Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят» разработана и предлагается для детей дошкольного возраста с 5–7(8) лет, рассчитана на два года обучения. Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_no_4_programma_ekonomika_dlya_doshkolyat.doc | 535 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4 «Ромашка»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Программа по ранней финансовой грамотности
«Экономика для дошколят»
Составители:
Лихолетова Ольга Анатольевна, старший воспитатель
Шарафеева Ильмира Закариевна, воспитатель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят» разработана и предлагается для детей дошкольного возраста с 5–7(8) лет, рассчитана на два года обучения. Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей.
Программа направлена на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, осознание себя как члена семьи, общества и государства. Основополагающие принципы программы научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Введение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», а также программы «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой.
Программа содержит планирование учебного процесса на 2 года и соответствует:
- возрасту детей (старшая, подготовительная группы);
- целям и задачам обучения.
Она включает в себя элементы развивающего обучения:
- понимание детьми учебных задач;
- самостоятельность при их выполнении;
- формирование навыка самоконтроля и самооценки.
Предложенный материал разрабатывался в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, его потребностью в игре, двигательной активности. Исходя их этого, широко используются дидактические игры, проблемные ситуации, экономические кроссворды, реальные практические действия, наглядное моделирование и экспериментирование. Внедрена игра, как форма, метод и прием обучения.
Проведение занятий по данной Программе предполагает работу, как со всей группой детей, так и с подгруппами (8 — 10 человек)
Обучение проводится в старшей и подготовительной группах - 1 занятие познание (ФЦКМ) в месяц по расписанию и в режимных моментах. Педагог может использовать предложенный материал полностью или частично. Главное в создании данной программы — это чтобы обучение не показалось детям скучным и трудным.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит их растить общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Дошкольники осваивают азы семейной экономики, поскольку именно в семье они делают первые шаги в мир экономической действительности, получают первые представления о ней. Дети узнают о труде и профессиях взрослых, о финансовом положении семьи; получают сведения о продукции, выпускаемой на предприятиях города, учатся уважать людей труда. Разнообразие животного и растительного мира родного края, дает им осознание необходимости беречь и заботиться о природе, рационально использовать природные ресурсы. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование основ финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста в процессе активной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- формировать знания о жизни современного общества путем знакомства с основами экономики;
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата)
- формировать осознанное и бережное отношение к окружающему предметному миру (миру вещей как результату труда людей);
- формировать умения грамотно действовать в реальных жизненных ситуациях с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
- учить дарить радость творчества, быть счастливым от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания;
- воспитывать самоорганизующуюся личность, с чувством собственного достоинства;
- воспитывать бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- воспитывать уважение к людям умеющим трудиться.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- развивать интерес к экономике;
- развивать воображение;
- развивать коммуникативные способности, навыки взаимодействия с взрослыми и детьми;
- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
Программа состоит из четырёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
- знают о современных профессиях, содержание их деятельности (например, фермер, предприниматель, программист, модельер и др.);
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- учитывают интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд – деньги», понимают факт купли-продажи;
- успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях, положительное отношение к миру, другим людям и самому себе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Первый год обучения. Старшая группа 5-6 лет. | ||
1 | Экономика. Что такое товар, продавцы товара. | 1 |
2 | Товары и услуги. | 1 |
3 | Производство товара и его цена. | 1 |
4 | Предприятия и заводы нашего города. | 1 |
5 | Реклама. | 1 |
6 | Навыки и привычки в быту. Покупательная сила денежных знаков. | 1 |
7 | Потребности и возможности моей семьи. Бюджет, доходы, накопления и расходы | 1 |
8 | На монетном дворе. Копейка. Монета. Деньги. | 1 |
9 | Итоговое мероприятие. | 1 |
Второй год обучения. Подготовительная к школе группа 6-7(8) лет | ||
1 | Экономика, как наука о домашнем хозяйстве. | 1 |
2 | Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия. | 1 |
3 | Банк. Сбережения (накопления). | 1 |
4 | Количество и качество результатов труда. Ограниченность ресурсов. | 1 |
5 | Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности | 1 |
6 | Обмен – бартер - рынок | 1 |
7 | Деньги, какие бывают деньги. Валюта. | 1 |
8 | Зачем людям деньги. Семейный бюджет. | 1 |
9 | Итоговое мероприятие. Игра «Что? Где? Когда?» | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Первый год обучения
Старшая группа 5-6 лет
Задачи:
- познакомить с понятием экономика;
- ввести понятие возможности;
- познакомить понятие капитальные ресурсы, развивать технологический кругозор;
- познакомить детей с производителями товаров и услуг;
освоить систему элементарных знаний о современной технике;
- закрепить основные правила экономики;
- закрепить понятие потребности;
- закрепить понятие потребитель;
- сформировать представление о товарах и услугах, необходимых для удовлетворения потребностей;
- воспитывать интерес к науке честность, трудолюбие;
- развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать на заданную тему.
