Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Красночетайского района Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
по финансовой грамотности
«Экономика в сказке»
(для детей подготовительной группы)
Подготовила:
воспитатель
Элеменкина А. М.
с. Красные Четаи
2019 г.
«Экономика в сказке»
Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями.
Программные задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с экономическим понятием – потребность: «хочу» и «надо»;
- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.
2. Развивающие:
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные:
- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;
- формировать положительные взаимоотношения детей.
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.
Образовательная область «Познавательное развитие». Познакомить детей с экономическими понятиями (деньги, семейный бюджет, доход-расход, потребности).
Образовательная область «Развитие речи». Вспомнить знакомые сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха», «Телефон».
Образовательная область «Физическое развитие». Развивать двигательную активность детей.
Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывок из сказок, релаксация, СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра, рассказы, складывание картинок.
Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки, образцы бумажных и металлических денег. Картинки семьи гномов – экономов, потребительской корзины, карта. Конверты с заданиями.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно - дидактических игр «Назови ласково» "Семейный бюджет", чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика. Где и когда вы слышали это слово? (ответы). Экономика - это наука о ведении хозяйства по правилам. В сказочной стране экономика живут необычные жители. Обратите внимание на наше экономическое дерево. Что обозначает этот символ? (экономическое понятие «бартер»). Что такое бартер? Какие сказки о бартере мы знаем? А это что за символы? (деньги). Что такое деньги? (ценные предметы). Из каких материалов делают деньги? (металлические - монеты, бумажные - купюры или банкноты). Как называются в России деньги, которыми мы пользуемся? (рубли и копейки).
Воспитатель: Дети, мы с вами недавно читали эту сказку, где главным сказочным героем была муха.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? (Муха – Цокотуха)
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:
1 реб: Муха- Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
2 реб: Муха по полю пошла
Муха денежку нашла
3 реб: Пошла муха на базар
И купила самовар.
Воспитатель: Муха нашла денежку и потратила ее - совершила покупку. Мы поместим самовар на экономическое дерево, он будет обозначать – понятие покупка. А что можно купить за деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот сколько всего можно купить за деньги! Сделать покупку.
Воспитатель: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
Воспитатель: Ребята я приготовила вам игру «Что можно купить за деньги?».
Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте. (Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко).
Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием
Звучит музыка смс сообщения.
Воспитатель: Ребята нам пришло смс сообщение, давайте посмотрим от кого.Нам пишут герои сказки К. Чуковского «Телефон» послушайте. «Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой «Бармалей» всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места.»
Воспитатель: Послушайте, что он натворил.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Книжек
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне перчатки
И мне и жене и Тотоше.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать шоколадки
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, галоши
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского «Телефон». А сейчас я буду писать сообщение, а вы мне подсказывайте.
1 реб: У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон…
- Что вам надо?
- Шоколада
2 реб: А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
- Мой, милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне и жене и Тотоше.
3 реб: А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать нам перчатки
4 реб: А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
Воспитатель: (на магнитной доске вывешивают попарно картинки.) Что попросил слон? (Шоколад) (выкладываются картинки), крокодил – галоши, зайчатки – перчатки, мартышки – книжки.
Воспитатель:: Молодцы, вы правильно выложили все карточки. Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».
Воспитатель: Потребности — это всё то, в чем мы нуждаются. Что нам нужно для жизни? (ответы детей). Понятие - потребность – это тоже житель сказочной страны – экономики.
Воспитатель: Вот у нас такая есть замечательная корзинка – потребительская корзинка. Где спрятаны все наши потребности. Поместим ее на наше дерево.
Воспитатель: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями «Надо» то есть то, что необходимо для жизни каждому человеку. Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)
Воспитатель: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями «Хочу». В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей).
Воспитатель: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какой там предмет, какая эта потребность. Настольная игра «Сложи картинку»
Воспитатель: Молодцы ребята! Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т. д.). - А есть еще духовные потребности. Какие? Сейчас узнаем.
Воспитатель: Слышите музыку? Я вас приглашаю на весёлую разминку.
