Проект «Финансово - грамотный дошкольник» в подготовительной группе
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Проект «Финансово - грамотный дошкольник» в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Финансово - грамотный дошкольник» в подготовительной группе | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Финансово - грамотный дошкольник» в подготовительной группе
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни,
в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать
себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий:
честности, обязательности, умения подчинять свои желания
возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Цель проекта: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта:
Образовательные: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Развивающие: развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы;
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный – 1 месяц
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансово грамотный дошкольник».
• Подбор художественной литературы, мультфильмов, презентаций для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – основной
- Включение в НОД элементов финансовой грамотности.
- Чтение с детьми произведений: Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсон «Новое платье короля».
- Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Золотая антилопа», «Приключения Буратино», «Приключения Незнайки», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками».
- Организация развивающей среды.
- Экскурсия в магазин.
3 этап – заключительный. Включает в себя проведение досуга «Семейный бюджет».
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.)
- Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
1 блок – ТРУД И ПРОДУКТ ТРУДА
Первый большой блок, с чего мы начали работу над проектом – это труд и продукт труда, в котором дети должны были узнать о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. Что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда.
В ходе проекта мы начали искать литературу, которая бы знакомила детей с трудом, профессиями, и это заставило взглянуть на давно знакомые произведения другими глазами, ведь, как оказалось, практически в каждом художественном произведении для детей мы так или иначе можем заметить, что персонажи трудятся. В группе мы организовали уголок профессий, и дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные, театрализация. Детям понравился лэпбук, который включал в себя такие игры как лото, найди пару, собери картинку, мемори.
Детям очень понравилось лото, монополия, в монополии «Миллионер» они интуитивно упростили правила игры для себя. На празднике мам мы предложили игру «Мечта мамы», и мама рисовала желаемую будущую профессию для своего ребенка на ватмане.
Дети с большим интересом играли в сюжетно-ролевые игры, обыгрывая разные профессии.
Мы включали в занятия элементы экономики, особенно детям понравилась работа с интерактивной доской. В результате работы над первым блоком у детей формировались представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, они учились уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Знакомство с людьми разных профессий воспитывало уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Дети узнали, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.
2 блок – ДЕНЬГИ
Далее мы разбирали второй блок – деньги. Перед детьми был поставлен вопрос, как появились деньги. Мы смотрели презентации о том, что служило древним людям деньгами, и мы организовали выставку «Самые первые деньги людей».
Детей заинтересовала тема денег, и один ребенок принес в детский сад игрушечный автомат с напитками и с удовольствием показал всем детям принцип его работы. Также мы организовали выставку поделок, так в нашей группе появились игровой банкомат в полный детский рост, маленький банкомат из лего, касса-копилка.
Проявили фантазию, когда придумывали дизайн купюр детских денег.
В ходе работы над блоком у детей возник вопрос: а можно ли детям как-то заработать деньги? И у нас возник замысел организовать неделю под названием «Город помощников», и мы предложили детям ряд трудовых и посильных поручений, фиксируя их успехи визуально – на экране напротив каждой фамилии за выполненные поручения детям наклеивались монетки – наша выдуманная валюта рублик – их будущая зарплата.
Но чтобы будущую зарплату можно было куда-нибудь складывать, мы с детьми сделали кошельки из оригами.
Мы объединили настольно-печатную игру «Покупки» и сюжетно-ролевую игру «Магазин», и учили детей распределять деньги на покупки и покупать точно по списку.
Дети помогли нам организовать пространство для игры в магазин игрушек, наклеить ценники к товарам, положить чеки в кассу, разложить все игры на полочки.
И мы провели игру, в которой сначала дети были только покупателями, и уже когда они научились общению с продавцом, поняли, что нужно делать, некоторые дети попробовали себя в роли продавца. В игре также решались и такие вопросы, как рассчитать свой бюджет и выбрать игру по возможностям, понять, что часто бывает так, что некоторые покупки не по карману.
Завершающим этапом работы над блоком «Деньги» стала экскурсия в магазин игрушек. Дети смогли увидеть, какие отделы есть в магазине, узнать, что на товаре должен быть ценник, в чем заключается работа продавца. И по окончании экскурсии один воспитанник совершил покупку, так как уже имел представление, что нужно сказать продавцу, как оплатить покупку, что обязательно нужно взять чек.
