Конструкт образовательной ситуации в форме квест-игры «Путешествие в страну Экономия» с детьми 6-8 лет
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Светлана Павловна Лазарева

Материал является методической разработкой для детей подготовительной к школе группы. На протяжении занятия дети в занимательной форме знакомятся с важной стороной развития жизни и человека, и общества в тесной экономической взаимосвязи, за действуя при этом игровую деятельность. На занятии у детей расширяются круг известных слов, углубляются уже имеющиеся представления об экономических словах: «деньги», «доход», «расход», «товар» и т.д., формируется экономически грамотная модель поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-igra_puteshestvie_v_stranu_ekonomiya.docx864.31 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная категория: дети 6-7 лет

Интегрированная форма: НОД

Место проведения: групповая комната

Цель: повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний     

Образовательные задачи:

- закреплять представление детей об экономических понятиях: деньги, семейный бюджет, доходы, расходы, труд;

- формировать основы планирования семейного бюджета.

Развивающие задачи:

- развивать у детей экономическую грамотность; 

-развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе;

-развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута;

-развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги;

- воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу. 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приемы:

  1. Методы мотивации и стимуляции детей:
  • вводная беседа (информационного характера),
  • игровая мотивация;
  1. Методы организации деятельности:
  • словесные: игра «Дополни», беседа, поощрение;
  • игровые: дидактическая игра «Что можно и нельзя купить?»; малоподвижная игра «Будем денежки считать»;
  • практические: игра -пазлы «Монета», «Банкнота».
  1. Методы контроля и оценки деятельности детей:
  • рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображениями героев сказок и мультфильмов: Муха-цокотуха, Красная Шапочка, Нюша; карта; конверты с заданиями; кошелек; монеты, пазлы «Монета», «Банкнота»; малоподвижная игра «Будем денежки считать», двигательная игра «Что можно и нельзя купить?»; игровое поле «Расходы семьи», письмо от Феи Берегини.

Предварительная работа:

проведение работы с родителями по организации семейной экскурсии в сетевой магазин; беседы; чтение художественной литературы; дидактические игры «Расходы», «Услуги и товары», «Какие бывают деньги?»; настольно-печатные игры «Профессии», «Кому что принадлежит»; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Сбербанк»; шкатулка, корзинка.

Планируемый результат:

  • проявление интереса к экономической деятельности взрослых;
  • обогащение представлений детей о семейном бюджете;
  • умение употреблять в речи слова «бюджет», «пенсия», «стипендия», «расход», «доход».

Ход НОД:

Этапы

I. Мотивационно-целевой

Воспитатель. Ребята, (звук сообщения, на экране уведомление) мне пришло письмо от Феи Берегини, я хочу с вами поделиться, послушайте внимательно (читает письмо)

Письмо «Дорогие ребята! Вы радуете меня своими знаниями, и я приглашаю вас в свою сказочную страну Экономия. Я приготовила вам сюрприз, который вы получите, если выполните задания моих сказочных друзей. За правильные ответы вы будете получать монетки, которые будут храниться в волшебном кошельке. Волшебный кошелёк поможет вам добраться в страну Экономия.  А путешествовать по моей стране вы будете вот по этой карте. (Показываю карту).                                                                                                                                                                                        Фея Берегиня».

                                                                                           (презентация 1-4 слайды)

Воспитатель.  Куда мы с вами отправимся? Посмотрим на карту. Кто нас первый встречает?

Дети. Муха-цокотуха (картинка Муха-цокотуха)

Воспитатель. Что, дети, нам Муха-цокотуха предлагает?

1.Задание Мухи -цокотухи:

Соберите пазлы

(Дети собирают пазлы «Монета», «Банкнота»).

-Назовите, что на них изображено. Давайте назовем признаки.

Игра «Дополни»

-По форме монета какая?  (круглая), а банкнота?… (прямоугольная)

-Банкнота из какого материала? она какая? (бумажная), а монета?… (металлическая)

-Монета звенит, а банкнота… (шуршит)

-Где можно хранить деньги?»

Воспитатель. Я думаю, что мы с заданием Мухи справились. Давайте проверим.  (4 монеты в копилке) 

Воспитатель. Положите монеты в кошелёк. И продолжим путешествие. К кому мы идём? (карта)

Дети.  К Красной Шапочке

2.Задание Красной Шапочки:

«Ребята, после того случая, когда нас спас охотник. Бабушка переехала жить к нам. Всё у нас теперь хорошо: мама работает воспитателем и получает зарплату. Я учусь в колледже, получаю стипендию. Бабушка ведёт домашнее хозяйство, получает пенсию. Вместе ведём семейный бюджет. Знаете, что такое семейный бюджет? (Это подсчет доходов и расходов семьи.)