Игра «Солнышко». Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках лучики тепла (ленточки). Педагог замечает: - Посмотрите, что-то наш Саша замерз! Надо его отогреть! "Замершего" сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок подносит свой "лучик" и говорит, что ему нравится в "замерзшем". Тот, кого "согревают", благодарит, говорит "Спасибо".
Воспитатель: Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья). У всех есть потребность жить в семье.
Воспитатель: Ребята – желание иметь семью, общаться друг с другом, чтобы нас любили, заботились о нас,- все это духовные потребности. А еще главное в жизни – дружба! Не забывайте! И на деньги ее не променяйте!
Воспитатель: Мы с вами подошли к красивому домику. А живет здесь гном-эконом. - У нашего гнома-эконома тоже есть семья. Давайте познакомимся. Гномы очень трудолюбивые. Папа-эконом он работает строителем, строит дома и получает зарплату – это деньги, полученные за труд. Мама-эконом- повар и тоже получает зарплату. Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости. Есть сын-эконом, он учится в университете, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу. Есть дочка-эконом, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все, полученные семьей деньги называются – семейный бюджет или доход семьи.
Воспитатель: Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию, а сын, который учится? (стипендию). - Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет?
Воспитатель: Семейный бюджет или доход семьи вся семья складывает куда? (в кошелек) Кошелек с деньгами мы поместим на экономическое дерево. Это семейный бюджет.
Воспитатель: - Папа гном-эконом получил зарплату, а дочка Маша решила ее потратить.
Папа получил зарплату,
Папа наш теперь богатый!
Сходим с папой в магазин,
Купим маме апельсин.
Купим килограмм конфет,
И сардельки на обед.
Купим ананас для брата -
Папа получил зарплату!
Купим бабушке банан,
В общем, королевский план!
Купим пряники, сосиски,
И трески для нашей киски.
Купим всё, что нам угодно,
Вместе с папою сегодня.
Я счастливей всех, ребята,
Папа получил зарплату!
Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли Маша потратила папину зарплату?
(Нет.)- Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую очередь?(Оплата за квартиру, еду, одежду, оплата за детский сад, игрушки.)
Воспитатель: Все вместе это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово – расходы. Расходы - это деньги, которые мы тратим на наши потребности.
Воспитатель: Семья, получила доход, потратила часть денег и немного осталось. Что с ними делать? (копить)
Физкультминутка: «Будем денежки считать»
1,2,3,4,5 (шагаем на месте).
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
1 и 2 оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом в котором мы живем.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний пале)
На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: Игра «Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
Воспитатель: Ребята, с какими экономическими понятиями, мы познакомились? (потребности, доход, расход, семейный бюджет)
Воспитатель: Замечательно! Но наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. - Вам понравилась наша встреча?
Воспитатель: Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика, передали подарок – это необычные монетки, а монетки сладкоежки, которые тоже продаются в магазине. (или кошелек с деньгами, раздать детям зарплату, по принципу кто как работал)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, умнички, много знаете, умеете! Спасибо вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности «Игры с Речевичком» по речевому развитию для детей подготовительной группы.
Очень часто, особенно, у детей с нарушением речи, возникают затруднения при образовании притяжательных прилагательных. Представляю Вашему вниманию конспект ОД, целью которого является - формировать ум...
Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги всякие нужны»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №38 «Маленький принц» г.о.Химки Консп...
НОД Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги всякие нужны»
НОД Конспектобразовательной деятельности по финансовой грамотностив старшей группе«Деньги всякие нужны»Подготовила педагог: Можевикина Светлана АнатольевнаМБДОУ№223 г. Ростов на ДонуЯнварь...
Конспект Квест - игры по Финансовой грамотности по мотивам сказки "Гуси-лебеди". Подготовительная группа.
Конспект Квест – игры по Финансовой грамотности по мотивам сказки «Гуси-лебеди»...
Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Весёлая экономика»
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?...
Конспект открытой образовательной деятельности по финансовой грамотности «В гости к Мухе-Цокотухе», средняя группа
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотностиЗадачи:Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, банкнота, кошелек, деньги, прод...
Конспект образовательной деятельности По финансовой грамотности «Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра» Подготовительная группа
Конспект образовательной деятельностиПо финансовой грамотности«Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра»Подготовительная группа...