Проект "Экономика для дошколят"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Информационно-практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekonomika_-_kopiya.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта.
втор проекта: воспитатель высшей категории Белышева С. А.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, филиал Сбербанка России №8639/0103 г. Кинешма.
Продолжительность: 1 год (сентябрь – май)
Актуальность проекта:
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста–сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Радикальные преобразования в сфере экономики России показали большую потребность в повышении финансовой грамотности всего населения страны. Это является социальной проблемой не только взрослых, но и детей с раннего возраста. С малых лет ребенок видит, как родители приобретают товары и платят за них деньги, обсуждают зарплаты, платежи за коммунальные услуги, транспорт. Часто малыш не понимает, почему мама с папой не могут купить ему понравившеюся дорогую игрушку. Таким образом дети входят в мир финансов, получают первые экономические знания только ещё на житейском уровне. В 2017 г. утверждена правительственная стратегия повышения финансовой грамотности. По итогам соцопроса по включению финансовой грамотности в дошкольное образование 80%респондентов (администрация, родители, педработники) высказались за внесение и в примерную образовательную программу и в ФГОС. Хотя Минобрнауки и банк России разработали методические рекомендации в области "Основы финансовой грамотности" в ДОО, в детских садах, к большому сожалению, недостаточно методической литературы по теме, демонстрационных материалов, современного дидактического оборудования. Новые технологии быстро входят в нашу жизнь, появляется много банковских продуктов и услуг. Дети становятся наблюдателями, как взрослые совершают те или иные операции в банке: платят за услуги, снимают деньги с карты, берут кредиты и т.д. Одна из проблем, с которой мы столкнулись в том, что дошкольники знают, что есть зарплатные, кредитные пластиковые карты, но не имеют представления, откуда на них появляются деньги, к чему может привести бесконтрольное использование кредиток. Другая проблема - дети не знают и не понимают первичные экономические понятия: бюджет семьи, доходы и расходы, потребности и возможности, что такое номинал, валюта, выгода. Поэтому и был разработан данный проект. Дошкольники должны знать последовательность: нужно хорошо потрудиться-заработать деньги - совершать покупки, жить нужно по средствам, а траты должны быть меньше заработанного. Говорят "Не в деньгах счастье". Однако все мы хотим, чтобы наши дети жили лучше нас. Они должны понимать, что достаточное количество денег откроет перед ними большие возможности. В ходе реализации проекта мы решаем вопросы не только экономического воспитания, но и трудового и нравственного воспитания.
Цель проекта – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры. Сформировать экономические компетенции и финансовую грамотность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с основными экономическими понятиями, ввести в словарь детей экономические термины.
- Формировать знания детей о том, чтобы заработать деньги нужно трудиться.
- Учить детей считать деньги, разумно их тратить.
- Познакомить с валютой - национальной, иностранной, международной.
- Учить пользоваться банковскими продуктами и услугами.
- Научить создавать рекламу-двигатель торговли.
- Показать как взаимосвязаны экономические(труд, деньги, товар, стоимость) и нравственные(обман, щедрость, скупость, благотворительность) понятия.
- Развивать умение детей применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Формы работы: тематические занятия, беседы с привлечением родителей (работников экономического сектора), экскурсии в банк, сюжетно-ролевые и деловые игры, квест - игра, использование ИКТ. Занятия проводятся со старшими дошкольниками по расписанию ДОО, 1 раз в неделю, длительность: (5-6 лет)-25 мин., (6-7 лет)-30 мин.
Работа с дошкольниками строится по 4 направлениям, связанных между собой задачами и содержанием:
- Труд, профессии, реклама,
- Деньги (цена, стоимость),
- Семейный бюджет (доходы и расходы),
- Потребности и возможности.
На основе парциальной программы экономического воспитания детей Шатовой А. Д. "Дошкольник и...экономика" были разработаны задания мониторинга, чтобы выявить уровень знаний экономической грамотности у старших дошкольников. На начало года имели следующие результаты: высокий уровень-4%, средний-40%, низкий-56%.
Планируемые результаты.
Дети:
- Знают и понимают основные экономические понятия, в речи свободно используют экономические термины.
- Знают, что надо хорошо трудиться, чтобы заработать много денег, а потом расходовать их разумно.
- Называют и применяют в самостоятельной деятельности современные профессии (банкир, пиар-менеджер, управляющий).
- Умеют различать национальную, иностранную, международную валюту.
- Могут пользоваться банковскими продуктами и услугами (банкоматом, картами, терминалом)
- Знают, что такое реклама, для чего она нужна и умеют её создавать.
- Сформированы основные правила финансовой безопасности.
- Понимают, что не всё в жизни покупается, главные ценности - любовь, здоровье, заботу за деньги не купишь.
Педагоги:
Имеют высокий уровень овладения теоретическими, методическими, технологическими знаниями по формированию экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Родители (законные представители):
Владеют экономическими знаниями по ознакомлению детей дошкольного возраста с экономическими понятиями.
Помощь в оснащении предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей с экономическими знаниями (дид. игры, оборудование для сюж. ролевых игр «Сбербанк», «Магазин»).
Этапы реализации проекта:
Первый этап: подготовительный
- Изучение и подбор методической литературы.
- Определение тем занятий, бесед с детьми.
- Подбор пословиц и поговорок по теме.
- Изготовление игрового оборудования (банкомат), дидактических игр.
- Работа с экономическим социумом города (с филиалом Сбербанка России №8639/0103).
- Разработка квест-игры «Путешествие Денежки».
- Подготовка, подбор атрибутов для рекламного агентства «Теремок».
