Финансовая граммотность детей дошкольного возраста.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ханунова Ольга Викторовна

Очень важно в дошкольном возрасте получить эти знания, для того чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hanunova_o.v._gbou_sosh_s.kurumoch_sp_d.s.belochka.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ханунова Ольга Викторовна

Воспитатель

СП «Детский сад «Белочка» ГБОУ СОШ с.Курумоч м.р. Волжский Самарской области

         2 слайд. На вопрос «Для чего нужна финансовая грамотность для детей?» можно было бы ответить односложным: «Дети взрослеют». Детям нужны знания в этой области для того, чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь и занялись осознанным созданием собственного будущего.

          Однако такой ответ поднимает целый ряд сопутствующих вопросов. Например, как именно нужно учить детей финансовой грамотности? Или в каком возрасте разумно начинать обучение? Как простым языком и на наглядных примерах объяснять ребенку вещи столь сложные, которые и взрослых людей подчас вводят в ступор?

          3 слайд. Важность и необходимость формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте заключается в следующем:

  • Обучение финансовой грамотности предполагает, в числе прочего, умение планировать ресурсы. Финансы – это ответственность. Ребенок будет учиться принимать решения, действовать эффективно и принимать последствия своих решений.
  • Ребенок станет дисциплинированнее, рассудительнее, сформирует взвешенное отношение к собственным трудозатратам, научится четче формулировать цели.
  • Он узнает о способах планирования и приумножения денег, в частности, об инвестиционных инструментах, и в будущем сможет опробовать разные способы увеличить свой доход.
  • Ребенок рано начнет планировать собственное будущее и сделает более осознанный выбор профессии, чем его сверстники, у которых не обучались финансовой грамотности.

4 слайд. Но чтобы не случилось перекоса ценностей, ребенку обязательно нужно напоминать и демонстрировать, что самые важные вещи не связаны с деньгами: жизнь, любовь, внутренняя гармония, радость от того, что можешь заниматься любимым делом, возможность любоваться красотой природы и быть рядом с близкими людьми. Главные истины о деньгах, которые нужно знать детям, что деньги не берутся ниоткуда, деньги не любят безответственности, деньги могут быть объектом интереса других людей. Эти простые истины, усвоенные ребенком 5-7 лет, сделают более осознанной всю его жизнь. 

         5 слайд. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может и должен осознать следующее:

  • Деньги не просто достают из банкомата. Нужна либо работа, либо большие суммы, вложенные в инвестиционные проекты с большой доходностью, либо и то, и другое.
  • Больше заработал – сможешь больше себе позволить, однако желания нужно сопоставлять с необходимостью.
  • Соответственно: деньги нужно планировать, учитывать доходы и расходы, и ребенок тоже может это делать – сначала в самых кратких временных интервалах. И это может быть очень интересно!
  • Сколько товаров можно купить за одну и ту же сумму – зависит от качества товара, его назначения и сложности производства. Стоимость складывается из множества материалов и процессов, деньги сопровождают весь этот процесс по цепочке.
  • К деньгам нужно относиться ответственно. Приучать ребенка считать сдачу.
  • Деньги можно копить, чтобы купить в будущем то, на что не хватает сейчас.
  • Правила финансовой безопасности и действия в экстренных ситуациях.

Для подачи всех этих истин детям подходит игровая форма, однако можно применять её в реальных ситуациях. И очень важно, чтобы ребенок не просто накопил теоретические знания, а умел применять на практике всё, чему обучился.

          Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников я реализую на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

    6 слайд .Цель Программы — помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

    7 слайд      Основные задачи Программы помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость;

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

   8 слайд.       Программа состоит из четырех блоков, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

 9 слайд.   Для реализации поставленных целей и задач я модернизировала развивающую предметно пространственную среду в группе при помощи произведений художественной литературы экономического содержания, кроссвордов, лабиринтов, головоломок,
экономических задач, ребусов, дидактических игр, альбомов: пословиц и поговорок,  интерактивных игр, медиатеки мультфильмов, банковских карт,
ненастоящих денег, коллекции старых денег и денег других стран, атрибутов,  для
организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и много др.