В блоке «Деньги» мы реализовали следующие задачи: познакомили детей с деньгами разных стран, воспитывали начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с
деньгами, насущными потребностями, дали детям представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3 блок – РЕКЛАМА
В блоке «Реклама» мы ставили перед собой цели воспитать у детей осознанного отношения детей к рекламе, объяснить, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни
накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Мы начали знакомство детей с понятием «реклама» с мультфильма по рассказу С. Михалкова «Как старик корову продавал». По данной теме детям были продемонстрированы и другие мультфильмы и прочитаны произведения. В беседе на тему «Реклама» мы просили детей вспомнить те случаи, когда вам понравилась реклама, вам что-то купили из-за нее, но вам не понравился продукт. Дети рассказали о некоторых игрушках и сладостях, которые не соответствовали их ожиданиям, и мы пришли к выводу, что не всегда нам в рекламе говорят правду.
Мы предложили детям игру «Открой свое кафе». Она заключалась в том, что выбираются двое предпринимателей, и они набирают себе команду, которая должна заняться сначала созданием меню, затем изготовлением продукции, придумать рекламу для своего кафе, и после этих шагов привлечь покупателей и начать продажи.
Дети смогли представить рекламу своего продукта, после чего открыть кафе и начать продавать там свою продукцию. А другая команда в то же время получила деньги и отправилась покупать и, так сказать, «пробовать», что приготовили их конкуренты.
Затем вторая команда представила свою рекламу и рассказала, почему нужно выбрать именно их кафе, в чем «фишка» заведения. Также, они продавали свои блюда. А после игры подсчитывался заработок обеих команд, мы беседовали, почему одни продали больше и заработали больше, а другие меньше. Команда №1 проанализировала, почему их продукция пользовалась меньшим спросом (внешний вид), и как это можно исправить.
Таким образом, дети познакомились с понятием «реклама» и узнали, какую роль она играет в жизни.
4 блок – ПОЛЕЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ В БЫТУ
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а так же в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на
выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).
Мы обращали внимание детей на то, что если человек пользуется средствами, предоставленными ему, неэкономно, то он может быстро стать бедным, и его жизнь изменится. Мы напоминали о том, что нужно экономить воду, свет, что в мире очень многие ежедневные блага стоят денег, и нужно разумно распоряжаться ими.
Чтобы дети понимали, что такое семейный бюджет, и на что он тратится, мы организовали игру, задействовав интерактивную доску Дети объединялись в одну семью, каждый взрослый член семьи получал доход, общий доход каждого – это семейный бюджет. На экран выводятся расходы, которые предвидятся для семьи в этом месяце, и дети должны выделить из семейного бюджета деньги на обязательные расходы и положить их в красный конверт, на непредвиденные – в желтый, и в итоге понять, сколько осталось, и принять всей семьей решение потратить эти деньги на досуг и что-то желаемое, или отложить эти деньги на потом. Эти деньги кладутся в зеленый конверт.
В 4 блоке мы работали над тем, чтобы формировать у детей бережное обращение со своими вещами и вещами принадлежащими другим взрослым, сверстникам; разумное использование материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); думать об экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не
пользуется); не оставлять после себя беспорядок, брошенные вещи и игрушки.
Данная игра являлась заключительным этапом проекта, и дети показали, насколько у них сформированы знания о деньгах, их значимости, о потребностях человека, о том, что такое доходы и расходы, семейный бюджет, об экономии, о труде и т.д.
Подведение итогов
До начала работы над проектом мы предполагали, что столкнемся с трудностями, с отсутствием интереса детей к этой теме, но наши опасения не подтвердились, и дети достаточно скоро начали вникать во взрослый мир профессий, мир денег, и интерес возрастал с каждым этапом.
Проект поспособствовал вхождению детей в социально-экономическую жизнь, формированию у них основ финансовой грамотности. Дети начали осознавать смысл таких качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, трудолюбие. У детей сформировались такие представления о том, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине).
- Финансы нужно планировать.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Мы считаем, что поставленные цели проекта были достигнуты и будем продолжать и дальше работать над формированием основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по финансовой грамотности дошкольников для подготовительной группы
для работы педагогов и работников образования...
Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории».
Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», &l...
Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории».
Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории»....
Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольников в подготовительной группе "Кладовая игр"
Занятие для расширения знаний детей по финансовой грамотности ...
Конспект ООД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему «Денежные истории» (с использованием квест - технологии)
Ззнятие по финансовой граммотности для старших дошкольников с использованием квест-технологии и мультипликации....
Проект "Финансово-грамотный дошкольник" в подготовительной группе
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость...
Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе
Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе...