«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Курбацкая Елена Ивановна

Презентация поможет в ознакомлении педагогов с темой "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Актуальность Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Слайд 3

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

Слайд 4

Цель экономического воспитания Содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Слайд 5

Задачи: Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово- экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; Способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения; Стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

Слайд 6

Способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений; Сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; Положить начало формированию финансово экономического мышления

Слайд 7

Что такое финансовая грамотность? Уровень знаний, который позволяет оценивать ситуацию и принимать решения относительно финансов- т.е. денежных средств. Возможность вести учет доходов и расходов, избегать задолженности, планировать бюджет создавать сбережения.

Слайд 8

Что такое деньги? Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют. Деньги - это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги. Деньги служат также расчетной единицей или «мерой стоимости».

Слайд 9

Что имеет ценность? Продукты, предметы и услуги которые люди создают в процессе труда. У людей разные профессии. Профессия- это то, чему человек учится достаточно долго для того чтобы делать что-то важное и полезное для других людей высокого качества. Тогда другие люди покупают создаваемые продукты, предметы и услуги – обменивая их на деньги. Соответственно сам человек покупает у других людей продукты, предметы и услуги которые не умеет или не успевает или не хочет производить сам.

Слайд 10

« Человек славен трудом!» Продуктивный созидательный труд является одной из традиционных ценностей человеческой жизни. Ценностное отношение к социально значимому труду является одним из важнейших направлений социализации маленького ребенка и личностным фундаментом мотивации труда в более старшем возрасте.

Слайд 12

История денег Все первые денежные единицы были весовыми мерами зерна- мина, сикль, лира, фунт На островах Океании и у ряда племен индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины. В Африке и Канаде - бусы В Мексике- какао Норвегии - масло Нигерии - соль Германии - кофе Исландии -сушеная рыба Китай - чай

Слайд 14

В XI веке деньги стали обозначать словом“куны”. А мелкие денежные единицы – словами “бела”, “лобки”,“мордки”, “ушки” и т.д. Это были металлические бруски, кольца, лопаты, топорики и даже бронзовые диски в виде шкур животных. А какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. А при сделках легко делились на части. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар. Изготавливали их из серебра, золота, меди.

Слайд 15

деньги Банкноты или купюры печатают Монеты чеканят

Слайд 16

Вот так чеканят и печатают современные деньги.

Слайд 17

Откуда берутся деньги? Прибыль- человек работает сам, открывает свое дело, бизнес. В этом случае он может получать прибыль, а может и не получить. Заработная плата – найти подходящую работу и заключить Договор, где оговорено что и какого качества человек будет делать, размер оплаты его труда. Гонорар – заключить договор на продажу какого – то произведения и получить разовую выплату.

Слайд 18

Что такое налоги? Часть заработанных денег мы отчисляем в государственную копилку – КАЗНУ. Налоговые деньги идут на содержание государственного аппарата, систему безопасности, систему социального обеспечения – пенсии, пособия, льготы. Через систему налогов люди поддерживают друг друга. С их помощью государство поддерживает развитие важных отраслей: науки, культуры, образования. « Нет никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков» Маргарет Тэтчер

Слайд 19

Что такое бюджет? Бюджет ( от старонормандского кошелек, сумка, мешок с деньгами) – Соотношение доходов и расходов , финансовый план семьи, бизнеса организации, государства на какой-то период времени.

Слайд 20

Детям о бюджете : что такое бюджет, из чего он состоит; расходы и доходы семьи; какие могут быть источники дохода; способы экономии бюджета. Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.

Слайд 21

Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме . Примеры финансово-экономических игр:

Слайд 22

«Магазин» Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения. С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

Слайд 23

«Банк» Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется родителям сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк. Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт. Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях

Слайд 24

«Профессии» Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду. Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания. Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

Слайд 25

«Реклама» Эта игра хорошо подходит для группы детей и способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков. На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.

Слайд 26

5 лучших онлайн игр: «Путь к финансовому успеху», (игра от Волгоградского государственного университета) https://pfu.volsu.ru/index.php/site/index Финансовая игра Portfolio https://fgramota.org/game/ Финзнайка https://финзнайка.рф/site/abilities-kids Монеткины https://монеткины.рф/ Финансовый тренажер « CachGo », основанный на игре Роберта Кийосаки «Денежный поток» https://cashgo.ru

Слайд 27

5 лучших мультфильмов: Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности» Серии мультфильма «Фиксики»: Деньги; Копилка; Как делают деньги. «Богатый бобрёнок» «Азбука денег. Уроки тётушки Совы». «Незнайка на Луне»

Слайд 28

Примеры развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ финансовой грамотности

Слайд 31

Литература: 1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет. Москва 2019 2 . Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: 3. Для занятий с детьми 3–7 лет. Издательство «Мозаика - Синтез» Москва 2016 год. 4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 5. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А.А. Смоленцева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в смешанной группе «Родничок» к районному семинару - практикуму по теме: «Формировани...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...