Творческий отчёт
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Творческий отчёт о финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчёт на тему:
«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
I. Введение
Одним из аспектов экономического образования детей дошкольного возраста является финансовая культура. Это новое направление в дошкольной педагогике - социальная проблема, неотделимая от ребенка с раннего возраста.
Дети рано вовлекаются в хозяйственную жизнь семьи: сталкиваются с большим количеством рекламы, сталкиваются с деньгами, ходят в магазин вместе с родителями, чтобы овладеть первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Опыт использования финансовых продуктов и грамотное отношение к собственным деньгам в раннем возрасте способствуют материальному благополучию ребенка по мере его роста.
Финансовая грамотность - это качество человека, который формируется с самого раннего возраста и демонстрирует способность самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Актуальность
Проблема низкого уровня финансовой грамотности негативно сказывается на финансовом потенциале и личном благополучии домашних хозяйств, замедляет инвестиционные процессы в экономике, препятствует развитию финансового рынка, что приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Эта проблема связана с недостаточным преподаванием основ финансовой грамотности в учебных заведениях, отсутствием учебных материалов и имеющихся учебных программ, недостаточностью основ финансовой грамотности квалифицированных учителей. Это влечет за собой отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, взаимодействия с финансовыми учреждениями, учреждениями и организациями, предназначенными для защиты прав потребителей финансовых услуг.
Экономическое образование и финансовое образование - относительно новое направление в дошкольной педагогике. В последние годы было проведено большое количество исследований о необходимости реализации экономического образования в дошкольном возрасте. Исследования показали, что дети приобретают первичный опыт участия в основных экономических отношениях, происходит их введение в мир экономической реальности. Ведение основ финансовой грамотности в соответствии с ФГОС ДО считается целесообразным и необходимым в развитии ребенка, основной целью и следствием образования является развитие личности ребенка. Изучение финансовой грамотности приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. Именно там в дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к образованию и познанию на протяжении всей жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе экономической (финансовой) культуры. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных понятий об экономических категориях, интеллектуальных и моральных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, жадность и осуждение расточительности).
Без создания первичных экономических представлений невозможно создать финансовую грамотность. В мире инновационных технологий сегодняшнее поколение живет в разных экономических условиях. Наши дети должны знать, как правильно использовать средства, которые они заработают в своей взрослой самостоятельной жизни. В результате дети с дошкольного возраста постепенно включались в финансовые отношения и экономическую жизнь общества для обмена, производства, потребления и распределения материальных благ семьи. Так или иначе, дети слишком рано вовлекаются в экономическую жизнь своих родителей: сталкиваются с большим количеством рекламы, ходят в магазин вместе с родителями, сталкиваются с деньгами, чтобы у них были первичные экономические знания, пока они еще на начальном уровне. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт использования финансовых продуктов дошкольного возраста создают хорошие возможности и способствуют финансовому благополучию детей, когда они вырастут. Самым естественным и увлекательным эффективным способом формирования финансовой культуры детей являются игровые мероприятия, способствующие расширению кругозора в сфере экономики и сбережений, развитию базовых практических навыков, укреплению и обогащению знаний о сфере финансовой деятельности взрослых. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть созданы полезные финансовые привычки.
Поэтому считаю, что очень важно уже заложить в дошкольном учреждении основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, остроумие, инициативность, организация, практичность, уверенность в себе, практичность для создания разумных экономических потребностей, способности к потребностям истинных способностей и веры, личный добросовестный труд-это средство удовлетворения потребностей. И, конечно, мы, взрослые, должны помочь детям удовлетворить свое экономическое любопытство, не утонуть в потоке экономической информации, не заблудиться, не сопротивляться и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми. В дошкольном возрасте проявляется позитивное отношение к "искусственному миру", к себе и окружающим вас людям. Современные дети занимаются покупками в магазине, это могут быть карманные деньги. В то же время многие родители жалуются, что дети не знают стоимости денег, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, а родители обращаются за помощью к учителям в решении этих проблем. Работа с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности посредством игр решит эту проблему.
Новизна опыта заключается в использовании игровых мероприятий, способствующих формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, дети должны знать, что нужно жить по средствам, мы должны тратить меньше, чем зарабатываем. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Я считаю, что обучение финансовой грамотности дошкольников, это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни.
