их

социальный опыт;

- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие

ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Педагогические условия:

В проекте «Маленький финансист» участвуют воспитатели  и воспитанники групп старшего дошкольного возраста, и их  родители, зам зав по ВОР, инструктор по физической культуре. 

Развивающая предметно-пространственная среда:

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Оборудование 

Материально-техническими условиями реализации проекта является пополнение РППС нестандартным оборудованием  по физическому развитию  детей дошкольного возраста, силами педагогов, родителей.

Материально-технические условия:

Игровая деятельность является главной движущей силой развития ребёнка в дошкольном возрасте, поэтому создание материальных условий для ее полноценной реализации - необходимое требование к предметной среде ДОУ.

   В данном проекте на подготовительном этапе для изготовления нестандартного оборудования для проведения мероприятий: «Гантели», «Султанчики», «Спортивные кубики», «Ленты», «Волшебные колечки», «Ходунки», «Волшебный колпак» и др. планируется использовать бросовый материал, списанный материал, подручные средства.

В каждой возрастной группе имеются атрибуты для имитационных игр таких как: «Супермаркет», «Финанс Банк».

На основном этапе  будут проведены:

 - подвижные  игры: «Твистер»,  «Классики», «Угадай кого накрыли».

 - соревнования: «Попади в цель», «Кто быстрее», «Попади в мишень, «Преодоление препятствий».

Для оздоровительного воздействия вышеуказанные игры и соревнования будут проводиться на свежем воздухе. В игре дети будут  упражняться в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле.

Для стимулирования двигательной активности имеется оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети будут пользоваться мячами разных размеров, деревянными и пластиковыми шариками, мешочками с песком (вес 150-200 г, а также шишками, камешками и другими предметами. В качестве мишеней будут  использованы обручи, корзины, различные сетки.

Помимо перечисленных выше предметов, для проведения игр и соревнований имеется в наличии  достаточное количество разных мелких пособий и игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных кружков, кубиков, палок, кеглей. Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия выполнения двигательных заданий в играх.

Для проведения ярмарки на заключительном этапе данного проекта силами родителей будут предоставлены «товары» для ярмарки: товары для продажи, различное угощенье, музыкальное сопровождение, костюмы для детей и взрослых.

Условия информационного обеспечения:

    Все этапы реализации проекта будут освещаться на сайте ДОО. Используя возможности программы PowerPoint, педагоги нашего детского сада создадут  презентацию  на тему «Деньги». Выполненная презентация пополнит  мультимедийную библиотеку каждого педагога, группы и ДОУ в целом.


Научно-методические условия:

    Литературные источники для составления проекта  «Маленький финансист»:

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
  10.   О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  11. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.

12. Михайлова З. А. Теории и технологии развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с.


Основные формы  реализации проекта

1.На подготовительном  этапе мы планируем ознакомление и приобщение детей старшего дошкольного возраста к ознакомлению с нестандартным оборудованием. Дети совместно с родителями изготовят нестандартное оборудование для дальнейшего использования в проекте.

2.На  основной  этапе будет проведена экскурсия в банк и супермаркет.

Традиционная форма: привлечение родителей (провести беседы для чего нам нужен проект)

Просветительская форма: использование социальных сетей для освещения реализации проекта.

Индивидуальная и подгрупповая работа (будут проводиться мероприятия с детьми, как группой, так и по одному)

Открытые мероприятия

3. Завершающий.

Подведение итогов.  Пройдет крупномасштабная ярмарка , которая будет реализована в рамках  Детского сада , где будут проданы сувениры и сладости. Дети смогут купить себе сладость или сувенир на «финансики » которые они зарабатывали в ходе проекта.

Важные этапы проекта будут выставлены на сайт ДОУ

Педагоги обсудят значимость данной работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Будут подведены итоги проекта, что получилось сделать, чего добились, какие пути сотрудничества наметили. На этом этапе будет подготовлен отчет о деятельности по проекту.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...