А какие расходы в нашей семье вы узнаете, поиграв в игру.

«Игра «Расходы семьи»

Перед вами игровое поле «Расходы семьи». Ваша задача правильно, разумно распределить семейный бюджет».

Воспитатель. С правилами игры мы с вами уже знакомы. На поле изображены основные и неосновные расходы семьи. (схема «Расходы семьи»). Давайте вспомним, что относится к основным расходам? (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, что относится к неосновным расходам? (ответы детей)

В середине игрового поля – кошелёк. Его можно использовать как копилку для непредвиденных расходов.

Все вы одна большая дружная семья. Распределяете расходы вместе, сообща.

 Напоминаю, что в игре есть 2 условия: на питание ваша семья тратит 3 монеты и на коммунальные услуги 2 монеты, а вот остальные деньги вам нужно распределить самостоятельно. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор) (в копилке 4 монеты)

Воспитатель. Нам пора отправляться дальше, посмотрите на карту, куда ведет нас дорожка дальше? К какому сказочному персонажу?

Дети: К Нюше

Воспитатель: Нюша не только свинка-модница  из мультфильма «Смешарики», она еще любит и денежки считать. И у нее для нас приготовлена игра.

3.Задание Нюши:

Двигательная игра «Покупки».

Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги товар.

Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

(молоко, дружба, хлеб, кукла, любовь, снег, телефон, краски, улыбка, одежда.)

(Презентация 5-12 слайды)

И мы тоже умеем денежки считать. Покажем как?

Малоподвижная игра «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) 

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) 

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) 

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы) (в копилке 4 монеты)

Воспитатель. Молодцы, отдохнули и справились с заданием. Получили еще монеты от Нюши. Посмотрите, наш кошелек уже полный.

Что мы будем делать с деньгами Феи Берегини?

Ой, посмотрите стоит магазин, и товар лежит. Цена товара … Давайте посчитаем сколько мы заработали в стране Экономии? Хватает нам? Предлагаю купить товар. Кто согласен со мной? Поднимите руку.

Смотрите, и карта пропала, и кошелек закрылся, значит нам пора возвращаться домой.

III. Оценочно-рефлексивный

Воспитатель.  Вот мы и детском саду. Ребята, вы молодцы! Скажите, в какой стране мы с вами побывали? Каких сказочных персонажей мы с вами повстречали?

- Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, используя свои знания, умения, смекалку.

-Ребята, если вам сегодня на занятии было интересно, увлекательно, то подойдите к улыбающемуся смайлику, а если вдруг у кого-то что-то не получалось и вам было сложно, то подойдите к грустному смайлику. (презентация 13 слайд)

Список использованной литературы

  1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  4. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  5. Интернет ресурсы

1.https://www.minfin.ru/ru/document

2.https://dohcolonoc.ru/

3.http://e.stvospitatel.ru/

Приложение1

                

Сказочные герои

   

Приложение 2

 

Игровое поле «Расходы семьи»

Приложение 3

Игра-пазлы «Монета», «Банкнота»

       

Приложение 4

Карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП Квест игра "В поисках сокровищ"

Конспект образовательной ситуации по формированию элементарных математических представленийКвест игра«В поиске сокровищ»...

Конспект интегрированного занятия в форме квест-игры "По дороге в страну знаний" подготовительная группа

Конспект интегрированного занятия в форме квест-игры в подготовительной группе...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по Донскому краю» (подготовительная к школе группа)

Цель: формирование у детей  интереса к истории своего края, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоциональной сферы в процессе ознакомления детей с традициями...

Конспект образовательной деятельности в форме квест – игры с детьми подготовительной группы по теме: «В поисках Кая»

Для проведения квестированной игры выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоления ряда преград и трудностей.Мотивационный этап: Мотивация проходила через поставл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по сказкам» для детей от 6 до 7 лет

Создание условий для развития интереса детей к сказкам посредством квест-игры, способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, доставить детям радость, вызвать у них эмоциональ...

Родительское собрание в старшей группе в форме квест-игры "Занимательное путешествие в страну игр"

Игра обогащает ребенка знаниями.  Игра развивает познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Игра тренирует наблюдательность и ум. Игра способств...

Самоанализ проведения организованной образовательной деятельности в форме квест-игры на тему: «Морское путешествие» (подготовительная группа).

Самоанализ проведения организованной образовательной деятельности в форме квест-игры на тему: «Морское путешествие»(подготовительная группа)....