Рабочая программа для детей дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «Азбука экономики»
рабочая программа по основам финансовой грамотности

Крылова Ирина Константиновна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.  Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

    Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей   дошкольного возраста,  а также помочь в социализации воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

         

Рабочая  программа

для детей  дошкольного возраста

по формированию финансовой грамотности

«Азбука экономики »

                                                                                Составила воспитатель:

                                                           Крылова И.К.

2024г.

Пояснительная записка

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

    Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши  воспитанники достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей   дошкольного возраста,  а также помочь в социализации воспитанников.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с   использованием ЭОР, ИКТ.

Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор и т. д.

Сроки реализации программы:   программа рассчитана на 1 год,  для детей дошкольного  возраста от 3-6 лет. Продолжительность занятий: 20 - 30 минут (согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013  №26). Занятия проводятся  согласно утвержденного графика и календарно-тематического плана, по 2 занятия в месяц, всего 24 занятий.  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Дата

проведения

1

январь

  «Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк»)

2

  «Почему взрослые работают?»

3

февраль

  «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

4

    «Открываем супермаркет»

5

март

  «Юные финансисты»

6

  «Приключения Грамотея и Капризки»

7

апрель

Игровое занятие.     «Бартер»

8

  «Семейный бюджет и расходы семьи»

9

май

  «Музей денег»

10

  «Путешествие в сказочную страну Экономию»

11

июнь

  «Экономия тепла, света, воды»

12

 «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

13

июль

    «Деньги всякие нужны»

14

  «Путешествие в страну «Экономград»

15-16

 август

Краткосрочный проект «Путешествие в страну денег»

17

сентябрь

  «Путешествие в страну денег»

18

 Игра  по развитию финансовой грамотности  «Путешествие по сказкам»

19

октябрь

  «Творим добро»

20

  «Что такое деньги?»

21

ноябрь

  «Чудо-деньги»

22

Викторина    «Путешествие в денежную страну»

23

декабрь

 Квест-игра по станциям «Путешествие в страну Финансов»

24

 «Приключение девочки Танечки»

Ожидаемые результаты

В конце реализации программы мы планируем сформировать

у наших воспитанников   следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

5. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

6. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

7. Финансы – это интересно и увлекательно.

Список литературы:

  1.  Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
  2. "Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».  
  3. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
  4. Интернет ресуры:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Программа по формированию основ финансовой грамотности «Азбука юного финансиста»

Программа по формированию основ финансовой грамотности «Азбука юного финансиста»...

Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"

Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей  старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности  (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Дидактическая игра "Найди и обменяй" для детей старшего дошкольного возраста. Формирование основ финансовой грамотности.

Дидактическая игра«Найди и обменяй»Цель: формирование основ финансовой грамотности.Задачи:-Закреплять понятие «обмен», «бартер»; -Формировать умение находить н...

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «АЗБУКА ФИНАНСОВ».

Формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....