Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Элеменкина Арина Михайловна

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Красночетайского района Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по финансовой грамотности

«Экономика в сказке»

(для детей подготовительной группы)

                     Подготовила:

                                                                                                                        воспитатель

                                                                                                                          Элеменкина А. М.

с. Красные Четаи

2019 г.

«Экономика в сказке»

Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями.

Программные задачи:

1. Образовательные:

- познакомить детей с экономическим понятием – потребность: «хочу» и «надо»;

- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.

2. Развивающие:

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные:

- воспитывать любознательность в процессе познавательно - игровой деятельности;

- формировать положительные взаимоотношения детей.

В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.

Образовательная область «Познавательное развитие». Познакомить детей с экономическими понятиями (деньги, семейный бюджет, доход-расход, потребности).

Образовательная область «Развитие речи». Вспомнить знакомые сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха», «Телефон».

Образовательная область «Физическое развитие». Развивать двигательную активность детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывок из сказок, релаксация, СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра, рассказы, складывание картинок.

Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки, образцы бумажных и металлических денег. Картинки семьи гномов – экономов, потребительской корзины, карта. Конверты с заданиями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно - дидактических игр «Назови ласково» "Семейный бюджет", чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.

Ход занятия:        

Воспитатель: Ребята, я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика. Где и когда вы слышали это слово? (ответы). Экономика - это наука о ведении хозяйства по правилам. В сказочной стране экономика живут необычные жители. Обратите внимание на наше экономическое дерево. Что обозначает этот символ? (экономическое понятие «бартер»). Что такое бартер? Какие сказки о бартере мы знаем? А это что за символы? (деньги). Что такое деньги? (ценные предметы). Из каких материалов делают деньги? (металлические - монеты, бумажные - купюры или банкноты). Как называются в России деньги, которыми мы пользуемся? (рубли и копейки).

Воспитатель: Дети, мы с вами недавно читали эту сказку, где главным сказочным героем была муха.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? (Муха – Цокотуха)

Воспитатель: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:

1 реб: Муха- Муха – Цокотуха

Позолоченное брюхо.

2 реб: Муха по полю пошла

Муха денежку нашла

3 реб: Пошла муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: Муха нашла денежку и потратила ее - совершила покупку. Мы поместим самовар на экономическое дерево, он будет обозначать – понятие покупка. А что можно купить за деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот сколько всего можно купить за деньги! Сделать покупку.

Воспитатель: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: Ребята я  приготовила вам игру «Что можно купить за деньги?».

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте. (Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко).

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием

Звучит музыка смс сообщения.

Воспитатель: Ребята нам пришло смс сообщение, давайте посмотрим от кого.Нам пишут герои сказки К. Чуковского «Телефон» послушайте. «Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой «Бармалей» всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места.»

Воспитатель: Послушайте, что он натворил.

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Книжек

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

- Мой, милый, хороший,

Пришли мне перчатки

И мне и жене и Тотоше.

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать шоколадки

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, галоши

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского «Телефон». А сейчас я буду писать сообщение, а вы мне подсказывайте.

1 реб: У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

- Шоколада

2 реб: А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

- Мой, милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне и жене и Тотоше.

3 реб: А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать нам перчатки

4 реб: А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

Воспитатель:  (на магнитной доске вывешивают попарно картинки.) Что попросил слон? (Шоколад) (выкладываются картинки), крокодил – галоши, зайчатки – перчатки, мартышки – книжки.

Воспитатель:: Молодцы, вы правильно выложили все карточки. Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

Воспитатель: Потребности — это всё то, в чем мы нуждаются. Что нам нужно для жизни? (ответы детей). Понятие - потребность – это тоже житель сказочной страны – экономики.

Воспитатель: Вот у нас такая есть замечательная корзинка – потребительская корзинка. Где спрятаны все наши потребности. Поместим ее на наше дерево.

Воспитатель: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями «Надо» то есть то, что необходимо для жизни каждому человеку. Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)

Воспитатель: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями «Хочу». В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей).

Воспитатель: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какой там предмет, какая эта потребность. Настольная игра «Сложи картинку»

Воспитатель: Молодцы ребята! Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т. д.). - А есть еще духовные потребности. Какие? Сейчас узнаем.

Воспитатель:  Слышите музыку? Я вас приглашаю на весёлую разминку.