    10 слайд.  В процессе организации образовательной деятельности с детьми я использую разнообразные формы:

    11, 12, 13 слайд. Игры: «Какие ошибки допустил художник?», «Игра-эстафета «Хорошо — плохо»; «Банкомат» ,«Сбербанк», « Кафе»и др.

  • Беседы: «О труде», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Профессии»,«В общем о деньгах», «История денег в России», «О рекламе», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

14-15 слайд. Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать - это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?», «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым», «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

  • Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».
  • Чтение и обсуждение произведений художественной литературы: Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т.В. Грековой «Клад», Б.В. Минина «Муравьи и старый горшочек», Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», Н. Носова «Заплатка», К.И. Чуковского «Федорино горе».
  • Экскурсии и наблюдения за трудом взрослых различных профессий.
  • Викторина: «О какой сказке идет речь?»
  • Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки».
  • Спектакль «Приключения Копеечки».
  • Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили».
  • 16 слайд. .Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Создание дизайна банковской карты» «Мои добрые дела», «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Фантастическая реклама», раскрашивание раскрасок.
  • 17 слайд. Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку», «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».
  • Создание мастерской по ремонту книг. Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки».
  • 18 слайд. Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала.

Все формы носят интегративный характер.

          19слайд. Взаимодействуя с родителями с целью повышения их компетентности в вопросе формирования основ финансовой грамотности у детей, в первую очередь предложила Программу детской финансовой грамотности «Мини-Мани». Программа рассчитана на различные возрастные группы. «Малыш» 5-6 лет, «Юниор» 7-9 лет, «Тинейджер» 10-14 лет.

         20 слайд.Программа помогает родителям научить детей: экономить и копить карманные деньги, правильно тратить, планировать расходы. А так же, с помощью Программы, родители могут грамотно рассказать ребенку о таких важных понятиях как: «деньги», «экономия и сбережения», «затраты и бюджет», «банк и банковские продукты»? Понятно для детей ответить на вопросы ребенка о деньгах: Что такое деньги и как они появились? Какие бывают деньги? Откуда в нашем доме появляются деньги? Куда уходят наши деньги? Учатся воспитывать в ребенке правильное отношение к деньгам: Как понять, сколько денег у нашей семьи? Как уберечь деньги от «ловушек»? Правильно учат ребенка различать свои желания и потребности: Как потратить деньги с пользой? Как сделать так, чтобы мечты сбывались, хотя и не сразу? Как найти дорогу к своей мечте?

          21 слайд.Для этого в Программе есть развивающие материалы: финансовый словарь, раскраски, пазлы, стереограммы, кроссворды, комиксы, ребусы.

          22 слайд .В работе с родителями воспитанников ещё использую такие формы и методы как: оформление папок – передвижек, информационных стендов, памяток, буклетов; привлечение к изготовление семейных экономических газет «Бюджет и семья», «Семейная экономика»; реализация детско-родительских проектов «Гипермаркет мечты», «Как экономить бюджет», «Как копить деньги?»; привлечение к изготовлению атрибутов для игр, альбом по темам: «Профессии», «Деньги» и др., коллекционированию.

          23 слайд. В целом предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю достаточно точек опоры для реализации задач по формированию предпосылок финансовой грамотности, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.

          Взвешенный и разумный подход к деньгам и тратам, умение планировать, способность разными способами обеспечивать прирост средств, не тратить больше заработанного и не «хранить все яйца в одной корзине» – вот составляющие финансовой свободы. И её фундамент – финансовая грамотность и осознанность, которые, в идеале, должны быть заложены уже в детском и подростковом возрасте.

 

Список литературы:

  1. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. с. 349–351.
  2. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
  4. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  6. fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...

ПРОЕКТ «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Возраст детей: 6-7 года Срок реализации: 1 год

Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подгото...