Конспект НОД «Монетный клад Незнайки »
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Козлова Светлана Саматовна

Непосредственная образовательная деятельность по финансовой грамотности для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 "Лесная сказка"

Непосредственная образовательная деятельность по  финансовой грамотности для детей старшей
группы «Монетный клад Незнайки »

Выполнила воспитатель

 Козлова Светлана Саматовна

Балабаново, 2021 год

Пояснительная записка.

Одним из новейших направлений в дошкольном образовании является обучение детей финансовой грамотности. С детства ребенок видит, что его родители работают, чтобы обеспечить достойный уровень жизни семьи. Ежедневно дети слышат и дома, и на улице, и в детском саду основные экономические термины: деньги, покупка,
магазин, банк, кредит, долг, накопления, траты  и другие.

Обучение финансовой грамотности – это, прежде всего знакомство финансово-экономическими понятиями, а именно профессия, труд, уважение к труду, заработная плата, цена товара, деньги. Во время обучения финансовой грамотности дошкольники получают представление о важности труда, о многообразии профессий, мире рынка и семейном бюджете,  а также, что такое доходы, как уменьшить расходы, деньгах Российской Федерации.

Данная образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с
основными финансовыми  понятиями, и на формирование необходимых для взрослой жизни навыков.

Цель: формировать  основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

Образовательные:

 

  • пополнить активный и пассивный словарь детей
  • познакомить с экономическими терминами
  • познакомить со способами заработка денег и их использования в жизни
  • раскрыть понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные», «безналичные»
  • закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Развивающие:

  • развивать аналитическое  и логическое мышление
  • развивать память, внимательность
  • развивать познавательную активность.
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.
  • развивать коммуникативные качества характера, навыки сотрудничества

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества дошкольников, такие как честность, бережливость, взаимовыручка, щедрость
  • воспитывать бережное отношение к деньгам и уважение к труду

.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Предварительная работа: чтение сказки Н.Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе », «Приключения Незнайки и его друзей», беседы «Кем работают мои родители», рассматривание монет и банкнот, чтение сказок  «Лиса и волк», «Муха-цокотуха», сюжетно-ролевая игра «Магазин», мультимедийные презентации «Виды денег», «Что такое товар», составление коллажа «Все профессии важны, все
профессии-нужны», просмотр видеофильма «Один день из жизни банка», знакомство с физминуткой и пальчиковой гимнастикой.

Оборудование: мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, раздаточный материал на каждого ребенка с коллажем «Что нельзя купить за деньги», слайд-шоу  «Все профессии важны» , мультфильм «Билет на Марс», дидактическая игра «Что нельзя купить за деньги»

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие заключается в следующем :дети знакомятся с новыми профессиями, закрепляют знания о знакомых им профессиях, в процессе образовательной деятельности у детей воспитывается бережное отношение к труду взрослых и бережливое отношение к деньгам. Закрепляется способность иметь свое мнение и не бояться его высказать, уважать мнение остальных детей, вырабатывается коллективизм, стремление работать в команде.
  • Познавательное развитие происходит посредством изучения ребенком себя и мира вокруг себя, в данном случае финансовую среду. Дети знакомятся с денежными единицами, формами денег, развивают свой экономический словарь.
  • Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связное речи детей дошкольного возраста. Также дети знакомятся с новыми произведениями детской литературы, учатся понимать новые жанры.
  • Художественно-эстетическое развитие направлено на повышение фантазии детей, творческих способностей
  • Физическое развитие повышает двигательные функции  детей в процессе занятии.

Интеграция образовательных областей предполагает их тесную взаимосвязь с целью достижения дошкольниками поставленной цели и выполнения задач. В процессе интеграции использовались дидактические игры и познавательно-исследовательская деятельность.