Считаю, что это тема в наше время актуальна и востребована.
Поэтому я поставила перед собой следующие цель и задачи:
Цель: формирование основ экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам,
способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
-Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
II. Работа с детьми.
Финансовая грамотность, как и многие другие, культивируется в течение длительного периода времени, основанного на принципе « от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления практического применения знаний и навыков. Создание полезных привычек в сфере финансов поможет вам избежать многих ошибок с возрастом и обретением финансовой независимости у детей и станет основой финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
На мой взгляд, если у ребенка нет правильного представления о деньгах, то у него будет свое, часто неправильное мнение. Дети должны знать, что деньги зарабатываются собственным трудом.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.
Для достижения положительных результатов в работе, я применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности.
Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя: перспективный план, занятия с детьми.
Занятия носят интегративный характер. Они знакомят детей с основами финансовой грамотности в связи с занятиями, связанными с развитием речи, математикой, театральной и изобразительной деятельностью, а также различными игровыми и деловыми мероприятиями. Все это помогает всестороннему развитию детей и позволяет более эффективно подготовить их к обучению в школе.
Работа по формированию финансовой грамотности у детей составлена по следующему принципу совместной деятельности участников образовательного процесса: воспитатель - ребёнок, ребёнок -родители.
Опросы среди родителей показали, что большинство из 65% считают, что еще рано вводить финансовое образование в образовательный процесс, 20% родителей не считают этот вопрос интересным для детей, 15% даже интересуются финансовой грамотностью своих детей. Многие родители не понимают, насколько важно привлекать ребенка к финансовой грамотности с детства, потому что это полезный и правильный способ подготовить ребенка к жизни, его адаптации к обществу. Были проведены беседы с родителями, консультации, собрания, для них был организован информационный уголок.
Включение работ по формированию финансовой грамотности в образовательный процесс помогло родителям понять, что взаимопомощь семье и детскому саду является необходимым условием для полноценной реализации возможностей ребенка. Все работы проводились в сотрудничестве с родителями. Родители организовывали поездки в банк для своих детей.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста благополучно сказывается на развитии мышления, личности, воображения, речи и кругозора ребенка. Дети приобретают навыки правильного управления домашним хозяйством, экономят семейный бюджет.
Проведя целенаправленные исследования, я убеждена, что финансовая грамотность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.
Эффективное использование приемов, инструментов и приемов привело к положительной динамике формирования финансовой культуры посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, личностного роста дошкольников, заметных усилий по игре самостоятельно, работе и на благо общества. Систематически проводимые исследования повысили эффективность работ по формированию финансовой культуры и позволили добиться положительных результатов.
В результате у детей развилось слуховое восприятие, увеличились наблюдательность, внимание, память, воображение, были упорядочены впечатления, полученные при взаимодействии с внешним миром, возрос словарный запас, повышен уровень знаний об экономическом содержании и выражена положительная динамика формирования финансовой культуры детей. Исходя из этого, можно говорить о возможности дальнейшего развития ряда мероприятий, направленных на формирование финансовой культуры, познавательной деятельности, развития личности ребенка, речи и творческих способностей детей.
Список использованных литературных источников
1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 1. – 2018. – С. 21–29.
3. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников как методическая проблема (теория и технология)// Дошкольное воспитание. – № 2. – 2018. – С. 27–39. 47
4. Белошистая А.В. Геометрический материал в дошкольном математическом учреждении//Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 31.
5. Белошистая А.В., Богданец Т.П. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольников//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 62–69.
6. Васильева М., Шильцина В. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста// Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 37–45.
7. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
8. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
9.Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
10.Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
11. Л.В. Стахович, Е.В.Семенкова. Азы финансовой грамотности для дошкольников. М. ВИТА – ПРЕСС, 2020, - 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»
Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...
Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»
Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....
Творческий отчёт
Консультация для воспитателей по теотральной деятельности...
Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год
Творческий отчёт о проделанной работе за 2009 - 2010 учебный год...
творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо"
опыт работы по изо...
Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста» за 2014-15 г.г.воспитателя ГУЦАЛО Е.Н.
Творческий отчёт по самообразованию на тему «Раскрытие творческого потенциала в лепке у детей старшего возраста»...
Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"
Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...