Учебный план программы.
Тема. | Общее количество часов | ОД | ОД в режимные моменты |
01 Труд и продукт (товар) | 5 | 4 | 1 |
02 Деньги и цена (стоимость) | 2 | 1 | 1 |
03 Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности | 2 | 1 | 1 |
04 Полезные экономические навыки и привычки в быту | 9 | 3 | 6 |
ИТОГО | 18 | 9 | 9 |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
СТАРШАЯ ГРУППА
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
СЕНТЯБРЬ | 01 Что такое экономика. Что такое товар, продавцы товара. | Дать понятие об экономике; для чего она нужна. Помочь понять и закрепить основные правила экономики, объяснить необходимость их выполнения. Познакомить с понятием экономист; развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать на заданную тему, воспитывать интерес к науке честность, трудолюбие. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов. Воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
04 Как можно из покупателя превратиться в продавца | Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес. | |
ОКТЯБРЬ | 01 Какие бывают товары и услуги. Проблемная ситуация. | Сформировать представление о товарах и услугах, необходимых для удовлетворения потребностей; углубить представление об их многообразии. Закрепить понятие потребитель. Воспитывать бережное отношение к вещам закрепить знания о потребностях человека; путем рассуждений и через игровые приемы ввести понятие потребности животных, воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них. |
04 Не все можно купить и продать. Магазин «Игрушки». | Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли – продажи. Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы. Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков. | |
НОЯБРЬ | 01 Производство товара и его цена | Дать понятие зависимости процесса производства от времени. Дать детям представление о том, что в предметы, окружающие нас, вложен труд многих людей, Учить ценить и уважать труд людей. |
04 «Подарок ко дню рождения» | Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника. Воспитывать умение разделять радость друга. | |
ДЕКАБРЬ | 01 Предприятия и заводы нашего города. | Сформировать у детей первичное представление о предприятиях и заводах города Бавлы; местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков. Познакомить детей с производителями товаров и услуг; показать взаимосвязь потребления и производства, потребления и услуг. Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. |
01 «Магазин» | Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата. Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. | |
ЯНВАРЬ | 03 Реклама | Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность. Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. |
03 Рекламное агентство | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность. | |
ФЕВРАЛЬ | 04 Навыки и привычки в быту. Покупательная сила денежных знаков. | Помочь понять покупателю силу денежных знаков. Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости. |
04 Супермаркет. Проблемная ситуация. | Показать разнообразие товаров. Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы. Развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог. Воспитывать культуру общения. | |
МАРТ | 04 Потребности и возможности моей семьи. Бюджет, доходы, накопления и расходы. | Познакомить с понятием потребность, ввести понятие возможности. Объяснить что проблема относительной ограниченности возможностей - это проблема всех людей; сформировать представление о необходимости выбора. Показать, что у каждой семьи есть потребности и возможности, возможности - ограничены. Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). Закрепить представление о расходах и доходах. Воспитывать рациональное отношение к потребностям. |
04 Биржа – брокер
| Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается. Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. | |
АПРЕЛЬ | 02 На монетном дворе. Копейка. Монета. Деньги | Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет). Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек). Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек). |
02 «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…» | Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать. | |
МАЙ | 04 Итоговое мероприятие. Путешествие по стране Экономике. | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний. Учить работать в команде. Учить находить коллективный ответ путем обсуждений. Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года. |
04 Хочу быть предприимчивым. | Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. Учимся устанавливать контакты. |
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года ребенок старшей группы может:
- отвечать на вопросы, что такое экономика, экономист, какие потребности есть у человека, животного, растения, что общего в потребностях, как потребности зависят от среды обитания;
- называть существующие товары и услуги, чем они схожи и чем отличаются;
- называть производителя определенного товара, может составить цепочку производителей по наиболее известным товарам;
- называть природные, капитальные, человеческие ресурсы.