Планируемые результаты:

Дети будут знать:

  • Как заработать деньги
  • Как труд влияет на качество жизни людей и как он непросто дается.
  • Как обращаться с деньгами и беречь их
  • Как принимать первые финансовые решения  в жизненных ситуациях, например плата за пользование интернетом, покупка подарков, разумные и неразумные траты денег и другое

Дети будут уметь:

  • Выполнять поставленную задачу
  • Не бояться отвечать, участвовать в беседах
  • Слушать собеседника, считаться с его мнением,
  • Задавать вопросы, отвечать на них, выдвигать  предположения, искать различные варианты решения ситуаций

Методы и приемы работы с детьми

  • выполнение заданий
  • создание игровых ситуаций
  • прогнозирование, поиск решений и ответов на вопросы
  • использование дидактических игр для выполнения групповых заданий и индивидуальных
  • рассказ, объяснение
  • реализация вариантов действий
  •  исправление ошибок
  • закрепление знаний

Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.

Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта, наличные, безналичные, шуршащая, железная, пин-код.


Ход образовательной деятельности


Воспитатель

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день. Сегодня к нам в гости на занятие придет очень интересный гость. А кто он, вы узнаете, если угадаете загадку

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен,

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Он – художник знаменитый,

Он – известный всем поэт,

Замечательно воспитан,

 Очень модно он одет.

Кто он, быстро отгадай-ка!

Как зовут его?.. (Незнайка)

Воспитатель

- Правильно, ребята. Это Незнайка.


Стук в дверь (под музыкальное сопровождение заходит переодетый в Незнайку второй воспитатель)

 

Воспитатель

-Кажется, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим
(Воспитатель открывает дверь, за дверями стоит Незнайка)
- Здравствуй, Незнайка! Проходи, пожалуйста, к нам в группу, мы все тебя очень ждали!
Воспитатель
- Ребята, поздоровайтесь с Незнайкой .
(ребята здороваются)
Незнайка:

-Здравствуйте, ребята! Я приехал в ваш город Балабаново из  Цветочного городка. И вот шел я мимо вашего детского сада и решил зайти к вам . Я думаю вы мне поможете разобраться вот с этими монетками и бумажками. Я совсем не знаю, что мне с ними делать.
(показывает монетки и бумажки  детям)

Воспитатель
- А кто тебе дал эти монетки и бумажки?
Незнайка:

 -Мне эти монетки и бумажки  дал Знайка. Он их нашел в нашем  путешествии, когда мы с ним летали на Луну и сказал беречь их, потому что они нам еще пригодятся.

 -Но я даже не представляю, для чего они нужны? Может вы мне поможете разобраться с этими странными круглыми железными монетками и шуршащими бумажками?
Дети:

-Конечно, поможем, Незнайка!

Воспитатель

-Ребята, проходите на свои  стульчики и обязательно пригласите с собой Незнайку.

(дети присаживаются на стульчики, поставленные полукругом)
Воспитатель

- Ребята, а вы знаете, что за монетки и бумажки у Незнайки?
(ответы детей)

-Это деньги

-Это монеты

Воспитатель
- Конечно, дети. Это деньги! А для чего они нам нужны? Сейчас мы в вами поиграем в одну интересную игру  и заодно все расскажем Незнайке.

Дидактическая игра: «Зачем деньги людям?»

Воспитатель

-Я бросаю мяч вам и говорю предложение «Деньги нам нужны , чтобы», а вы продолжаете.

-Итак, деньги нам нужны (дети стоят полукругом около стульчиков, воспитатель кидает поочереди всем мяч, дети ловят и отвечают, для чего нужны деньги)
(ответы детей)
-купить еду

-купить подарки
-оплатить услуги
-платить за развлечения, например поход в цирк или зоопарк
-купить вещи  

-помогать бедным

(И другие варианты ответов детей)

Воспитатель

-Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. Ну что, Незнайка, ты понял, зачем людям нужны деньги?

Незнайка:

-Да! Теперь мне все ясно. Ребята, я вас слушал очень внимательно и ко мне пришла такая очень интересная мысль, а построить   ли мне новый городок на эти деньги, что дал мне Знайка? Ведь лучше жить в новом красивом солнечном городке, позвать туда всех своих друзей!!! Какая замечательная у меня идея! И вы, ребята, тоже приходите ко мне.
Воспитатель

- Но, Незнайка, чтобы построить целый город, нужно очень много денег. Думаю, что твоих денег не хватит. Правда, ребята?
(ответы детей)
Незнайка:

