Финансовая грамотность .Занимательная экономика.
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

В процессе работы поставила перед собой цель-формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_sootvetstviya_1.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

(адрес: мкр.Западный, дом 2)

Тема: «Сказка как средство формирования основ финансовой грамотности»

Выступление подготовила: З. Р. Шигапова

воспитатель старшей группы №9

г. Урай, 2021г.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности»

Джанни Родари

Сегодня  каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный

потенциал.

Работы О. И. Меньшиковой, Т. Л. Поповой, Л. В. Кнышевой, И. М. Котюсовой, Р. С. Лукьяновой и др. доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.

Существует несколько функций сказки:

  • сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях;
  • пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
  • помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности;
  • помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка.

В процессе работы поставила перед собой цель-формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.

Определила задачи:

  • Создать условия  для формирования элементарных экономических знаний у детей;
  • Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сказок;
  • Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей;
  • Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста;
  • Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
  • Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
  • Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
  • Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Для данного возраста   я ввела  такие элементарные экономические категории, как потребности, труд, товар, экономика, деньги,  бартер,  реклама. По этим категориям составила картотеку сказок.

Экономические

категории

Названия сказок

Народные

Авторские

Потребности и возможности

«Жадная старуха»; Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок» «Хаврошечка»

«Телефон» К. И. Чуковский  А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» «Жадная старуха» Смоленцова А.А

Труд

«Так сойдет» ; «Трудовые деньги»; «О том как труд лень победил»; «Краденым сыт не будешь»; «Воловий труд»; «Терешечка»; «Про нужду»; «Мужик и Медведь»; « Бобовое зернышко»

К. Чуковский «Федорино горе»

«Трое из Простоквашино»

Э.Успенский

«Наши пряли, а ваши спали» Смоленцова А.А.

Деньги

«Говорящие деньги»; «Клад» «Три поросенка» (английская)

«Золотая антилопа»

«Али-баба и сорок разбойников»

К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

А.Н.Толстой « Золотой ключик или приключение Буратино»

Г. -Х. Андерсен «Огниво»

Бартер

 «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;

«Петушок и бобовое зернышко»

«Дудочка и кувшинчик» В.Катаев

Реклама

«Дятел и лиса»; «Два мороза»; «Колобок»; «О щуке зубастой»

Ш.Пьеро « Кот в сапогах»

«Новое платье короля» Г. -Х. Андерсен

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Прочитала я достаточно много литературы, программ, рассмотрела методических разработок и пришла к выводу, что самый оптимальный вариант решения задач по формированию финансовой грамотности старших дошкольников это чтение художественной литературы. Не скрою, мне было любопытно узнать, что существует множество финансовых, экономических сказок, что довольно необычно и даже конкурсы реализуются на эту тему среди родителей совместно с детьми и публикуются издания. Но, как же так? Что, взять и начать сразу с детьми читать такие сказки? Необходим, на мой взгляд переход от наших любимых, знакомых сказок: «Репка», например, учит труду; «Муха Цокотуха» - денежку нашла, «Кот в сапогах»-реклама. Когда  знакомились  темой  реклама так же ознакомила со сказкой С. Михалкова «Как старик корову продавал» дети одобряя поступок паренька, пришли к тому, что если создаешь условия, то можно добиться всего.

  Раскрывали  сущность понятия  «Бартер», как обмене одной вещи на другую без денег на основе сказочных персонажей  из сказок   «Лисичка со скалочкой» , «Петушок и  бобовое  зернышко»  . Развивались представления детей о деньгах, товарах. Так же воспитывала умение у детей определять разницу между «хочу» и «надо», «честность». (Вместе с детьми сравнивали поступки лисички  и курочки.  Если курочка совершала добрые поступки, обменивала свой товар для, того чтобы спасти  петушка, а лисичка наоборот…) Предложила детям раскрасить героев этих сказок ,а из раскрасок создали книгу, дали название «Бартер».  

И тут легко появилось первое решение, путь познания элементарных основ финансовой грамотности.  В нашей группе дети очень любят играть в разные сказки одна из них это сказка «Муха Цокотуха». Для этого из фетра сшили всех героев сказки. Конечно, дети её знают, с удовольствием играют героев, меняются ролями, но вопросы: что такое денежка? Зачем она? Какие бывают денежки? История происхождения и так далее. Так же дети советуют Мухе-Цокотухе быть экономной,  не тратить деньги . Для Мухи- Цокотухи совместно с детьми нарисовали  красивую копилку и монетки.

Большое значение имеет предметно – развивающая среда в формировании экономических представлений.  Создали уголок  и придумали с детьми  название «Клуб Юного финансиста».  У каждого юного финансиста имеется свой блокнотик, куда ребята наклеивают  красивые наклейки в конце каждого занятия. Для игровых ситуаций принесли из дома кошельки. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия; частый гость у детей – кукла Гном Эконом. Создана библиотечка , где помещены сказки с содержанием на экономические темы.  Занимательный материал, тематические альбомы: «профессии», «герои сказок».

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. 

- Информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации  «Основы финансовой грамотности дошкольников»,  памятки «Учите ребенка считать деньги»).

-С помощью наших родителей пополнилась наша библиотека, появилось денежное дерево. Так же создали мини- музей «Деньги разного времени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по финансовой грамотности "Школа экономики"

Квест-игра для подготовительной группы по обучению финансовой грамотности...

Сценарий квест-игры по обучению финансовой грамотности "Школа экономики"

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе "Школа экономики" Цель:расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «д...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....

Конспект занятия по финансовой грамотности Тема: «Экономика для малышей»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Азбука экономики»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.  Ведь финансовая грамотность является ...