Второй год обучения
Подготовительная к школе группа 6-7 (8) лет
Задачи:
- систематизировать знания детей, приобретенные в старшей группе по экономическому воспитанию;
- формировать у детей представление о необходимости выбора в жизни любого человека;
- формировать у детей разумное отношение к ситуации выбора; дать представление о цене выбора;
- формировать представление о влиянии разных условий на величину цены;
- формировать экономическое мышление;
- дать представления о том, что деньги - универсальное и удобное средство обмена, познакомить с денежными единицами разных стран;
- познакомить с правилами общения покупателя и продавца;
- учить придумывать рекламу продукции, или оказанию услуги определенного предприятия;
- ввести в активный словарь экономические понятия «натуральный обмен» и «бартер»;
- упражнять в умении дослушать до конца своего товарища;
- закреплять умение защищать свой проект, приводить доводы в защиту его;
- выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и понятий;
- воспитывать уважение друг к другу.
Учебный план программы.
Тема | Общее количество часов | ОД | ОД в режимные моменты |
01 Труд и продукт (товар) | 5 | 4 | 1 |
02 Деньги и цена (стоимость) | 4 | 2 | 2 |
03 Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности | 3 | 1 | 2 |
04 Полезные экономические навыки и привычки в быту | 6 | 2 | 4 |
ИТОГО | 18 | 9 | 9 |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи |
СЕНТЯБРЬ | 01 Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.
| Экономика, как наука о домашнем хозяйстве. Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека. Расширить представления детей о различных возможностях. Развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать на заданную тему, воспитывать интерес к науке честность, трудолюбие. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности. Воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
02 Мой проект. Маркетинг. | Упражнять в знании о деньгах. Закрепить знания о спросе и предложении, их влияние на цены. Учить защищать свой проект по маркетингу. Воспитывать взаимную вежливость продавца и покупателя. | |
ОКТЯБРЬ | 01 Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия. | Объяснить, что проблема относительной ограниченности ресурсов - это проблема всех людей. Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда. |
03 Мой проект. Фирменный знак. | Учить придумывать фирменный знак своего предприятия, защищать его. Закрепить знания о выпуске товара, оказание услуги, о спросе на них. Воспитывать выдержку, умение доказывать. | |
НОЯБРЬ | 02 Банк. Сбережения (накопления). | Дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения. Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления». Закрепить понятия накопление, выгода. Представление о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы, о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег. |
04 «Как три поросенка хотели стать экономистами» | Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев. | |
ДЕКАБРЬ | 01 Количество и качество результатов труда. Ограниченность ресурсов. | Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки. Учить ценить результаты труда. Воспитывать уважительное отношение к изготовителям товаров. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества. Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Показать на примерах, в чем выражается ограниченность. |
01 Фирма «Строитель» | Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям. | |
ЯНВАРЬ | 03 Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности | Расширять представления о назначении рекламы и ее видах. Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи. Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда. Воспитывать уважение к труду рекламных агентов. |
03 Мой проект. Реклама. | Закрепить понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. Учить придумывать рекламу продукции, или оказанию услуги определенного предприятия. Упражнять в умении составлять небольшой текст для рекламы. Воспитывать уважение к сопернику. Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность. | |
ФЕВРАЛЬ | 01 Обмен – бартер – рынок. | Ввести в активный словарь экономические понятия «натуральный обмен» и «бартер». Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен». Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми. Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью. Расширять представления детей о жизни древних людей. |
04 Полезные экономические навыки и привычки в быту. Проблемная ситуация. | Закрепить в практической ситуации представление о деньгах как универсальном средстве обмена. Воспитывать культуру поведения в общественных местах. Познакомить с правилами общения покупателя и продавца. Выяснить знания о спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами. Учить работать командой. Воспитывать культуру общения. | |
МАРТ | 02 Деньги, какие бывают деньги. Валюта. | Дать представления о том, что деньги - универсальное и удобное средство обмена. Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран. |
02 Игра «Турагентство». | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления. | |
АПРЕЛЬ | 04 Зачем людям деньги. Семейный бюджет. | Научить выделять главное направление использования денег людьми. Дать понятие о семейных доходах и расходах, семейном бюджете. Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи. |
04 Мои покупки | Закрепить знания о покупках в магазине, как человек выбирает покупку, как расплачивается. Упражнять в знании правил поведения в общественных местах, закрепить умение решать задачи в пределах 20, воспитывать умение общаться с продавцом. | |