Игра «Солнышко». Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках лучики тепла (ленточки). Педагог замечает: - Посмотрите, что-то наш Саша замерз! Надо его отогреть! "Замершего" сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок подносит свой "лучик" и говорит, что ему нравится в "замерзшем". Тот, кого "согревают", благодарит, говорит "Спасибо".

Воспитатель: Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).  У всех есть потребность жить в семье.

Воспитатель: Ребята – желание иметь семью, общаться друг с другом, чтобы нас любили, заботились о нас,- все это духовные потребности. А еще главное в жизни – дружба! Не забывайте! И на деньги ее не променяйте!

Воспитатель: Мы с вами подошли к красивому домику. А живет здесь гном-эконом. - У нашего гнома-эконома тоже есть семья. Давайте познакомимся. Гномы очень трудолюбивые. Папа-эконом он работает строителем, строит дома и получает зарплату – это деньги, полученные за труд. Мама-эконом- повар и тоже получает зарплату. Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости. Есть сын-эконом, он учится в университете, и получает стипендию - это деньги за хорошую учебу. Есть дочка-эконом, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все, полученные семьей деньги называются – семейный бюджет или доход семьи.

Воспитатель: Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию, а сын, который учится? (стипендию). - Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет?

Воспитатель: Семейный бюджет или доход семьи вся семья складывает куда? (в кошелек) Кошелек с деньгами мы поместим на экономическое дерево. Это семейный бюджет.

Воспитатель: - Папа гном-эконом получил зарплату, а дочка Маша решила ее потратить.

Папа получил зарплату,

Папа наш теперь богатый!

Сходим с папой в магазин,

Купим маме апельсин.

Купим килограмм конфет,

И сардельки на обед.

Купим ананас для брата -

Папа получил зарплату!

Купим бабушке банан,

В общем, королевский план!

Купим пряники, сосиски,

И трески для нашей киски.

Купим всё, что нам угодно,

Вместе с папою сегодня.

Я счастливей всех, ребята,

Папа получил зарплату!

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли Маша потратила папину зарплату?

(Нет.)- Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую очередь?(Оплата за квартиру, еду, одежду, оплата за детский сад, игрушки.)

Воспитатель: Все вместе это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово – расходы. Расходы - это деньги, которые мы тратим на наши потребности.

Воспитатель: Семья, получила доход, потратила часть денег и немного осталось. Что с ними делать? (копить)

Физкультминутка: «Будем денежки считать»

1,2,3,4,5 (шагаем на месте).

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

1 и 2 оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом в котором мы живем.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний пале)

На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: Игра «Доход - расход»

- Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне не отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель: Ребята, с какими экономическими понятиями, мы познакомились? (потребности, доход, расход, семейный бюджет)

Воспитатель: Замечательно! Но наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. - Вам понравилась наша встреча?

Воспитатель: Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика, передали подарок – это необычные монетки, а монетки сладкоежки, которые тоже продаются в магазине. (или кошелек с деньгами, раздать детям зарплату, по принципу кто как работал)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, умнички, много знаете, умеете! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Игры с Речевичком» по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Очень часто, особенно, у детей с нарушением речи, возникают затруднения при образовании притяжательных прилагательных. Представляю Вашему вниманию конспект ОД, целью которого является - формировать ум...

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги всякие нужны»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №38 «Маленький принц» г.о.Химки             Консп...

НОД Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе «Деньги всякие нужны»

НОД Конспектобразовательной деятельности по финансовой грамотностив старшей группе«Деньги всякие нужны»Подготовила педагог: Можевикина Светлана АнатольевнаМБДОУ№223 г. Ростов на ДонуЯнварь...

Конспект Квест - игры по Финансовой грамотности по мотивам сказки "Гуси-лебеди". Подготовительная группа.

Конспект Квест – игры по Финансовой грамотности по мотивам сказки «Гуси-лебеди»...

Конспект открытой образовательной деятельности по финансовой грамотности «В гости к Мухе-Цокотухе», средняя группа

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой    грамотностиЗадачи:Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, банкнота, кошелек, деньги, прод...

Конспект образовательной деятельности По финансовой грамотности «Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра» Подготовительная группа

Конспект образовательной деятельностиПо финансовой грамотности«Путешествие в историю — счетные точки на монетах Петра»Подготовительная группа...