Финансовая граммотность детей дошкольного возраста.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Очень важно в дошкольном возрасте получить эти знания, для того чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hanunova_o.v._gbou_sosh_s.kurumoch_sp_d.s.belochka.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ханунова Ольга Викторовна
Воспитатель
СП «Детский сад «Белочка» ГБОУ СОШ с.Курумоч м.р. Волжский Самарской области
2 слайд. На вопрос «Для чего нужна финансовая грамотность для детей?» можно было бы ответить односложным: «Дети взрослеют». Детям нужны знания в этой области для того, чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь и занялись осознанным созданием собственного будущего.
Однако такой ответ поднимает целый ряд сопутствующих вопросов. Например, как именно нужно учить детей финансовой грамотности? Или в каком возрасте разумно начинать обучение? Как простым языком и на наглядных примерах объяснять ребенку вещи столь сложные, которые и взрослых людей подчас вводят в ступор?
3 слайд. Важность и необходимость формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте заключается в следующем:
- Обучение финансовой грамотности предполагает, в числе прочего, умение планировать ресурсы. Финансы – это ответственность. Ребенок будет учиться принимать решения, действовать эффективно и принимать последствия своих решений.
- Ребенок станет дисциплинированнее, рассудительнее, сформирует взвешенное отношение к собственным трудозатратам, научится четче формулировать цели.
- Он узнает о способах планирования и приумножения денег, в частности, об инвестиционных инструментах, и в будущем сможет опробовать разные способы увеличить свой доход.
- Ребенок рано начнет планировать собственное будущее и сделает более осознанный выбор профессии, чем его сверстники, у которых не обучались финансовой грамотности.
4 слайд. Но чтобы не случилось перекоса ценностей, ребенку обязательно нужно напоминать и демонстрировать, что самые важные вещи не связаны с деньгами: жизнь, любовь, внутренняя гармония, радость от того, что можешь заниматься любимым делом, возможность любоваться красотой природы и быть рядом с близкими людьми. Главные истины о деньгах, которые нужно знать детям, что деньги не берутся ниоткуда, деньги не любят безответственности, деньги могут быть объектом интереса других людей. Эти простые истины, усвоенные ребенком 5-7 лет, сделают более осознанной всю его жизнь.
5 слайд. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может и должен осознать следующее:
- Деньги не просто достают из банкомата. Нужна либо работа, либо большие суммы, вложенные в инвестиционные проекты с большой доходностью, либо и то, и другое.
- Больше заработал – сможешь больше себе позволить, однако желания нужно сопоставлять с необходимостью.
- Соответственно: деньги нужно планировать, учитывать доходы и расходы, и ребенок тоже может это делать – сначала в самых кратких временных интервалах. И это может быть очень интересно!
- Сколько товаров можно купить за одну и ту же сумму – зависит от качества товара, его назначения и сложности производства. Стоимость складывается из множества материалов и процессов, деньги сопровождают весь этот процесс по цепочке.
- К деньгам нужно относиться ответственно. Приучать ребенка считать сдачу.
- Деньги можно копить, чтобы купить в будущем то, на что не хватает сейчас.
- Правила финансовой безопасности и действия в экстренных ситуациях.
Для подачи всех этих истин детям подходит игровая форма, однако можно применять её в реальных ситуациях. И очень важно, чтобы ребенок не просто накопил теоретические знания, а умел применять на практике всё, чему обучился.
Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников я реализую на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
6 слайд .Цель Программы — помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
7 слайд Основные задачи Программы помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость;
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
8 слайд. Программа состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
9 слайд. Для реализации поставленных целей и задач я модернизировала развивающую предметно пространственную среду в группе при помощи произведений художественной литературы экономического содержания, кроссвордов, лабиринтов, головоломок,
экономических задач, ребусов, дидактических игр, альбомов: пословиц и поговорок, интерактивных игр, медиатеки мультфильмов, банковских карт,
ненастоящих денег, коллекции старых денег и денег других стран, атрибутов, для
организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и много др.
10 слайд. В процессе организации образовательной деятельности с детьми я использую разнообразные формы:
11, 12, 13 слайд. Игры: «Какие ошибки допустил художник?», «Игра-эстафета «Хорошо — плохо»; «Банкомат» ,«Сбербанк», « Кафе»и др.
- Беседы: «О труде», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Профессии»,«В общем о деньгах», «История денег в России», «О рекламе», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
14-15 слайд. Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать - это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?», «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым», «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».
- Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».
- Чтение и обсуждение произведений художественной литературы: Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т.В. Грековой «Клад», Б.В. Минина «Муравьи и старый горшочек», Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», Н. Носова «Заплатка», К.И. Чуковского «Федорино горе».
- Экскурсии и наблюдения за трудом взрослых различных профессий.
- Викторина: «О какой сказке идет речь?»
- Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки».
- Спектакль «Приключения Копеечки».
- Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили».
- 16 слайд. .Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Создание дизайна банковской карты» «Мои добрые дела», «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Фантастическая реклама», раскрашивание раскрасок.
- 17 слайд. Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку», «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».
- Создание мастерской по ремонту книг. Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки».
- 18 слайд. Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала.
Все формы носят интегративный характер.
19слайд. Взаимодействуя с родителями с целью повышения их компетентности в вопросе формирования основ финансовой грамотности у детей, в первую очередь предложила Программу детской финансовой грамотности «Мини-Мани». Программа рассчитана на различные возрастные группы. «Малыш» 5-6 лет, «Юниор» 7-9 лет, «Тинейджер» 10-14 лет.
20 слайд.Программа помогает родителям научить детей: экономить и копить карманные деньги, правильно тратить, планировать расходы. А так же, с помощью Программы, родители могут грамотно рассказать ребенку о таких важных понятиях как: «деньги», «экономия и сбережения», «затраты и бюджет», «банк и банковские продукты»? Понятно для детей ответить на вопросы ребенка о деньгах: Что такое деньги и как они появились? Какие бывают деньги? Откуда в нашем доме появляются деньги? Куда уходят наши деньги? Учатся воспитывать в ребенке правильное отношение к деньгам: Как понять, сколько денег у нашей семьи? Как уберечь деньги от «ловушек»? Правильно учат ребенка различать свои желания и потребности: Как потратить деньги с пользой? Как сделать так, чтобы мечты сбывались, хотя и не сразу? Как найти дорогу к своей мечте?
21 слайд.Для этого в Программе есть развивающие материалы: финансовый словарь, раскраски, пазлы, стереограммы, кроссворды, комиксы, ребусы.
22 слайд .В работе с родителями воспитанников ещё использую такие формы и методы как: оформление папок – передвижек, информационных стендов, памяток, буклетов; привлечение к изготовление семейных экономических газет «Бюджет и семья», «Семейная экономика»; реализация детско-родительских проектов «Гипермаркет мечты», «Как экономить бюджет», «Как копить деньги?»; привлечение к изготовлению атрибутов для игр, альбом по темам: «Профессии», «Деньги» и др., коллекционированию.
23 слайд. В целом предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю достаточно точек опоры для реализации задач по формированию предпосылок финансовой грамотности, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.
Взвешенный и разумный подход к деньгам и тратам, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного и не «хранить все яйца в одной корзине» – вот составляющие финансовой свободы. И её фундамент – финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детском и подростковом возрасте.
Список литературы:
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. с. 349–351.
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»
Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...
ПРОЕКТ «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Возраст детей: 6-7 года Срок реализации: 1 год
Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подгото...