Второй этап: основной
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Месяц | Темы занятий | Задачи |
1. | Сентябрь | «Азбука Экономики» «Без труда не проживешь» «Денежные знаки - монета, банкнота» «Цена моей игрушки» | Познакомить детей с основными понятиями экономики, ввести в словарь новые экономические термины. Показать важность труда для получения материальной выгоды. Закрепить знания современных национальных денежных знаков. Уметь соотносить понятия цена - товар. |
2. | Октябрь | «Планируем семейный бюджет» «Что в кошелечке живет?» «Магазин или рынок» «Кем мы вырасти хотим?» | Учить детей считать деньги, познакомить с понятием «семейный бюджет» и из чего он складывается: зарплата, пенсия, стипендия. Как можно экономить на покупках, приобретая их в разных торговых местах. Закрепить знания о профессиях, познакомить с новыми современными профессиями, актуальными в сфере экономики. |
3. | Ноябрь | «Сюжетно - ролевая игра «Сбербанк» «Экскурсия в банк» «Что такое номинал?» «Дел добрых след» (благотворительная акция) | Познакомить детей с банковскими продуктами и услугами: банкоматом, банковскими картами. Закрепить правила безопасного поведения в банке, в обращении с деньгами. Развивать умение детей пользоваться деньгами разного достоинства при покупках товаров. Учить оказывать помощь нуждающимся. |
4. | Декабрь | «Рекламное агентство «Теремок» «Кредит, проблема выбора» «Музей денег» (сайт сбербанка) «Подарки - это доход или расход» | Учить детей создавать рекламу товара. Дать понятие, что такое кредит и чем может быть опасно бесконтрольное использование кредиток. Познакомить с историей денег, совершив виртуальную экскурсию в музей денег. Формировать умение делать подарки своим друзьям. |
5. | Январь | «Экономия природных ресурсов» «Как можно разбогатеть» | Закрепить знания детей по экономии природных ресурсов: электроэнергия, тепло, вода. Выяснить, как экономия этих ресурсов связана с экономией денег. |
6. | Февраль | «Уговор дороже денег» «Какая бывает валюта?» «Финансовая безопасность» «Уроки тетушки Совы» | Познакомить детей со всеми видами валют – национальной, иностранной, международной. Сформировать знания детей по финансовой безопасности. Закрепить знания и умения связывать экономические понятия с нравственностью. |
7. | Март | «Как старик корову продавал» «Юные изобретатели денег» «Экономия - тоже деньги» «Дерево доходов и расходов» | Через сказки продолжать развивать экономические знания и умения детей. Выявить какими экономическими и финансовыми приёмами пользуются герои многих сказок. Составить графическое отображение доходов и расходов семьи (совместно с родителями). Заинтересовать детей изобретением своих денег для игр в детском саду. |
8. | Апрель | «Реклама-двигатель торговли» «Обмен товаром» (бартер) «Управляющий банка» «Денежку наживай да честь не продавай» | Продолжать работу по созданию рекламы, разработать совместно с родителями рекламные баннеры. Дать детям понятие, что такое бартер (обмен товаром) через игровые действия. Выяснить, как дети понимают пословицы и поговорки по теме проекта. |
9. | Май | «Моя копилка» «Решение экономических задач» «Сколько нужно человеку для счастья» «Квест-игра «Путешествие Денежки» | Учить детей решать экономические задачи. Выяснить, что нужно человеку (ребенку), чтобы быть счастливым в современном обществе. Обобщить знания по всем 4 направлениям проекта посредством квест-игры. |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | Анкетирование «Финансовая грамотность в детском саду». Маршрут выходного дня «С родителями в сбербанк». Родительское собрание «Экономическое воспитание старших дошкольников». |
Октябрь | Консультация для родителей «Планируем семейный бюджет вместе с ребёнком». Рассказ родителей о своих профессиях. Изготовление атрибутов для игр «Магазин», «Банк». |
Ноябрь | Участие в благотворительной акции «Дел добрых след», сбор книг, игрушек для многодетных и малообеспеченных семей. Буклет «Финансовая безопасность». |
Декабрь | Путешествие в музей денег (сайт сбербанка РФ). Папка – передвижка «Как с ребенком выбрать подарок для друга». Опрос «Как мы знаем экономические термины». |
Январь | Оформление плакатов «Экономия ресурсов – экономит деньги». Показ видеоролика «Экономика для дошколят». |
Февраль | Фотовыставка «Кем работают наши родители». Изготовление поделок к праздникам: 23 февраля и 8 марта. |
Март | Составить «Дерево расходов и доходов семьи». Аукцион поделок. |
Апрель | Изготовление рекламных баннеров. «Сказки, как средство экономического воспитания», (читаем вместе с детьми). |
Май | Презентация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Памятка для родителей «Советы по экономическому воспитанию детей» Совместное участие в квест-игре «Путешествие Денежки» |
Список литературы.
- «Детский экономический словарь». Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова.- М.: Просвещение, 1997.
- Джугенхаймер Д. У., Гордон И. «Основы рекламного дела». М.: Просвещение, 1996.
- Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников». М., 2002.
- Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика». Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.: Просвещение,- 1992 .
- Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику». С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», - 2002.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова А. Д. «Дошкольник и... экономика». М.: Просвещение, 1996.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная азбука дошколят"
Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...
Занимательные опыты для дошколят
Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...
Фитбол-гимнастика для дошколят
Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...
Что приносит Новый год? Новогодние ритмические загадки для дошколят
Презентация предназначена для работы над развитием ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель - усвоение ритмических групп в размере 4\4. В данной ритмической игре можно выдели...
"Занимательная математика для дошколят"
Обучение дошкольников математике с помощью нестандартных дидактических средств....
Азбука этикета для дошколят
Азбука важна для всех, какая бы она не была. А уж азбука этикета необходима даже взрослым. В предложенном мате...