- Ну тогда, я полечу обратно на Луну, опять провалюсь в волшебный туннель, чтобы попасть  в лунный город и попрошу его жителей, чтоб дали мне много-много денег. И когда у меня появится много денег  я смогу построить себе большой красивый город и жить в нем!
Воспитатель

-Ребята, Незнайка прав? Так можно будет сделать?
(ответы детей)

-Нет, деньги не падают с луны

-Деньги не дают, просто так

-Деньги надо заработать

-Чтобы появились деньги, надо получить профессию

Воспитатель

-Конечно, нет! Чтоб у тебя было много денег, нужно работать. Сначала дети идут в школу и получают там свои первые знания, потом вырастают, становятся взрослыми, идут учиться в институт. Получают профессию, затем устраиваются на работу и зарабатывают
деньги, которые потом тратят.
Незнайка:

- О!!! Я совсем не знаю никаких профессий. А какие они  бывают? Вы мне скажете?

Воспитатель
- Конечно, мы тебе все расскажем и даже покажем! Но сначала дайте немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА

Физкультминутка «Незнайка»

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

Воспитатель
- Внимание на экран! Ребята, предлагаю снова немного поиграть и познакомить Незнайку с профессиями.

(мультимедийная игра «Все профессии важны, все профессии нужны»
Описание игры: На мультимедийной доске появляются атрибуты, связанные с профессией. Воспитатель загадывает загадку, связанную с атрибутами профессии, ребята отгадывают. Затем появляется отгаданная профессия на экране.

1.Весёлая работа –

Завидно от души:

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши!

Воспитатель загадывает загадку, ребята смотрят на слайд с атрибутами профессии и угадывают ее, появляется ответ (картинка с отгаданной профессией).

2. Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

3. На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

4.Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель.)

5.Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

6.На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

7. Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

Воспитатель спрашивает у детей про каждую профессию, как трудятся люди по данному делу.

Дети отвечают.

Например :пилот  водит самолет, пилот везет нас на отдых. Столяр - очень важная и необходимая профессия, без столяра у нас в квартире не было бы мебели. Это человек, который делает мебель и прочее
Воспитатель

- Ну что, Незнайка, теперь тебе понятно, что такое профессии и какие они бывают?
Незнайка:

-Да, спасибо вам, ребята! Только мне надо подумать кем я буду? И какие бывают деньги? Совсем я ничего про них не знаю.

Воспитатель

-Ребята, давайте  расскажем Незнайке, какие бывают  деньги
(на макете приклеены  деньги бумажные, железные монеты и пластиковая карта )
- Ребята, скажите, какие это деньги? (воспитатель указывает на  бумажную купюру
500, 100,1000, 5000 рублей)
(ответы детей )

Воспитатель

-Вы правы, ребята, это бумажные деньги! Это купюры и их ценность  5000, 1000,500, 100, рублей

Воспитатель

-А теперь назовите главные характеристики бумажных купюр?

(Ответы детей)

- Это деньги, которые сделаны из бумаги

-Они прямоугольного размера

-Если потрогать бумажные деньги, то можно услышать, что они шуршат

-Их можно порвать, это ведь это же бумага. И тогда ими нельзя будет пользоваться.

-Их можно намочить

-Бумажные деньги выдает банкомат, если в него вставить пластиковую карту и ввести пин-код.

Воспитатель
- Правильно.  А на что можно потратить эти деньги?
(Ответы детей, все еще раз закрепляют свои знания о назначении денег)

 -Молодцы!

Воспитатель показывает монеты

- Посмотрите, а это что? (воспитатель указывает на монеты на макете) (ответы детей)

Воспитатель

-Правильно, монеты. Расскажите, что вы знаете про монеты?

(Ребята описывают монеты)

- Круглая, металлическая, звенит, это мелкие деньги, мелочь, они твердые, не мнутся, не портятся,  не ломаются, не рвутся и прочее.

Воспитатель:

- А какие бывают монеты?

(Ответы детей)

-Монеты бывают разные

-Монеты по-другому называют «мелочь»

-Бывают большие монеты, а бывают маленькие

-Монеты бывают разной ценности, например 2,5,10 рублей

Воспитатель демонстрирует данные монеты на макете

Воспитатель

-Скажите, а монеты можно считать деньгами? И что на них можно купить?