МАЙ | 04 Итоговое мероприятие. Игра «Что? Где? Когда?» | Повысить интерес старших дошкольников к получению экономических знаний. Учить работать в команде. Учить находить коллективный ответ путем обсуждений. Выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и понятий, формировать экономическое мышление. |
04 Деловая игра «Защита моего проекта». | Закреплять умение защищать свой проект, приводить доводы в защиту его. Упражнять в умении дослушать до конца своего товарища. Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. Воспитывать уважение друг к другу. |
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года ребенок подготовительной к школе группы должен:
- иметь представление о рынке, деньгах, обмене, о товарах и услугах, умеет выделять главное направление использования денег людьми, имеет понятие о семейном бюджете (о доходах и расходах);
- иметь представление о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ;
- иметь представление о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя;
- иметь представление о денежных единицах разных стран, знает, что такое цена, имеет представление о влиянии разных условий на величину цены (спрос и предложение);
иметь представление о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара;
- иметь представление о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег;
- иметь представление о ресурсах, о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых) как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку, об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить;
-иметь представление об обмене (бартере);
- уметь делать простейший выбор, определять правильно ли он сделан и какова его цена, выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений.
Процесс экономического воспитания и образования реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономически интересным и доступным.
Основная форма обучения - комплексная тематика образовательной деятельности, состоящей из трех частей. Каждая часть имеет свои задачи, которые решаются в игровой или проблемной ситуации.
Одной из основных формы обучения является игра - как основной вид детской деятельности.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками экономических понятий: «экономика», «экономист»; знаний о потребностях и возможностях, об ограниченности возможностей; о товарах и услугах, о ресурсах, представлении о рынке как об обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями; что такое универсальные и специализированные магазины; «натуральный обмен», «бартер». Дети учатся определять главное направление денег, дать понятие о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете; ввести понятия «цена», сформировать представление о влиянии различных условий на величину цены, ввести понятие «цепочка производителей». В процессе знакомства с экономикой, педагог использует разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы и поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка - литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и т.д.
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сложной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.
Логические и арифметические задачи, задачи - шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение, логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь и красоту мира вещей, природы, жизни людей- закономерно, т.к. от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Освоение материала происходит при помощи игровых средств, методов, приемов. Важным элементом всей образовательной деятельности будет игровая импровизация.
При знакомстве с экономикой необходимо организовать предметно-пространственную развивающую среду:
- экономический уголок в старших возрастных группах;
- тематический центр «Экономика»;
- подборка художественной литературы по данной теме;
- изготовленные и приобретённые развивающие и занимательные игры;
- игровые персонажи: царица Экономика и гном Эконом и др.
Список использованной литературы
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
- Программа «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатова.
- Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
- Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.
- Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
- Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
- Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. – 144 с.
- Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы)
Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы)...
Дидактическое пособие по финансовой грамотности "Экономика и дошколята"
Финансовое просвещение детей, знакомство с миром экономики....
Беседа по Финансовой грамотности "Экономика и деньги"
Цель: дать воспитанникам первоначальные сведения о науке экономике и значение денег в ней...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»
Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...
Лэпбук по финансовой грамотности "Экономика для дошколят"
С миром экономики можно познакомить дошкольников с помощью лэпбука по финансовой грамотности, который наполнен экономическими играми, сказочными ситуациями, пословицами и загадками....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ЭКОНОМИКИ"
Задачи:Обучающие задачи:сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;дать предст...
Дополнительная программа по финансовой грамотности "ЭКОНОМиК"
Дополнительная программа по финансовой грамотности "ЭКОНОМиК"...