(дети отвечают на вопрос воспитателя)

Воспитатель
- Правильно, это деньги железные, это монетки, точно как у Незнайки. И на них тоже
можно покупать только что-то недорогое.
Воспитатель

-Ну а это что такое, ребята? (воспитатель демонстрирует карту)
(ответы детей)
(Это пластиковая карта. Туда поступают заработанные деньги. И этой картой
можно оплачивать товар  или снимать  бумажные деньги в банкомате)

Воспитатель
- Когда денежки находятся в кошельке, они считаются наличными, а если карта, то
безналичные.

Воспитатель
- Ребята, вы знаете, что на деньги можно купить многое, но далеко не все.

 Давайте  вместе расскажем Незнайке, что не получится купить за деньги. Но сначала сядем за столы.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «Три копейки на покупки»
Маму в магазин провожает сын.
Три копейки ей даёт:
– Вот! Купи мне самолёт!
А ещё – ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетрадки, краски, 
Маски, сказки и салазки!...
Постарайся не забыть!
А на сдачу можно даже
И свистульку мне купить!

На столах приготовлены заранее индивидуальные пособия на каждого ребенка. На пособии наклеены различные предметы (солнце,ветер,дружба,радуга,любовь, торт,огурец,машина,стол, небо,луна,семья,конфета, каша )

Логическая игра  «Что нельзя купить на деньги»
Задача - обвести  в круг предметы, которые можно купить за деньги и зачеркнуть то, что невозможно приобрести ни за купюры, ни за монеты .

(Незнайка также выполняет задание на доске.)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые нельзя ни купить, ни продать. Какая цена у дружбы, любви, здоровья?

Дети: Нет цены.

Воспитатель: Наша дружба не имеет цены. Наше здоровье не купить даже за самые большие деньги. А любовь – это подарок судьбы.

Дети:

Ответы. За деньги нельзя купить солнце, ветер, луну, любовь, семью, дружбу, любовь, уважение, честность, трудолюбие и многое-многое другое.

Воспитатель:
- Какие все молодцы! Чувства и отношения людей не имеют цены. Наша природа - бесценна.

-Ну, что, Незнайка, мы с ребятами думаем, что очень помогли тебе разобраться с
твоими деньгами. Надеюсь, что теперь ты понял, как важно и тяжело зарабатывать деньги, как их надо беречь, как разумно использовать.

Незнайка:

-Да! Спасибо вам ребята! Наверно мне пора идти. Я обязательно
выучусь, получу профессию и буду зарабатывать денежки, чтоб построить новый город и всех вас позвать в гости! До свидания, ребята!

 Воспитатель
- Ребята, давайте попрощаемся с нашим другом!

-А в завершении наших приключений, я хочу показать вам очень интересный
мультфильм «Билет на Марс» Смешарики. Финансовая грамотность.

Просмотр мультфильма

Рефлексия:

-Ребята, что больше всего вам запомнилось из нашего занятия?

-Зачем приходил Незнайка

-Как вы ему помогли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Незнайка в стране вежливости»

Способствует формированию нравственных норм поведения, гуманных чувств, норм взаимоотношения между людьми....

Конспект НОД по ПДД "Незнайка в гостях у ребят"

«Незнайка в гостях у ребят» Цель: развивать у детей устойчивые знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Активизация сло...

Конспект досуга - праздника "Привет, Незнайка!", посвящённого 60 - летию выхода в свет книги Н.Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей"

Дети обожают Незнайку за то, что он добрый и весёлый. Досуг направлен на формирование в детях дюбви к детской художественной литературе, развитию речи, мышления, логики и внимания....

Конспект ОД «Ищем клад!»

Задачи: коррекция взаимоотношений детей, создание положительного психологического климата в группе....

конспект развлечения "Поиски клада"

Конспект досуга ко дню лабиринта...

Конспект НОД «Ищем клад» (ФЭМП/конструирование) подготовительная группа

Образовательные задачи: 1.  Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги. 2. Закрепить умение детей анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний...

Конспект ООД «Поиск клада» в старшей группе

Итоговое ООД для детей старшего возраста....